aif.ru counter
85

ВТО и украинский автопром: кто выиграет, а кто проиграет

На круглом столе в «АиФ» представители украинского автопрома сетовали на несправедливость государства и убеждали присутствовавших, что «халявы не будет» - автомобили не...

Льготы были, есть и останутся

- Одно из требований ВТО - снижение пошлины на ввоз импортных автомобилей до 10%. Готовится ли к этому отечественный автопром?

Олег Свинарчук, президент корпорации «Богдан»:

- Безусловно, ведется определенная подготовка к той ситуации, в которой мы окажемся в связи со снижением пошлин. К сожалению, в Украине каждое новое правительство хочет работать с чистого листа - и не только в сфере автомобилестроения. Но, отменяя старые законы, они уничтожают заложенную в законодательстве стратегию развития автопрома, которая предполагала выход на определенный уровень локализации и подготовку автомобильной индустрии к жесткой конкуренции. Эта подготовка предполагала и возможность быстрого переоснащения, и привлечение инвестиций, и запуск новых проектов. Сейчас, поскольку действие законов было прервано, многие проекты остались не реализованы. Ведь ни для кого не секрет, что переход от СКД (крупноузловой сборки) к мелкоузловой и организация производства комплектующих в стране требуют огромных инвестиций, времени, кадров, наличия рынка. Большинство этих вопросов так и не были решены, потому что законодательную базу постоянно лихорадило. Разумеется, теперь наши темпы развития ощутимо отличаются, к примеру, от российских, где каждые два-три месяца появляются новые инвесторы, которые хотят вложить деньги в развитие производства.

- Условиями вступления в ВТО льготы не запрещены?

Василий Поляков, почетный глава правления корпорации «АиС»:

- Нет. Более того - в бюджете 2007-го существует возможность их введения. Думаю, она будет использована.

Олег Папашев, заместитель главы правления по авто-производству корпорации «УкрАвто»:

- Льготы были, есть и будут, это мировая практика экономической поддержки. Ни одна страна не захочет, чтобы в каком-то из ее регионов не было экономического развития и роста. В Европе понимают, что легче предоставить предприятию льготы, чем решать потом, что делать с безработными. Сегодня во многих регионах ЕС инвесторы получают помощь, которая покрывает до 20% их расходов на создание предприятия. Наша задача сейчас - объяснить правительству, что условия, в которых работают украинские предприятия, несопоставимы с условиями работы европейских, корейских, китайских производителей. Вопрос льгот - это государственный вопрос. И решение его зависит от того, какую цель ставит перед собой государство: сиюминутную выгоду от сегодняшнего налога - дай сегодня побольше в бюджет и о завтрашнем дне не будем думать, - или привлечение инвестиций и развитие. Нам стоило бы «привести в соответствие» не только те законы, которые мешают «свободному передвижению товаров», но и воспользоваться опытом Европы в законодательной защите производителей.

- Если государство не поддержит отечественный автопром, будут ли производители защищать в суде восстановление отмененных в 2005 году льгот?

О. Папашев:

- Бизнес есть бизнес. Тут все пути хороши: и судебные, и законодательные. Если у производителя будет возможность защитить свои льготы в судебном порядке, я думаю, он ею воспользуется. Мы готовим обращение в суд, хотя нам и не нужна конфронтация с правительством. Возвращение льгот в судебном порядке станет сигналом инвесторам: если власть неправа, с ней можно спорить и выигрывать.

О. Свинарчук:

- Мы в подготовке обращения не участвуем. Но если будут прецеденты, мы тоже возьмемся за реализацию такого проекта. Правительство гарантировало нам помощь, исходя из этих гарантий мы привлекли инвестиции. Изменения поставили нас в очень сложную ситуацию, поэтому у нас есть полное право требовать решения этого вопроса в судебном порядке. Хотя, конечно, правильнее было бы говорить не о возвращении старых норм, а о разработке новых правил работы.

В. Поляков:

- Мне кажется, что решениие о правомерности отмены льгот в 2005-м должен вынести Конституционный суд. Это действительно будет прецедент для всех - а не только для компаний «Богдан» или «УкрАвто». Обращение от группы народных депутатов уже лежит в Конституционном суде, вопрос только в том, когда судьи смогут его рассмотреть - они сейчас заняты более насущными вопросами, которые поднимает президент. Кажется, регламента там нет, так что - когда смогут, тогда и рассмотрят.

Халявы не будет

- Если никаких изменений в законодательство до вступления в ВТО так и не внесут, по какому сценарию будет развиваться украинский автопром?

О. Папашев:


- В будущем страны будут продолжать конфронтацию - но уже не на политическом, а на экономическом уровне. Задача каждого государства - создать такую экономическую армию, которая сможет противостоять интервенции другой страны, интервенции другого товара. Не будет такого противостояния - стране придет конец, она прекратит свое существование, станет придатком другого государства.

О. Свинарчук:

- Вопрос потери собственного производства не надуман. Безусловно, при снижении пошлины так называемые СКД-проекты становятся нерентабельными и даже убыточными. При наличии таких выгодных центров автопрома, как Китай, Индия, Россия, производства будут сформированы там, а мы станем страной, которая только потребляет автомобили. Те производственные мощности, которые уже есть в Украине, либо просто исчезнут, либо будут вынуждены переквалифицироваться. О локализации производства, к которой мы стремились, не будет и речи. Хотя для государства она выгодна - это расширение производства, налоги, дополнительные рабочие места.

- Есть ли запас снижения цен на автомобили - в случае, если вернутся льготы или, наоборот, рынок наводнит более дешевая импортная продукция?

В. Поляков:

- Может сложится впечатление, что цены упадут, как только вернутся льготы. Но этого не случится. Полученные от использования преференций средства будут направлены не на снижение цен, а на финансирование программ развития. Цены очень стабильны. Сверхприбылей на рынке давно нет.

- Производители сетуют на снижение пошлины. Но ведь появление более дешевого товара - это не так уж и плохо для потребителя?

О. Папашев:

- Дешевые товары - это хорошо. Но не надо надеяться - халявы не будет. Кроме того, для покупок нам нужны деньги, и зарабатываем мы их на украинских предприятиях. Если украинское правительство создаст выгодные условия, вся эта продукция будет производиться здесь, и у нас у всех будет работа, зарплата и дешевые товары.

Марыля Босакевич

Особое мнение

К сожалению, представители импортеров не смогли присутствовать на обсуждении темы в «АиФ». Поэтому редакция попросила генерального директора Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олега НАЗАРЕНКО прокомментировать основные темы круглого стола.

О льготах

- Если государство давало обещания и предлагало инвесторам вкладывать деньги в развитие автомобильных заводов, нельзя людей обманывать. Конечно, преференции необходимы. Но это не должно быть освобождение от налогов. Глупо освобождать от НДС одну компанию - потом приходится этот НДС возмещать. Поддержка должна быть разумной: можно ввести практику госзакупок, ввести целевые программы, дотации. И еще: не стоит комплексовать и кричать, что у Украины должен быть свой автомобиль. Для него нужны сотни миллионов долларов - ведь он должен быть конкурентоспособным. Лучше собирать в Украине хорошие иностранные автомобили.

О пошлине и ценах

- Никто еще не знает, какой будет пошлина. 10% - это условие, с которым Украина выходила на переговоры. Чем они закончились - неизвестно. Пока не подписан протокол, все условия переговоров засекречены. Никто из тех, кто к ним причастен, официальных комментариев не давал. Какой бы ни была пошлина, на цены ее размер не повлияет. В 2000 году пошлина в Украине составляла 1-2%, затем - 15% , с 31 марта 2005 - 20%, с августа 2005 - 25%. Цены на автомобили практически не росли. Почему? Очень просто: производители всегда дают каждому импортеру возможность заработать его долю - не меньше, но и не больше. Если пошлина растет, заводская цена снижается - и наоборот.

О будущем

- Профильный комитет уже поддержал законопроект депутата Кузьменко о продлении льгот для автопроизводителей до 2012 года. Кроме того, существует постановление Кабинета министров «О сглаживании негативных последствий вступления Украины в ВТО», о котором производители почему-то молчат. В нем даны указания Минпромполитики и Минэкономики провести переговоры и добиться для украинских автопрома, авиа- и судостроения переходного периода. Уже сейчас в Минпромполитики есть движение о повышении пошлины до 32%. Если Украине дадут переходный период, а до того пошлина будет повышена, она может быть заморожена на неопределенный срок. Конечно, возможен и не очень благоприятный для автопроизводителей вариант - если и пошлину снизят, и льготы не дадут. Готовясь к этому, они ищут и находят пути выхода на другие рынки, в первую очередь - на российский.

Смотрите также:

aif.ua
Loading...