aif.ru counter
Игорь МАСЛОВ 72

Подорожают ли импортные авто из-за повышения пошлин?

Все материалы сюжета Авто

Противостояние украинских автопроизводителей и автоимпортеров длится уже больше года. За это время Межведомственная комиссия по внешней торговле успела не только провести расследование, но и вынести вердикт: чтобы защитить внутреннего...

Фото: autocentre.ua

Густые краски

Масла в огонь подливают нередкие заявления членов Ассоциации «Укравтопром» (УкрАвто, Еврокар, ЛАЗ, ЗАЗ и др.) о том, что без поддержки со стороны государства автомобильная отрасль в стране из производящей превратится в сугубо продающую. А это скажется на торговом балансе украинских предприятий и на обеспечении около 20 тысяч их сотрудников рабочими местами.

- После вступления Украины в ВТО ситуация только ухудшается, - отметил на одной из пресс-конференций президент Ассоциации «Укравтопром» Михаил Резник. - Если в 2007 году доля автомобилей, произведенных в Украине, составляла 70% от общего количества, то по итогам апреля 2012 года - 23%. Мощности украинских предприятий загружены на 20%. За три года были сокращены 18 тыс. кадров, задействованных в автопроме. Это рубикон, перейдя который инвестору невыгодно строить бизнес в Украине. Сегодня мировому производителю проще привезти сюда новый автомобиль, чем произвести.

Как уже писал «АиФ» (№ 30’2011 г.), даже рост производства автомобилей в 2010 году не стал для отечественных заводов «палочкой-выручалочкой». Покупатель кошельком голосовал за импортные аналоги произведенных в Украине «одноклассников».

Теория заговора

По мнению украинских производителей, повышение ввозных пошлин на импортные авто до 25% поможет продукции отечественных заводов конкурировать с «японцами», «немцами» и, особенно, «китайцами». Последние, к слову, из года в год повышают качество и уже представляют серьезную угрозу продажам не только украинских, но и корейских автомобилей. Чего греха таить - даже флагман отечественного автопрома, ЗАЗ Forza, - копия китайского Chery A13.

- Если украинский автопром - это копирование китайских образцов и крупноузловая сборка корейцев, немцев и чехов на территории Украины, то нам уже нечего спасать и защищать, как об этом говорят так называемые производители, - размышляет независимый автоэксперт Игорь ЛУНЬКО. - До кризиса, в отличие от сегодняшнего положения дел, автомобильные компании могли себе позволить строить заводы в Украине. Выходит, те, кто успел это сделать, делают все возможное, чтобы изменить правила игры на рынке в свою пользу.

С другой стороны, как отмечает эксперт, все эти «войнушки» производителей и импортеров затеяны лишь для того, чтобы подогреть покупательский интерес.

- В условиях, когда автокредитование практически свернуто (банки помогают покупателям лишь в 20 случаях из 100), муссируемая на протяжении года тема о ближайшем повышении пошлин, что скажется на стоимости импортных автомобилей, способна заставить обзавестись автомобилем даже тех, кто откладывал покупку на год-два, - отмечает он.

Щедрость правительства

Слова эксперта подтверждаются цифрами. Только за первые четыре месяца 2012 года украинцы потратили на автомобили больше 1,5 млрд долл. Это на 12% больше, чем за четыре месяца 2011-го. Притом за весь 2011 год эта цифра составила 5 млрд.

Тем не менее, Межведомственная комиссия по внешней торговле (МКВТ) решила, что требования автопроизводителей, инициировавших расследование, заслуживает внимания.

- Решение комиссией принято, но сейчас проводятся соответствующие консультации с нашими крупнейшими торговыми партнерами, по завершении которых решение будет оглашено, - заявил министр экономического развития и торговли Петр Порошенко. - Я утверждаю, что на сегодняшний день есть все основания для того, чтобы таким образом защищать рынок в Украине. Почему украинские производители и украинский рынок должны быть защищены 6-10%-ной пошлиной и это кого-то волнует, тогда как те же производители в России защищены 20-25% пошлины и успешно развивают свою промышленность, увеличивая инвестиции в отрасль, и это никого не волнует?

В то же время, его точку зрения не разделил член президиума Автомобильной федерации Украины, нардеп Виктор ЯНУКОВИЧ (младший):

- Введение спецпошлины на ввоз автомобилей будет иметь разрушительные последствия для украинского рынка. Если мы говорим о развитии, а не о консервировании отрасли, на рынке должна работать свободная конкуренция. На условиях, которые предлагаются, можно спасти одну-две компании на несколько лет, но не индустрию в целом. Цены на украинские автомобили сразу же повысятся, но не за счет улучшения качества, просто на рынке не будет выбора. При этом больше всего пострадает средний класс населения.

Импортеры ищут лазейки

Несмотря на несогласие с решением МКВТ, импортеры постепенно готовятся принять новые условия игры на украинском авторынке. Поскольку пошлины будут касаться лишь бензиновых автомобилей с объемом двигателя 1-2,2 л, многие из дилеров уже завозят на склады дизельные аналоги.

- Трудно говорить от имени всех импортеров, но мне кажется, что реакция будет похожей, - отмечает маркетинг-директор компании «Пежо Украина» Олесь ШКУРАТОВ. - Те бренды, которые предлагают покупателям автомобили с бензиновыми двигателями менее 1 л и дизельными агрегатами, переориентируют свои заказы в производство на них. Остальные постараются максимально наполнить свои склады в Украине до введения в действие повышенных пошлин. Все прекрасно понимают, что если пошлины и будут введены, это явление временное, т.к. последует реакция: как ВТО, так и международных компаний-производителей автомобилей, что приведет к их отмене максимум через год после введения. Но я все-таки очень надеюсь, что у правительства хватит ума пошлины не повышать.

Что будет с ценами?

Опрошенные «АиФ» эксперты не спешат прогнозировать ценовую ситуацию на рынке, но сходятся во мнении, что решение о повышении пошлин (максимум на 15,1%) не застанет импортеров врасплох. Даже спустя месяц-два после вступления решения в силу у украинцев будет возможность приобрести автомобиль со склада по прежним ценам. А вот тем, кому не подойдет стандартная комплектация, заказ с завода обойдется уже дороже.

 

Смотрите также: