aif.ru counter
Виктория ХАДЖИРАДЕВА 5440

20% бензина в Украине – некачественные: как избежать подделки

Рост цен и нехватка качественного топлива привели к тому, что увеличилось производство как фальсификата, так и легального бензина, произведенного с нарушениями технологий. Чем выше цены на топливо, тем больше подделок появляется на рынке

Топливо
Топливо © / АиФ в Украине

Ослепительное топливо

Правоохранительные органы Украины должны разобраться с количеством фальсифицированного бензина. Такое требование озвучила «Консалтинговая группа А-95». Эксперты подсчитали: не менее 20% топлива в Украине некондиционное.

«Паленого бензина стало больше. Это связано с тем, что чем выше цены на легальное топливо, тем выгоднее его подделывать, – утверждает Сергей Куюн, директор «Консалтинговой группы А-95».

По словам эксперта, в стране для фальсификаторов есть много возможностей.

«Есть неучтенные запасы: скважины, из которых можно вести нелегальную добычу. Можно выкачивать нефть из нефтепроводов, можно легально добывать газоконденсат. Есть возможность добавлять присадки к топливу: бензол, метанол, биоэтанол. На рынке масса топливных компонентов, никто не следит за ними. Это приводит к разгулу фальсификата», – продолжает Сергей Куюн.

Нелегальные производители добавляют в топливо токсичные и ядовитые вещества.

«Они вредят двигателю и топливной системе автомобиля, при сгорании образуют ядовитые соединения, которые попадают в воздух, убивают окружающую среду и вредят здоровью человека: дышать этим нельзя», – говорит эксперт.

Но и легальное топливо качеством не радует.

«Совсем недавно на производстве не просто некачественного, но откровенно вредного для человека топлива, попалась одна из крупных сетей в Киеве и области. Они добавляли в смесь метанол. Это токсическое вещество, настоящий яд. Если потереть глаза пальцами, смоченными в метаноле, человеку грозит полная потеря зрения. При этом смесь продавалась как экологически чистая, и руководство до сих пор не понесло никакого наказания», – рассказывает Геннадий Рябцев, замдиректора по научной работе НТЦ «Психея».

Вредные добавки

Итак, что же добавляют в топливо, отчего оно становится вредным для человека и окружающей среды. Первое – все тот же метанол.

«Одной из самых страшных добавок является метанол. Несколько лет назад его использование было запрещено в омывателях, он настолько ядовит, что даже от вдыхания паров, попавших на стекло, некоторые водители теряли сознание и не могли управлять автомобилем. В топливе его использование тоже запрещено. Тем не менее, его добавляют открытым способом, мы видим это по результатам анализов, которые проводим», – говорит Куюн.

Очень опасной и вредной добавкой является монометиланилин (ММА). Его применение в Украине запрещено. «Это октаноповышающая присадка. В основном такой бензин реализуют на трассе сливом из бензовоза или на небольших дорогах районного значения, чаще в Восточной Украине, где есть коксохимические заводы», – говорит Рябцев.

ММА оседает в воздухе на высоте 60 см от земли и долго не распадается. Симптомы отравления впечатляют: реакции становятся заторможенными, человек задыхается, уши и кончики пальцев синеют.

Еще одна распространенная практика – нарушения пропорций разрешенных добавок. Причем часто количество «легальных» вредных веществ превышает допустимое в десятки раз. «Те образцы, которые нам доводилось исследовать, и те результаты анализов, которые у нас есть, показывают, что в некоторых случаях в топливе содержится до 15% – 20% бензола и толуола, вместо положенного по техрегламенту 1%. Это недопустимые параметры, настоящая отрава», – говорит Куюн.      

По мнению экспертов топливного рынка, вреден для авто и биоэтанол, который по прошлогодним нормам должен присутствовать в любом бензине в количестве не менее 5%. «Смеси с этанолом вредны для топливной системы. Этанол – это обычный спирт, он коррозионно-активный и гигроскопичный. Все алюминиевые, резиновые детали, которые содержатся в топливной системе, находятся в опасности. Гигроскопичный – значит, тянет на себя воду, где есть неплотности в топливной системе: воздух подсасывается, а с ним и водяной пар и он отрицательно влияет на функционирование системы», – говорит Рябцев.

Да и польза для экологии, на которой настаивали инициаторы добавления в бензин био-этанола, спорна.

«Выбросы СО2 действительно снижаются, зато увеличиваются выбросы альдегидов, воздействие которых на организм человека еще до конца не изучено», – говорит Куюн. 

Смена табличек

Но самым распространенным способом обмана потребителя является даже не добавление добавок и присадок, а просто смена табличек.

«На вкус, цвет, запах человек не может отличить 92 бензин от 95-го , 95 евро 0, от 95 евро 5 и подавно. Поэтому проще простого: поменять таблички и грабить потребителя на разнице в цене. Судите сами: самое дорогое топливо стоит 18.10, самое дешевое: 14.70. Сменив табличку, вы заработаете гораздо больше, чем на добавлении чего-то октаноповышающего», – считает Рябцев.  

Эксперт сетует: стандарты никто не соблюдает. «Следование национальным стандартам стало делом добровольным. Государственные проверки качества не финансируются, начиная с 2008 года. На спиртовое и смесовое топливо и вовсе нет стандартов. Даже на бензин экологического класса «евро три» и то нет стандарта. Такая ситуация выгодна всем, за исключением тех, кто честно работает на рынке».

Как избежать подделки: советы от Геннадия Рябцева
Не соблазняться дешевым бензином. Если на заправке продается топливо, которое на 70 коп.  1 грн дешевле, чем на соседней заправке, это значит, что владелец этой заправки раскинул сети на лохов. Сейчас цена близка к рыночной, розничная наценка составляет порядка 5%, и если бензин на 70 коп. и больше дешевле, чем у других, то бизнесмен торгует себе в убыток. А так как никто этого делать не станет, то либо владелец заправки «химичит» с налогами, либо с качеством. 
Не вестись на рекламу разнообразных биодобавок, магнитных активаторов топлива, суперконцентратов, где что-то добавляют в бензин. Все это развод.
Выбрать для себя брендовую заправку – сеть АЗС, на которых будете постоянно заправляться. Машина приспосабливается к топливу одной сети или одного производителя.
Требуйте сертификат и паспорт качества. Первый указывает, на каком предприятии приобретено топливо, а второй – насколько его характеристики соответствуют нормативным. Если дата этих документов не более 2-месячной давности, то высока вероятность, что это то топливо, о котором идет речь, если  больше, то на заправке лучше не заправляться.