aif.ru counter
48

Объемное настроение

Все материалы сюжета Искусство

Трудно себе представить, что огромное художественное полотно можно «соткать» из десятков тысяч разноцветных лоскутков бумаги. Да так, что изображение неожиданно «оживает», встает перед зрителем выпукло и натурально. «Мозаичная цветопись» - так...

Фото: aif.ua

До конца января харьковчане могут увидеть 45 его полотен на выставке «Апостольское запричастие» в галерее АВЭК, основанной народным депутатом Александром Фельдманом.

«Шитье» в формате 3D

Чтобы создать одну такую картину, художнику требуются месяцы, а то и годы, и море терпения и усидчивости. Полотно будто бы складывается из бесконечных паззлов, порой отличающихся друг от друга лишь легким переливом полутонов. Эти паззлы - всего лишь кусочки бумаги, выкрашенные акрилом.

- Под высокой температурой эти кусочки впаиваются в холст, получается что-то вроде фанеры, изображение приобретает объемность, рассыпаясь мозаикой, - рассказывает Олег Лазаренко. - Но прежде чем творить мозаику, на холст надо нанести контуры рисунка специальными мягкими материалами - углем, графитом, пастелью. Потом бумага красится акрилом в заданный цвет. И наконец - наклеивание «паззлов». Эта техника выросла из традиций харьковской школы - их еще в 20-е годы прошлого столетия привил ученикам авангардист Василий Ермилов. Последователем стал Михаил Шапошников, у которого в свое время я и учился с 1 курса.

По оценке искусствоведов, такая техника своей философией уходит в далекое прошлое: в мозаичные полотна раннего средневековья, в манеру трудоемкой украинской вышивки с ее «объемным» шитьем стежками. А эффект - почти такой же, как от современной компьютерной графики с пиксельным изображением в формате 3D.

Чистая доминанта

Тематика работ Лазаренко - преимущественно духовная. К ней художник пришел уже с первых своих картин. На полотнах, выставленных в галерее АВЭК, - христианские апостолы, святые, древнерусские князья, преподобные старцы: живые лики, пристальный чистый взгляд, который, кажется, не сводит с вас глаз. Самая большая картина на выставке - «Иисус и евангелисты» - занимает центральное место в экспозиции. Мозаичная цветопись - пожалуй, один из наиболее удачных методов для работы с такой ответственной темой. Перед тем как приступить к широкомасштабному проекту, автор объездил православные святыни в Стамбуле, Сирии, Палестине, на Святой земле, работал там, получал благо-словение от духовных наставников.

Личная боль от пережитой утраты - Лазаренко похоронил родителей - сдела-ла художника мудрее и сильнее, укрепила в вере. Когда умерла мама, он отправился в паломничество на Соловецкие острова, посещая по пути многочисленные русские монастыри. И рисовал ночи напролет. Паломнические духовные искания принесли свои плоды: образы на картинах-мозаиках стали убедительнее и чище. Кстати, портрет матери, памяти которой и посвящен проект, занял на выставке в галерее отдельное место.

Впрочем, «закольцовываться» строго на религиозной тематике автор не собирается. Как признался Лазаренко журналистам во время открытия выставки, сейчас он живо интересуется историей Украины и планирует в мозаике «оживить» целые исторические полотна.

- Конечно, в эту тему надо вжиться, - делится планами художник. - Сегодня история меняется, меняется ракурс ее изучения, сам подход - он становится более глубоким. Я рожден в СССР, поэтому, прежде чем приступать к работе, мне надо пересмотреть историю, поймать этот ракурс.

ДОСЬЕ

Олег Лазаренко родился в 1961 году в Харькове. В 1977-м окончил Харьковскую художественную школу им. Репина и Академию дизайна и искусств. В 1982-1983 годах стажировался в Высшей художественной школе в г. Галла (Германия). Член творческой группы Буриме. Лауреат муниципальной премии им. Ермилова. Картины художника висят в музеях и частных коллекциях Украины, России, Германии, Франции, Канады, Венесуэлы, Кубы, Чехии.

Смотрите также:

aif.ua
Loading...