aif.ru counter
Анна ГОНЧАРЕНКО 430

Режиссер Олесь Санин: «Призрак коммунизма не издох»

Кинематографист – о ДНК украинской культуры и формуле успеха

В этом году наши кинематографисты порадовали зрителей целой чередой интересных фильмов. Мы ждали еще одной премьеры – фильма «Поводырь», которую постоянно откладывали. Скорее всего, картину мы увидим в следующем году. О том, что именно скрывается за драмой с исторической основой, рассказал режиссер и сценарист Олесь Санин.

­– Это история американского мальчика, ставшего свидетелем случайного убийства чекистами своего отца – иностранного специалиста. За мальчиком ОГПУ организовывает погоню, но ребенка спасает слепой кобзарь. Фильм – путешествие во времени, в сумрачное начало 30-х годов, путешествие в закрытый и загадочный мир незрячих музыкантов, веривших, что воина убить возможно, а песню о свободе нет.

Дух сопротивления

– Какова сюжетная линия героини, которую сыграла Джамала?

– Джамала играет главную женскую роль – Ольгу Левицкую. Прототипом ее героини была актриса театра «Березиль», который был разгромлен в 1933 году, а его художественный руководитель Лесь – расстрелян. Но актеры театра еще при жизни были «увековечены» в бронзе – они позировали для фигур у памятника Тарасу Шевченко в Харькове. Они стали казаками, гайдамакой, наймычкой, рекрутом, рабочим и… комсомолкой с книгой.

По легенде скульптор Матвей Менизер случайно встретил прекрасную девушку в парке и предложил ей позировать для образа комсомолки. Джамала и сыграла в фильме актрису – «комсомолку с книгой», которая пела джаз и влюбилась в инженера из далекой Америки. Сыграла удивительно, а точнее прожила. Я уверен в том, что весь актерский ансамбль будет высоко оценен публикой. Главную роль бандуриста Ивана играл Станислав Боклан, главного антагониста – офицера ОГПУ, Александр Кобзарь, а 11-летнего американского мальчика – Антон Грин, его мне нашла судьба в далеком Детройте. Кроме этого в фильме снимались незрячие актеры и музыканты, их мы собирали по всей Украине.

– Сколько документального материала содержится в фильме?

– Много лет назад я услышал историю об уничтожении кобзарей. Потом были книги Роберта Конквеста «Жатва скорби», дневники Дмитрия Шостаковича, где он описывал эти события. Я начал вести собственное расследование. Я не смог найти документов, что «Сталинский съезд кобзарей» прошел в такой день и такой час. И не верю, что кто-то из кобзарей, которые славились особенной прозорливостью, не знали, чем все закончится, и сами приехали на плаху. Но я нашел протокол этнографической комиссии о просьбе выделить 800 рублей  на проведение съезда и суточных для более 200 кобзарей.

В доступных архивах КГБ исследователь Кость Черемский нашел десятки документов, дел, протоколов допросов и доносов – в каждом из них фигурировали кобзари как враги народа и «чуждый националистический элемент». Вышли постановления ЦК ВКП(б) «О запрете попрошайничества» и «Об обязательной регистрации музыкальных инструментов в отделах милиции и НКВД».

Очевидно, эта история должна стать предметом более глубокого исследования историками или журналистами. Я режиссер. Я снимал фильм художественный, не документальный, но рассказывал историю о том, во что я верю и в чем уверен. Историю о том, что власть изо всех сил старалась сломить народ. Морила его голодом, отбирала последнее, заставляла убивать брата и закладывать отца. И все-таки не смогла, потому, что существовали те, кто хранил саму душу народа, живую память и веру в свободу и независимость. И власть решила их уничтожить.

Тест на пригодность

– Немало украинских, да и российских, фильмов –  это взгляд в прошлое. Насколько нам полезен этот опыт? Он важен для вас?

– Люди часто задают вопросы о причинах кризиса в искусстве, о наших исторических корнях, о правде и неправде. Что такое хорошо? В чем ДНК украинской культуры? Я искал и нашел для себя ответ. Факт уничтожения кобзарей подтверждает, что они – то, что считалось серьезным и важным на этой земле и отвечало понятию «культура». И если хоть толика этого будет жить у зрителя в сердце после фильма – я буду счастлив.

В Греции во времена тиранов был Гомер. В средневековой Европе – менестрели. Украинские бандуристы в самые тяжелые периоды приходили, чтобы рассказать правду. Когда я брался за этот отрезок истории, за 30-е годы, он не был моим любимым. Это – время настоящего сумрака. Память так устроена, что не хочет сохранять в себе все трудное и плохое. Я не хотел снимать фильм о страхе, я снимал о надежде и вере. Но все покажет день премьеры.

– Вы как-то говорили, что несколько удачных украинских фильмов могут изменить ситуацию в кинопространстве. Они появились, к счастью. Есть смысл ждать прорыва?

– Я не люблю слова «прорыв», «надрыв» и «разрыв». Хотим мы этого или нет, но искусство не любит революций. Но такие рывки, которыми в Украине развивается жизнь и искусство, не позволяют организовать эволюционное течение.

У нас появлялся театр мирового уровня, а потом приезжали «воронки». Режиссер снимал неординарный фильм, и его сажали в тюрьму. Да и сейчас, кажется, что призрак коммунизма, побродив по Европе, не издох, а затаился где-то недалеко. Пока мы можем гордиться не культурой, а лишь отдельными произведениями, которые чудом сохранились или дошли до людей.

«Фильм, как новая земля»

– Как вы думаете, может ли быть формула удачного фильма? Такого, который будут смотреть всегда?

– Есть одна история о Леонардо да Винчи. Он составил таблицу идентификации: пронумеровал все виды ушей, носов, глаз и т. д. Он бродил по Флоренции и  записывал с натуры: уши – четыре, нос – девять, губы – семь, глаза – шесть. Приходил домой и рисовал портрет поразительного сходства. Его ученики тоже составляли портреты. Но получалось совсем непохоже.

О формуле не знаю, но уверен, что залог успеха в фильме – рассказанная история. Именно она – первоочередное, а средство и способ – вторичны. Средство рассказа – это выбор режиссера, оператора, художника, актеров и других участников процесса. Если получится удачно – критик назовет это стилем. Но изначально все зависит от истории. Ты должен влюбиться и понять, сможешь ли рассказать ее как никто другой. 

Режиссер – это Колумб. Он говорит королю, что привезет кучу золота, хотя не золото его истинная цель. Плывет на корабле через неизведанный океан и верит, что хочет открыть новую землю. Пока он в это верит, верит и его команда. Моряки не хотят америк и индий. Они хотят денег, рома и женщин. Но если мореплаватель-режиссер верит  в новую землю, он доплывет. Пусть ее назовут чужим именем. Но есть и история «режиссера» Кука, которого съели аборигены. Но я думаю, что его не съели. Просто он перестал верить, и команда бросила его за борт.

Досье

Олесь Санин родился в 1972 г. в Камень-Каширске. Окончил Киевский государственный институт театрального искусства им. И. Карпенко-Карого. Режиссер, сценарист, оператор, продюсер документальных и художественных фильмов. Лауреат Государственной премии им. А. Довженко за фильм «Мамай», Серебряной медали Академии искусств Украины, Серебряной медали им. Братьев Люмьер. Играет на бандуре, торбане и колесной лире. Сам создает музыкальные инструменты.

Смотрите также:

aif.ua
Loading...