aif.ru counter
Анна ГОНЧАРЕНКО 185

Украинцы пытаются отправить на «Оскар» новый фильм «Параджанов»

Все материалы сюжета Кино

Елена Фетисова – о своем фильме про культового режиссера, пиратстве и выживании украинского

Украинский оскаровский комитет выдвинул на соискание самой известной кинопремии мира фильм «Параджанов». В тот же день он вышел в украинский прокат.

Ленту об эпатажном, непреклонном и многогранном Сергее Параджанове с 12 по 18 сентября этого года увидели зрители Алчевска – города, где создатель «Теней забытых предков» отсидел в тюрьме почти пять лет.

«Армянин, который родился в Грузии и отбывал срок за украинский национализм», – так говорят о Параджанове, и именно эту фразу произносит и главный герой нового фильма.

Почему в западном кино украинцы вытесняют албанцев и русскую мафию >>

Сценарист, продюсер и сорежиссер «Параджанова» Елена Фетисова рассказала «АиФ», как родилась художественная биография уже признанного гения.

Заключение художника

Елена Фетисова. Фото Анны Гончаренко

– Почему прокат стартовал именно в Алчевске? Жизнь связывала Параджанова со многими другими городами, но вы выбрали именно тот, где он сидел в тюрьме.

– В какой-то степени это символично. Он не только отбывал там срок, но и вышел на свободу. Именно поэтому нам показалось, что здесь должен получить свою жизнь и фильм.

В Алчевске осталось множество людей, которые знают и помнят Параджанова. Там есть его музей, всем, что связанно с Сергеем Иосифовичем, в городе живо интересуются. Но при этом его фигуру не пытаются идеализировать и монополизировать.

Фильм посмотрели все те люди, которые помогали Параджанову в тюрьме, носили ему передачи. Присутствовала Людмила Чимирис, которую он часто упоминал в своих письмах. Она сохраняла коллажи, передавала письма близким, хотя это был большой риск для нее.

– Герой фильма говорит, что художнику нужно побывать в тюрьме. Как вы считаете, для настоящего Параджанова заключение было ударом или испытанием?

– Для меня было очень сложно реализовать в фильме этот этап его жизни. Тот, кто бывал в местах заключения, знает, что там тяжело дышать даже тогда, когда ты не находишься в помещении. Передать это ощущение очень сложно.

Этот период в жизни Параджанова, с одной стороны, был трагедией, но, с другой стороны, он открыл те творческие качества, которые впоследствии помогли ему выжить. Я имею ввиду его художественные способности. В тюрьме он создал восемьсот коллажей, и его талант раскрылся еще сильнее.

Новая кино-ассоциация обещает, что украинское кино будет в топе >>

Этот опыт обогатил Параджанова историями жизни его сокамерников. Он выжил и 15 лет после тюрьмы создавал коллажи. Благодаря им он также известен во всем мире.

Неизвестная молодость

– Насколько я знаю, на всех этапах работы вы согласовывали материал с близкими Параджанова – его женой Светланой Щербатюк и другом Романом Балаяном. Что они сказали, увидев окончательный вариант?

– Особенно много творческой совместной работы у нас было с Романом Гургеновичем. Это пошло только на пользу фильму. Как продюсер я предлагала ему режиссировать картину. Но Балаян отказался. Сказал, что слишком хорошо знал Параджанова и не может быть объективным. Однако первым фильм посмотрел именно он. У Балаяна остались некоторые претензии, но главное, что он сказал, – картина удалась.

Светлана Ивановна перед просмотром очень волновалась. Для нее Параджанов всегда был близким человеком, которому она, не побоюсь громких слов, посвятила свою жизнь. Мы смотрели фильм с ней вдвоем. После того как она увидела часть о его молодых годах, у нее был шок. Она сказала, что в этой части он особенно похож. Об этом периоде жизни художника известно не много, но оказалось, что мы точно воссоздали его образ, манеру поведения.

Светлана Ивановна поблагодарила, сказала, что за эту картину ей не будет стыдно и больно. О Параджанове говорят и пишут много неприятных вещей. Возможно, часть – правда. Наша картина тоже очень честная. Просто я правду говорю по-другому.

Исполнитель главной роли и сорежиссер фильма Серж Аведикян был лично знаком с Параджановым. Фото с сайта armenpress.am

– Вы писали сценарий, общались с друзьями и близкими Параджанова, продюсировали фильм. Потом вы вместе с Сержем Аведикяном режиссировали ленту. Он, в свою очередь, исполнял и главную роль. Как вам давалась такая многослойная работа?

– Груз ответственности и давление были огромными. Я ведь снимаю фильм не о малоизвестной личности и не о человеке, о котором известны уже хрестоматийные истины. Наш фильм – художественный и полон художественного вымысла, фантазий и обобщений. Однако, безусловно, в нем есть и должна быть документальность, ведь он называется «Параджанов», а не, например, «Король говорит». Соответственно, образ должен быть достоверным. Но он должен быть понятен и всем тем зрителям, кто не знал Параджанова, а значит, образ должен быть еще и универсальным.

Кабмин решил ввести налог на кино >>

Я жду шквала мнений, в том числе и отрицательных. Это хорошо, ведь у каждого есть свой Параджанов. Но главное – чтобы после просмотра зрителю захотелось узнать эту фигуру лучше и подумать: «А я бы смог так, как он?».

Неинтересная свобода

– В последнее время за украинским кино все интереснее наблюдать. Проснулось ли государство, или же наши кинематографисты раскачались?

– Одно без другого не существует. Кино – ужасно дорогостоящее занятие. Короткий фильм можно снять в домашних условиях. Но снять фильм для широкого экрана – нет. Талантливым людям нужны источники финансирования.

Замечательно, что государство проснулось. Но только финансирования Госкино недостаточно, да оно и не должно полностью финансировать нужды кинематографа. Необходимы альтернативные источники. К примеру, сейчас мы, украинские продюсеры, поддерживаем инициативу вступления Украины в фонд «Евримаж» (фонд поддержки кинопроизводства при Совете Европы. – Ред.).

Дай бог, чтобы и украинский зритель проголосовал «рублем» в поддержку нашего кинематографа и доказал, что украинское кино вновь востребовано.

Не могу не сказать и о проблеме пиратства. Сейчас много говорят о том, что украинские фильмы не окупаются. Но если мы не поставим вопрос о запрете пиратства на государственном уровне, ни о какой окупаемости нет смысла говорить.

– Как вы считаете, если бы Сергей Параджанов жил сейчас, ему бы понравилось работать в современной Украине?

– Сейчас в Украине тот, кто хочет работать, работает. Для этого есть условия и финансирование. И уважаемые режиссеры, и молодые кинематографисты – все могут снимать кино.

Параджанов же всю жизнь провел в борьбе с запретами. Не знаю, насколько бы он реализовался в наших условиях, но хочется верить, что он бы «взорвался» еще больше. Но мне кажется, что ему было бы неинтересно и скучно жить сейчас.

Михаил Ильенко – о том, как вернуть любовь зрителя к украинскому кино >>

Досье

Елена Фетисова родилась в 1964 г. в Киеве. В 1987 г. окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии. Продюсер, режиссер, сценарист документальных фильмов «Вероника и саксофон» (2005), («Стояла себе хатка» (2006 г.), «Не один дома» (2009 г.). Член Союза кинематографистов Украины, лауреат премии Кабмина им. Леси Украинки 2009 г. «За лучший детский фильм».

«Параджанов» – дебютный игровой фильм Елены Фетисовой, снятый в сорежиссуре с французским кинематографистом Сержем Аведикяном.