aif.ru counter
582

Фильм «Киборги»: в Киеве показали историю защитников Донецкого аэропорта

АиФ.ua побывал на допремьерном показе фильма «Киборги» и о многом задумался. О языке, как оружии, об истине, правде, войне и Донецком аэропорте. Ведь все это уместилось в одном фильме.

Если человек вам заявляет, что Украина для него – это леса Ровенщины, хлебы Полтавщины, Карпаты и бескрайние поля, знайте: этот человек ничего не знает о своей родной стране. Сегодня Украина – это кровавая война, борьба двух слоев общества, это языковой вопрос, незаконная вырубка лесов и добыча янтаря. И Украина – это «вишневый сад коло хаты», то, что можно осязать, охватить взглядом. И самое главное. Украина – это Донецкий аэропорт.

Следует признать, что во все времена в учебниках и сборниках мифов и легенд есть один незримый вывод, который видно сразу сквозь строки. Историю творят не обстоятельства или времена. Историю творит человек в порыве жесточайшего отчаяния, озлобленной ярости, безысходности, когда ему кажется, что все потеряно. Только человек, идущий на смерть понимает, как прекрасна жизнь. И только человек, взявший в руки оружие знает, что мир – бесценен.

Кстати, в подобных мыслях нет ничего нового - они посещали головы многих украинцев в последние 4 года. История Донецкого аэропорта – доказательство того, что может человек в порыве ярости. Превратить аэропорт в форпост, в «Брестскую крепость» наших дней – вот это и есть суть противостояния осенью 2014 года, и в тот момент даже слова очевидцев превращали истории об аэропорте в легенду. Мир же устроен так, что люди юбят легенды, и особенно – их киновоплощение. Жаль лишь, что многим достойным историям достался недостойный режиссер, загубивший всю картину на корню.

«Киборгам» в этом смысле повезло, ведь им достался Ахтем Сеитаблаев, несколькими годами ранее всколыхнувший общественность своим пронзительным фильмом «Хайтарма». Стоит отметить, что критики боялись – легенда может стать пафосной лентой на манер одиозного «Сталинграда» или «Утомленных солнцем», где события развиваются по накатанной: сложные условия – кризис – пафос – призыв – нереальная бойня и смерть. Этого, к счастью, не случилось, ведь Сеитаблаев – признанный мастер драмы и острых диалогов. Легенде повезло с «воплотителем», потому что в первую очередь, режиссер спросил совета у военных, выживших очевидцев и участников событий. Обратился к тем, кто может рассказать о войне гораздо больше, чем самое дорогое кино и гораздо пронзительней, чем даже талантливое перо Натальи Ворожбит, - сценариста фильма.

Фильм снимали с февраля 2017 года, съемки проходили под Киевом, в селе Крюковщина, а взлетные полосы воссоздали на запасном аэродроме под Черниговом. Кстати, стоит отметить и еще одно совпадение. История Донецкого аэропорта сама по себе – прямое доказательство того факта, что чтобы построить – иногда необходимо разрушить. 

«Декорации аэропорта были вначале полностью отстроены, а затем разрушены в соответствии с рекомендациями консультантов, чтобы было реалистично. Вообще, мы изначально решили, что будем упирать не на яркие батальные сцены, а именно на реалистичность событий, поскольку нашими консультантами были люди, реально участвующие в конфликте. Мы вначале повезли фильм в Мариуполь, поскольку решили - люди, испытавшие на себе всю тяжесть войны, должны увидеть нашу историю первыми» - рассказал режиссер корреспонденту АиФ.ua.

Сценарий для фильма создала, буквально – выстрадала, известная украинская писательница Наталья Ворожбит, которая сама призналась, что ей было страшно и трудно подступиться к этой непростой истории. В фильме почти 80% - события, которые действительно были и от которых уже не отмахнуться. Для зрелищности картины и чувствительности добавлено несколько лиричных сцен. И вот о них поговорим подробнее.

Не зря в начале обзора мы упомянули о такой себе «маленькой», «карманной» Украине, место для которой найдется у каждого в сердце. У героев этого фильма не было никаких особых знаний, чтобы спорить в Интернете, писать блоги или ругаться по телевизору, оперируя большим объемом фактов. Вместо этого в душе был призыв к действию, холодная ярость и ирония, которая в трудный момент становится незаменимой.

Сами герои – простые люди, жившие в разных регионах Украины и имеющие различные причины взять в руки оружие. Одному больно смотреть, как рушиться его страна, второй пытается отвоевать для себя достойное будущее, третий воюет, потому что нет другого выхода, а четвертый – давал присягу. И все эти простые, но в то же время – сложные житейские истории уместились в одной картине. Сам фильм – демонстрация того, что в жизни многое решает мгновение. Просто наступает момент, когда ты в опаленной действительности видишь не просто дерево посреди поля, а клубы дыма, огонь и смерть. И тебе становится плохо при мысли, что вот здесь пройдет солдатский сапог, будет граница с врагами. Но ты – не эксперт, не ученый, чтобы искать ответ в высоких материях, а обычный сельский мужичок, который привык отбиваться вилами. И ты берешь в руки оружие и идешь на войну.

Герои фильма не пытаются искать ответ на вопросы о языке, о национальной принадлежности, потому что и так понятно, что никакого ответа не последует. Ведь Украина сегодня – страна, которая сама задает вопросы, мечется в поисках ответов и натыкается лишь на тишину. На самом деле, фильм нужно смотреть не только как пример мужества и силы, которые не прикрываются ненужными словами, но и как модель современного украинского общества. Все потому, что Сеитаблаев в каждом герое отобразил, фактически, целую страну. Сложную, местами – ослабленную, но тем не менее, у которой еще есть шанс выжить.

 В эту атмосферу полной разрухи как-то совсем по-родному умещается старинное закарпатское танго «Гуцулка Ксеня» - песня, в сущности, о любви. На фоне нее как-то слишком иронично звучит гимн Украины на рингтоне одного из бойцов. И если задуматься об уместности этой песни здесь, в аэропорту, где каждый день умирают люди, понимаешь суть диалога о родном языке. Для кого-то язык - это оружие, возможность показать, что не все потеряно и не все закончено. А кто-то воспринимает родной язык как инструмент для творчества и музыку. Как бы там ни было, а старинную песню теперь можно считать альтернативой раскрученному танго «Утомленная солнцем», которое отождествляют со Второй мировой войной.  

Фильм «Киборги» - это тот долгожданный проект, который так необходим на уроках истории в нынешних школах, по телевизору 8 мая, в день годовщины Революции. Потому что ни в одной стране мира не принято раскидываться своими героями. И хоть «Киборги» не стали точкой в конфликте, не стали решающим фактором в борьбе, они навсегда остались символом того, что в мире, как ни крути, побеждает правда. Режиссер фильма создал если не точку в культурном конфликте, то восклицательный знак, силует которого отпечается в тетради на все последующие страницы.

Премьера фильма приурочена ко Дню Вооруженных сил Украины – 6 декабря, а в кинотеатре «Оскар» в понедельник, 4 декабря прошел допремьерный показ картины. Однако, до этого картину первыми увидели жители Мариуполя – города, который на себе почувствовал войну. «Гуцулка Ксеня», ставшая символом этого фильма, гуляет по городам Украины и уверенно завоевывает сердца зрителей. Почему уверенно? Потому что у нее – очень надежные хранители.