aif.ru counter
163

«Стал знаменитым после короткометражки «Вернись»

Режиссер Андрей Кириллов – о том, как снять стоящее кино в украинских реалиях

Лента «Вернись» за несколько дней достучалась к сердцам сотен тысяч зрителей в Интернете. Позже ее показали во всех кинотеатрах страны. Создатели на такой успех не особенно рассчитывали. Зато об Андрее Кириллове, режиссере картины, теперь говорит вся небольшая отечественная кинотусовка.

Силиконовая долина, а не Голливуд

- Андрей, «Вернись» - это ведь не первая ваша короткометражка? А о чем первая была?

- Моя первая короткометражка была, скорее, экспериментальной работой. Я только начинал работать с камерой. Пробовал снимать в студии у друзей. Работа была чёрно-белой и главным героем был парикмахер. Я снимал своего друга, он очень не хотел сниматься и не понимал, зачем это нужно. Я и сам не понимал, но когда начинаешь снимать, хочешь досмотреть этот фильм до конца. Так и втянулся. 

- Почему решили связать свою жизнь с кино?

- Связать жизнь с кино получилось органично. Сначала я поступил на актёрский факультет. К концу третьего курса начал работать в театре и много снимался в кино. Потом, после окончания института, сразу поступил на театральную режиссуру. Продолжал сниматься. Начал пробовать снимать сам. В какой-то момент понял, что на съемочной площадке чувствую себя как дома. Кино люблю с детства. Хочу сказать, что моё поколение людей выросло на хорошем кино. Кино это наша места. Мы стремимся добиться признания именно в этой области. Чаяния современной молодёжи - скорее, силиконовая долина, нежели Голливуд.

- Короткометражка "Вернись" сейчас транслируется в кинотеатрах по всей Украине, а ранее была показана в интернете. В какой-то момент вы проснулись и почувствовали себя известным?

- По поводу короткометражки «Вернись» я, скорее, не проснулся знаменитым, а постепенно наблюдал как становлюсь таковым. С друзьями, с актёрами и автором текста Татой Кеплер, сидели над ноутбуками и смотрели как наше маленькое кино распространяется по интернету. Это продолжалось, пока нам не предложили отправить работу на фестивали и мы закрыли YouTube канал, на котором она лежала. Распространялось она очень быстро: мы выложили видео в 10 утра, а к обеду уже собрали 18.000 просмотров. К шести вечера о нас написали все значимые интернет-издания, и в общей сложности получилось собрать около двух сотен ссылок в интернете. И речь не в признании и популярности! Речь о том, что эта работа очень многим помогла. Нам писали из реабилитационных центров, писали вернувшиеся с войны, писали люди, близкие которых вернулись с войны. Как оказалось, это работа отозвалась во многих людях, и они начали делиться этим с нами. 

Все режиссеры разные

- Ежегодно выпускаются десятки студентов с образованием режиссера. Что, по-вашему мнению, должно выделять их из толпы подобных с таким же образованием?

- Дело в том,  что режиссёр, и в целом человек творческой профессии, всю свою карьеру ищет, чем же он отличается от других. Это такой индивидуальный внутренний процесс. И радость, которую получают художник в процессе создания своего произведения, заключается именно в приближению к самому себе. В каждой новой работе ты узнаешь о себе что-то новое, поэтому, несмотря на муки творчества, несмотря на творческие кризисы и усталость, ты снова берёшься за следующую работу, потому что это следующий шаг. Шаг, который поможет тебе обрести собственный стиль. Нет одинаковых людей. Все режиссёры разные! Только плохие режиссёры похожи друг на друга. Это значит, что они действуют по штампам и не приблизились к себе.

- Назовите имена режиссеров, которые повлияли на ваше становление в профессиональном плане?

- Не скажу, что кто-то из режиссёров конкретно повлиял на моё становление. Я, скорее, стал режиссёром потому, что много читал в детстве, и много интересовался театром в студенческие годы. Если все же стараться назвать фамилии, то это фамилии театральных режиссеров Литвы. Туминас, Някрошюс, например. Их решения не оставляли равнодушным. Если говорить о кино, то все фильмы, которые я смотрел в пыльных жарких видеосалонах, где приходилось сидеть на табуретке - казались мне магией.

- Некоторые считают, что посыл и финал любого фильма должен быть оптимистичен. Что думаете на эту тему?

Говорить о посыле и финале каждого  фильма - это как говорить о жизни каждого человека. Нельзя сказать, что должно быть, а чего нет. Все разные, и у всех разная истории, разные посылы и финалы. Скорее, у фильма должна быть так называемая сверхзадача - то, ради чего фильм создан. Это то, что приводит к катарсису, обостряет ощущения жизни  и обновляет человека. "Идея" - если хотите.

«Кто-то везет груз, а кто-то пуст»

- Какими вы представляете зрителей ваших короткометражек, клипов?

- Образ своего зрителя чётко сформировался для меня во время моей театральной деятельности. Я играл главную роль в спектакле "Чайка по имени Джонатан", спектакль шел с аншлагами на протяжении семи лет. Зритель, который приходил туда, был умным, начитанным, глубоким, образованным студентом высшего учебного заведения. Наш зритель полностью поглощал нас, переваривал в себе и возвращал нас обратно другими людьми. Теперь для меня этот зритель вырос, готов слушать и смотреть другие истории. Его много, он умён и жаден к новым знаниям. Он хочет узнать себя, увидеть себя, осознать себя и понять, куда двигаться дальше. Моё творчество - это крючок, который позволит ему глубоко,  внутри себя, найти ответы и действовать.

- Недавно вы сняли клип группе "Антитела" на их версию песни Кузьмы Скрябина "Люди як кораблі". Что вас натолкнуло на идею клипа?

- Идея клипа группы «Антитела» лежит в образе, положенном туда Скрябиным. Давайте поразмышляем о людях, используя такой образ - корабли. Большие и маленькие. Все стремятся к горизонту. Кто-то тонет сам, не сумев противостоять штормам. Кого-то топят. Кто-то доходит до точки назначения . Кто-то везёт груз, а кто-то пуст.

- Что бы вам хотелось привнести в фильмы украинского производства?

- Самое главное, чего не хватает в фильмах украинского производства - это рынка. Его нет! Вот когда мы будем снимать 100 фильмов в год, с украинским кино будет всё в порядке. У нас очень много талантливых людей, все очень разные, но не у всех есть возможность снимать. В институтах учат быть талантливыми, но не учат быть предприимчивыми. Ко всему приходится доходить самому, как впрочем и во всём другом.

- Какие черты украинцев вы планируете подчеркнуть в своих будущих работах?

Я считаю, что черты украинцев ничем не отличаются от черт людей любой другой национальности. Ты или человек - и согласен с этими ценностями, либо нет.

- Какое ваше мнение относительно основных ошибок украинских клипмейкеров?

- Мне кажется, что в музыкальных клипах не может быть никаких ошибок. Это чистое поле для Экспериментов.

Запрещать ничего нельзя

- Есть ли в вашем арсенале вирусное видео?

- Когда-то давно, я с одним хорошим знакомым и двумя другими хорошими знакомыми сняли первое в Украине вирусное видео для Интернета. Это была реклама. Заказчик - большое агентство. Продукт большой компании.  Было весело и удачно.

- Что вы думаете относительно запрета фильмов советского периода на территории Украины?

- Запрещать ничего нельзя. Человек, обладающий интеллектом, обязан иметь несколько точек зрения по одному вопросу. Нужно не запрещать, а бросить все силы для того, чтобы Научить Человека Мыслить! И сопереживать!

- Какие ваши творческие планы на будущее?

- Мои творческие планы - продолжать ковыряться в себе. Снимать кино. Докопаться наконец-то до собственного голоса и стиля.

 Ярослава Рожок