aif.ru counter
1489

Любим зрителями, забыт режиссерами: Почему Михаил Пуговкин остался не у дел

13 июля исполняется 95 лет со дня рождения блистательного советского актера Михаила Пуговкина.

Кадр из фильма

Про таких, как Пуговкин, говорят – самородок. Парень из бедной деревенской семьи с тремя классами образования, попав в столицу, сразу сумел обратить на себя внимание профессионалов. Сначала на одном из спектаклей драмкружка Михаила заметил заслуженный деятель искусств РСФСР Федор Каверин, после чего пригласил его во вспомогательный состав Московского драмтеатра. А после Пуговкиным заинтересовался известный режиссер Григорий Рошаль. Он пригласил 17-летнего парня сниматься в картину «Дело Артамоновых».

«ТЫ ТАКОЙ НАРОДНЫЙ!»

Фильмография Пуговкина насчитывает 100 киноработ. Несмотря на то, что ему преимущественно доставались роли второго плана, он был во всех смыслах народным артистом. Увы, как это часто случалось и случается с пожилыми советскими актерами, в последние годы своей жизни он оказался на обочине профессии. Ролей ему не предлагали, хотя Михаил Иванович находился в хорошей физической и творческой форме. А главное – он хотел работать, хотел сниматься.

Вдова Михаила Ивановича Ирина Лаврова-Пуговкина вспоминала, как однажды в Ялту, где они отдыхали, внезапно приехал Александр Абдулов. Пуговкин тогда, в 1990-е, уже несколько лет практически не появлялся на экране. Абдулов был изумлен тем, в какой отличной форме находится пожилой актер, и пригласил его на главную роль в свой фильм «Бременские музыканты & Co». Так получилось, что в 1999 году Пуговкин сыграл свою девяносто девятую по счету кинороль. К сожалению, большой прокатной судьбы «Бременские музыканты & Co» не имели, несмотря на громкие имена: Абдулов, Мишулин, Пуговкин, Ярмольник, Вертинская. Даже начальник охраны президента РФ Ельцина в титрах значился.

Спустя несколько лет Пуговкина пригласили сняться в картине «Бриллианты для Золушки». Там он должен был сыграть деда-фронтовика. Актер согласился. На работу ушло пять съемочных дней, хотя изначально планировался только один. Снимали на улице при морозе минус 34. А Пуговкину на тот момент было уже за 80. Он стойко все выдержал, отработал по полной программе. В итоге ничего из отснятого материала в фильм не вошло, зато имя Пуговкина, как и Льва Дурова, вынесли на обложку диска – чтобы народ привлечь.

Несколько раз Пуговкин соглашался на съемки в рекламе. Рекламировал в том числе и средство для потенции. Девочек-моделей в кадр ему лично подбирала супруга. Актриса Тамара Носова тогда пошутила по этому поводу: «Ой, наш секс-символ вернулся!» Конечно, съемки в рекламе актерской профессии Михаилу Ивановичу заменить не могли. Талант Пуговкина ценили лучшие советские режиссеры. Но с уходом больших мастеров ценить, видимо, стало некому.

«Миша долгие годы был дружен с Сергеем Бондарчуком, - рассказывала в интервью «АиФ» вдова актера. – Работая над экранизацией «Войны и мира», Бондарчук часто говорил: «Миш, я так хочу тебя снять! Но ты такой народный, такой популярный, что запросто все настроение в фильме можешь сбить!»

Пуговкин и правда прославился своими комедийными ролями, хотя в Школе-студии МХАТ его готовили к драматическим работам. Но судьба распорядилась иначе. Его даже Рязанов хотел взять в «Карнавальную ночь» на ту роль, которую в результате исполнил Ильинский. Просто Ильинский на тот момент был уже популярным актером, а Пуговкин – молодым, начинающим. Поэтому выбор оказался не в его пользу. И так происходило много раз в жизни».

МЕЧТАЛ СЫГРАТЬ ВАСИЛИЯ ТЕРКИНА

После того, как на экраны вышла картина Бондарчука «Они сражались за Родину», Сергей Федорович однажды подошел к Пуговкину и сказал: «Миша, я перед тобой виноват. Надо было тебя брать на главную роль в эту картину. Никулин, конечно, замечательный актер, но суть русской натуры ты передал бы лучше». И таких ситуаций в жизни Пуговкина тоже было немало. Но не обижался, не таил обид.

«У Михаила Ивановича характер всегда был легким, – вспоминала вдова Пуговкина. – Даже к тяжелым ситуациям он относился с юмором. Он никогда не был суровым и не любил никого поучать. Ну не было у него такого в характере. Наверное, эта его черта как-то связана с крестьянскими корнями. Кстати, за это качество Мишу очень любили молодые актеры».

Если одни именитые режиссеры раскаивались, что не взяли в свой фильм Пуговкина, то другие были готовы даже остановить съемки ради Михаила Ивановича. Однажды, например, Леонид Гайдай приостановил на месяц съемки своей комедии «Спортлото-82» только ради Пуговкина. Актер ошпарился кипятком, когда пытался в номере гостиницы приготовить себе чай. Конечно, пользоваться кипятильником в номере гостиницы было строго запрещено, но любимым актерам администрация делала поблажки. Вот Пуговкин и опрокинул на себя целую банку крутого кипятка. Михаил Иванович просил тогда Гайдая заменить его другим актером. Но режиссер возразил: «Нет, будем ждать, потому что я никого больше в этой роли не вижу – только вас!».

Этот эпизод в биографии актера скорее, конечно, исключение, чем правило. Обычно Пуговкину доставались роли второстепенные, а то и вовсе эпизодические. А Михаил Иванович всю жизнь мечтал сыграть Василия Теркина. Но не случилось…

ЯРКИЕ ОБРАЗЫ МИХАИЛА ПУГОВКИНА В КИНО

«Солдат Иван Бровкин» (1955) — Захар Силыч.

«Иван Бровкин на целине» (1958).

«Девчата» (1961) — комендант.

«Дайте жалобную книгу» (1964) — азартный сосед.

«Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965) — прораб Павел Степанович.

«Свадьба в Малиновке» (1967) — Яшка-артиллерист.

«Варвара-краса, длинная коса» (1969) — царь Еремей.

«12 стульев» (1971) — отец Федор.

«Иван Васильевич меняет профессию» (1973) — кинорежиссер Карп Савельевич Якин.

«Финист — Ясный Сокол» (1975) — Воевода.

«Не может быть!» (1975) — Горбушкин.

«Лес» (1980) — Восмибратов.

«Спортлото-82» (1982) — Сан Саныч Мурашко.

aif.ua
Loading...