aif.ru counter
112

Зеленые иголочки. Откуда пришла к нам новогодняя елка

Без елки и Новый год – не праздник. Конечно, многие сейчас задумываются над тем, что столько деревьев ради запаха хвои дома губить не стоит. А вместе с тем задаются вопросом: откуда пришла к нам традиция ставить в своей квартире на Новый год елки?

Зеленые иголочки. Откуда пришла к нам новогодняя елка
Зеленые иголочки. Откуда пришла к нам новогодняя елка © / Скриншот

Откуда пришла к нам традиция ставить в своей квартире на Новый год елки?

Задобрить злых гномов

Ученые предполагают, что елка – одно из ритуальных деревьев, через которые наши предки передавали жертвы богам. Начало истории таких ритуальных деревьев уходит корнями в глубокую древность. И, скорее всего, в теплых странах такими растениями были пальмы, а в более северных широтах – вечнозеленые елки.

«Когда мы говорим новогодняя елка, то подразумеваем сразу три дерева хвойных пород – елки, сосны и пихту, - говорит культуролог, преподаватель Киево-Могилянской академии Юлия Никишенко. – А то, что все их называют елками, свидетельствует о том, что традиция, связанная с ними, имеет, так сказать, северные корни, ведь чем дальше на север, тем в лесах больше по сравнению с любыми другими деревьями – именно елок».

Правда, наши древние предки живые елочные деревья в языческие времена, а, возможно, и чуть-чуть позже, украшали в лесу, развешивая на ветках дары, а по одной из версий – жертвоприношения (в лучшем случае - части разделанных туш животных, в худшем – человеческие останки).  В пользу версии о жертвоприношениях, которые по одной версии развешивали на елочках, по другой - оставляли у дерева, говорит, по мнению Ю. Никишенко, существование образа Снегурочки, которая зимой есть, а как только пригреет солнце – исчезает, превращаясь в облачко. И Дед Мороз ее находит в лесу. Есть также предположение, что в дохристианские времена старых больных и немощных людей, а также просто «лишние рты» могли отправлять в лес в качестве жертв для задабривания богов. Пример – сказка о том, как злая мачеха отправляет падчерицу зимой в лес подснежники собирать: ясно, что цветов в лютые морозы в лесу не найти, а вот замерзнуть легко одетому подростку – вполне реально.

Но больше всего культ украшенной в лесу елки, а также лесной елки с жертсоприношениями на ветвях, связывают с Германией, где, по преданиям, таким образом древние люди пытались ублажить лесных духов, которых изображали в виде гномов, и часто – очень злых. 

Со временем срубленные елки «перекочевали» на площади в города, а затем и во дворцы. И в немецких рождественских гимнах елка упоминается уже с XVI века. Но  только к концу XVIII века елочки начинают устанавливать дома, о чем говорят литературные произведения того времени. Одно из первых – «Страдания юного Вертера» И. Гете, написанное в 1774 году. Вот характерная цитата:

«…в воскресенье перед Рождеством он вечером пошел к Лотте и застал ее одну. Она приводила в порядок игрушки, которые приготовила к празднику своим младшим братьям и сестрам. Он заговорил о том, как обрадуются малыши, и припомнил те времена, когда неожиданно распахнутые двери и зрелище нарядной елки с восковыми свечами, сладостями и яблоками приводило его в невыразимый восторг».

Может, лучше без топора?

Из Германии традиция украшать дома елки распространилась по Европе, а в Российскую империю ее привезла немка, жена императора Николая І, Александра Федоровна (которая на самом деле была принцессой Фридерикой Луизой Шарлоттой Вильгельминой Прусской). О том, что елка стала привычным рождественским украшением домов высших слоев общества, говорит рассказ Ф. Достоеквского «Елка и свадьба», написанный в 1848 году. А в конце ХІХ века уже активно печатали и продавали открытки с изображением Святого Николая, несущего на плечах срубленную елку.

На территории Украины в это время елки начали ставить в панских домах. Простые люди на рождественские праздники по-старинке украшали свои «хаты» «дидухами» - снопами ржи или пшеницы. Но елки в имениях господ уже никого не удивляли. Наверное, многие из школьных лет помнят душевную и драматичную историю о мальчике Васильке, котрый перед Рождеством вез в панский дом срубленную в своем дворе красавицу-елку? Это рассказ М. Коцюбинского «Ялинка», написанный в 1891 году:

«Був святий вечір. У хаті в Якима готувалися до свята. Лише сам Яким сидів невеселий. Старший син Василько розмірковував: чи це через те, що нездужає, чи через нестачу грошей, щоб викупити від шевця мамині чоботи. Раптом у хату зайшов чоловік. Він шукав для пана ялинку. Батько подумав та й домовився продати ту, що росла під їх будинком за три карбованці. На блакитні очі в білявого Василька набігли сльози. Йому жаль стало зеленої стрункої ялинки, що одна звеселяла зимою садок».

Моду ставить в своих домах и квартирах елки практически 100-процентно подхватили украинцы в советское время. Правда, сейчас многие начали отказываться от того, чтобы ради праздника губить дерево, и взамен настоящим лесным елочкам ставят искусственные аналоги или ограничиваются сосновыми ветками. А, может быть, придет время, когда мы снова будем украшать елочки в лесу или в городских парках, не срубая их. Как это когда-то делали наши древние предки. Только, в отличие от тех далеких времен, праздник будет без жертвоприношений.

Алла Рыбалко

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/aif_ukraine.