aif.ru counter
28

Малышка с улицы Койкого

Статья из газеты: «АиФ. Здоровье» № 11 12/03/2008

Ну, кто не понял? Конечно же, с улицы Максима Кой-ко-го. Вот уже много лет мы не перестаем смеяться нал этим забавным эпизодом из фильма «По семейным обстоятельствам». Маленькая пациентка логопеда, кажется, совершенно не переживала из-за своих...

Какой занятный язык!

-   РЕБЕНОК начинает говорить. Конечно, это еще не взрослая речь. Как определить, правильна ли она для его возраста?

-  Первая речь ребенка это гуление в ответ на мамины слова, на какие-то прикосновения. И по активности гуления или по его отсутствию уже можно говорить о каких-то проблемах. Обычно, это держит на контроле педиатр. Где-то к годовалому возрасту у маленького человечка формируется автономная речь. Кроме общепонятных и коротких слов типа «папа», «мама», «дай» он говорит слова, понятные только ему. Здесь важно побольше разговаривать с ребенком, но ни в коем случае не сюсюкать с ним. Конечно, видя своего розовощекого карапуза, так и тянет сказать ему что-нибудь детское, на «его» языке, думая, что так ему будет понятнее. Это грубейшая ошибка. Ребенок учится говорить у вас, а не вы у него. Другого примера, кроме вашего, у него просто нет. Вот он и заложит в мозг разные «бибики», а позже будет удивляться, что таких слов нет, и заучивать новые. С новым, незнакомым ему произношением. Обычные, взрослые слова ведь тоже можно говорить нежно, но при этом четко.

Чуть позже, приблизительно в два года пора вводить в лексикон местоимения. Если до сих пор вы говорили - «мамина ложка», «Катина игрушка», то начинайте говорить «моя» - «твоя». Где-то к трем годам этот процесс должен быть завершен - ребенок начинает осознавать себя как личность. Важно не упустить. К этому времени должна сформироваться хорошая фразовая речь. А к четырем-пяти годам ребенок уже должен четко выговаривать все звуки. И если какие-то проблемы с этим есть, назначаются занятия с логопедом.

-  До какого возраста формируется артикуляционный аппарат ребенка?

-  Нельзя сказать, что артикуляционный аппарат формируется как скелет или как зарастают роднички. Анатомические нарушения если есть, то они видны с рождения. С ними справляются хирурги. Если не говорить о таких тяжелых патологиях, как рассеченное небо, то самой популярной и относительно безобидной патологией артикуляционного аппарата является приросшая уздечка языка.

-  А кто у маленьких деток разглядывает эти уздечки?

-  Должен педиатр, но обычно замечает мама. Короткая уздечка часто вызывает проблемы с сосанием. Мышцы языка при сосании должны активно работать (тоже своеобразная подготовительная артикуляционная гимнастика). Если язычок приросший, то ребенку трудно даются такие движения. Он может злиться и плакать оттого, что молочко выбегает, а в рот не попадает. Это самый явный признак. Иногда короткую уздечку можно увидеть, когда ребенок кричит. А бывает, что ее диагностирует уже логопед, к которому ребенок попадает в 4-5-летнем возрасте с отставанием в произношении. Уздечка подсекается хирургически, операция несложная. Но, как и все остальные проблемы, ее лучше решать все-таки на раннем этапе.

Что может логопед

-   КРОМЕ анатомических, какие еще бывают причины проблем с произношением?

-   Возможен слабый тонус мышц артикуляционного аппарата, тогда с этим можно справиться специальными тренировками. Бывает генетическая предрасположенность. Есть семьи, где картавят, шепелявят, посвистывают из поколения в поколение. Отдельно выговорить звук человек может, а в речи он как бы смазывается. Обычно это Р и Л, близкое к В. Вообще же деткам хуже всего даются то же Р и шипящие С, Ш, Ж. Но если малыш занимается с логопедом, то порой бывает достаточно нескольких занятий, чтобы поставить тот или иной звук. Гораздо сложнее его закрепить. В этом очень важны усилия родителей. Они должны и сами правильно говорить и за ребенком следить постоянно. Те же задачи и у воспитателя в группе. Потому что часто детки в кабинете логопеда говорят правильно, а только выйдут за дверь...

-   Моей двухлетней дочери перед отправкой в детский сад предстоит среди прочих врачей, предусмотренных медосмотром, пройти еще и логопеда. Конечно, в своем возрасте она еще не все правильно говорит...

- К слову, в этом списке должен быть еще и стоматолог. И в этом тоже большая польза. Так как неправильно сформированный прикус может повлечь проблемы с произношением. Но вернемся к логопеду. Посещение специалиста полезно в любом возрасте. Логопед не обязательно ориентируется на чистоту речи. Для речи, как и для всего остального, существуют усредненные возрастные нормы. Специалист увидит, как у ребенка развит фонетико-фонематичес-кий слух. Возможно, ребенок неправильно говорит, потому что неправильно слышит эту фонему? Состояние слуха тоже очень важно. Логопед, как и ЛОР, может проверить состояние слуха, обычно с помощью каких-то музыкальных инструментов. Домашние привыкают к ребенку, и им обычно кажется, что он говорит нормально, а специалист поможет определить, нет ли отставаний. Как ребенок общается - фразовой речью или еще с помощью отдельных слов или вообще звуков? Логопед может и годичного ребенка посмотреть и уже сделать определенные выводы. Здесь еще не говорим о чистоте произношения, но другие моменты речевого развития на время осмотра уже можно определить. Кроме того, нужно помнить, что каждый ребенок индивидуален, у каждого свой темперамент и свои сроки развития. И если малыш еще чего-то не понимает или что-то не говорит, то врач должен понять, есть в этом закономерность или это просто растерянность от посещения чужого кабинета и общения с чужой тетей?

Часто мама говорит, что дома ребенок может больше. Поэтому к посещению логопеда нужно подготовиться. Ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что он должен будет что-то тете рассказать. Для ребенка хуже этого слова ничего нет. Лучше заинтересовать его тем, что он сможет тете рассказать все, что знает, а знает он ого-го сколько! Настоящий молодец! Или что-то в этом роде.

Если врач увидит какие-то проблемы, он может посоветовать отправить ребенка не в обычный, а в логопедический детский сад, специализированную группу или порекомендовать малышу индивидуальные логопедические занятия (ведь не в каждом саду есть логопед).  Польза от этого будет непременно. Ведь логопед не только ставит звуки, он развивает сенсорику вообще. Работают со звуком, с цветом, с формой, с воображением. Все должно развиваться в гармонии.

Польза от тазика с песком

-   ЗНАЧИТ, правда, что всякая ручная работа - аппликация, лепка и т.п. способствуют развитию речи?

- Абсолютная правда. Мелкая моторика рук очень развивает мозг. Очень полезны всяческие шнуровки, мозаика, конструкторы (размер деталей подбирайте по возрасту), нанизывание бусинок, пуговиц, заплета-ние, вырезание, лепка. Не обязательно покупать дорогие игрушки. Даже шнурование ботинок и застегивание пуговиц можно превратить в увлекательную игру.

Очень приятна и исключительно полезна песочная терапия. Берете обычный ящик, тазик или другую емкость - достаточно широкую. Заполняете ее чистым речным песком. Рядом кладете различные игрушки и другие мелкие предметы. Идеально подходят игрушки от «киндер-сюр-приза», причем вместе с яйцами. Яйцо может быть и летающей тарелкой, и подводной лодкой, и сундуком с сокровищами. Вперед! Можно отправляться в путешествие. Искать зарытый в песке клад, вести караван по пустыне... Подушечки пальцев буквально усеяны нервными рецепторами, сигналы из которых идут прямо в головной мозг. И «пощекотать» эти рецепторы весьма полезно для умственного развития. Желательно, чтобы работала и левая, и правая ручка, чтобы гармонично развивались оба полушария мозга. Вообще, если хотите, чтобы ребенок правильно развивался, побольше играйте с ним. Ибо игра в его возрасте - ведущая деятельность.

-  Сейчас существует много развивающих программ для малышей в разных форматах. Достаточно включить телевизор или компьютер, и ребенку покажут и сам предмет, и научат его правильно называть на всевозможных языках.

-  Все это, конечно, хорошо. Но я бы хотела предостеречь от излишнего увлечения «самостоятельной работой» малыша. Конечно, для вечно спешащих родителей очень удобно включить ребенку мультик и в это время что-то очень нужное успеть сделать. Но для ребенка жизненно важно именно общение. Нужно, чтобы сказку читали близкие люди. Чтобы он не подстраивался под темп телевизионного продукта, а жил и понимал в своем темпе. На каком-то моменте он может попросить объяснить, задать вопрос. Какой-то эпизод может заставить пропустить, потому что он вызывает у него неприятные эмоции (и это тоже важно уметь заметить и проанализировать, почему именно). Где-то он задержится, рассматривая картинку, к чему-то захочет вернуться. При таком чтении ребенок больше запоминает, кроме того, срабатывает сам фон получения информации - общение. Он не один читает. Значит, то что интересно ему, интересно и папе, и маме... Значит, все идет правильно и хорошо...

Со временем ребенок уже будет помнить, на какой странице что написано и, даже не умея читать, будет произносить текст вслух, безошибочно водя пальчиком именно по тем словам, которые произносит. Позже появятся любимые сказки и книжки.

К трем годам ребенку уже важно иметь навыки общения со сверстниками. Насколько понятно он будет к тому времени изъясняться, в большой мере зависит от того, сколько внимания родители посвятили тесному общению со своим малышом.

Беседу вела Оксана ДУДАР

Смотрите также: