aif.ru counter
46

Родителям о детях (часть 1)

Все материалы сюжета Дети, здоровье детей

В апреле начинается запись будущих первоклашек в школу. К этому времени семья уже должна решить: в эту осень она отдаст ребенка учиться или продлит ему детство еще на год. Как понять, готов ли малыш идти в...

Рассказывает доцент кафедры психогенетики факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Надежда Зырянова.

Один из многих

Иван, Королев: – Сейчас «домашние» дети нередко оказываются лучше подготовленными к школе, чем «детсадовские». У них лучше развита речь, потому что они больше разговаривают со взрослыми, им больше читают… Они ходят в различные развивающие центры, где с ними занимаются рисованием и музыкой… Скажите, психологи по-прежнему считают, что «домашние» дети труднее адаптируются в школе?

Н. З.: – Сложно сравнивать детсадовскую подготовку и домашнюю. Все очень индивидуально. Какой детский сад? Какая семья?

Но школа – это не только новые знания. Это огромное количество детей, это шум, это напряженная среда. Поэтому для «домашних» ситуация, конечно, стрессовая… Кроме того, меняется положение ребенка. В семье он – если не центр, то значимая фигура. Любимый, часто единственный среди взрослых… А в школе все такие. И каждый претендует на место единственного. В школе, оказывается, сложно не только учиться, но и выстроить отношения с одноклассниками и с учителем. И вот здесь умеющие играть по правилам тоже получают преимущества. Дети таких ценят. А «домашним» это, конечно, дается труднее.

Плохое настроение – тревожный симптом

Ольга, Серпухов: – По каким признакам родители могут понять, что ребенок плохо привыкает к школе? 

Н. З.: – Стал много плакать. Только пошел в школу – и тут же заболел. Стал плохо спать. Чувствует себя утомленным. Появилась раздражительность. Жалуется на головные боли. Иногда ребенок не может объяснить, почему он не хочет идти в школу, но у него меняется настроение. Надо быть внимательным к таким симптомам.

В первые месяцы надо почаще расспрашивать первоклассника, как он себя чувствовал в школе, что ему там понравилось, и фиксировать его внимание на позитивных моментах. Говорите больше обо всем том хорошем, что дает школа: о новых друзьях, новых впечатлениях… Так формируется позитивное отношение и к школе, и к обучению.

Многие первоклассники начинают спать днем, хотя до школы уже много месяцев днем не спали. Это нормально. Но если при большей потребности во сне у ребенка еще и плохое настроение, тогда это тревожный симптом.

Зачем учиться?

Анна, Нижний Новгород: – Есть ли признаки, по которым можно судить, готов ребенок к школе – не готов? Вот если он в состоянии заниматься тем, что его сейчас просят делать, а не тем, что ему хочется, значит ли это, что он психологически готов к школе? 

Н. З.: – Готовность к школе показывают две вещи: мотивация (желание учиться) и умение соблюдать правила.

Большинство шестилеток хотят стать учениками. Но если их спросить, почему ты хочешь в школу, ответы будут самыми разными, зачастую смешными и наивными. Например, дети говорят, что они устали быть маленькими, что им надоело в детском саду. Кому-то интересно, что же это такое – школа. Кто-то хочет узнать, «куда пятерки ставят». Кому-то обещали купить красивый ранец… Но нужно, чтобы среди всех этих причин был и познавательный мотив. Чтобы ребенок понимал, что в школе он узнает много нового и интересного, многому научится.

Второй признак готовности – умение выполнять правила. Это поможет включиться в условно ролевые отношения «учитель – ученик». Есть дети, которые, придя в школу, не понимают, зачем они должны на уроке поднимать руку, почему надо молчать, когда другой ребенок отвечает, или вставать, когда в класс входит учитель. Они могут выйти из класса посреди урока, громко заговорить с соседом по парте… Вот про таких и можно сказать, что они психологически к школе не готовы.

Не пугать!

Вероника, Челябинск: – Можно что-то сделать за лето, чтобы облегчить ребенку вхождение в школьную жизнь? 

Н. З.: – Важно, чтобы у малыша не было страха перед школой. Родители учат его читать, считать и запугивают: давай, не ленись, а то в школе тебе будут двойки ставить…

Не пугайте, а то никакого желания учиться, никакого познавательного мотива у вашего малыша не будет. Лучше расскажите что-нибудь интересное или смешное про свою школу.

Хорошо в школу поиграть, чтобы ребенок узнал, что там есть свои ПРАВИЛА, их надо выполнять. Тогда в настоящей школе для него эти правила не будут неожиданностью.

К играм «в школу» хорошо привлечь нескольких детей. Соберите дачных друзей или детей там, где вы отдыхаете. И постарайтесь, чтобы ваш ребенок в играх выступал не только в роли ученика, но и в роли учителя. Тогда он на себе почувствует, как неприятно, когда тебя не слушают или перебивают. И не будет удивляться, почему к нему предъявляют такие требования.

Вообще, любые игры по правилам сейчас полезны. Например, в «съедобное – несъедобное». Или есть такая игра: «да» и «нет» не говорить, «черное» и «белое» не называть». Если ребенок успешно справляется с заданием, отвечает почти без ошибок, значит, уровень самоконтроля у него достаточно высок.

Единство требований

Е.Н., Апрелевка: – Стоит ли рассказать учителю об особенностях ребенка, о том, как он привыкает к школе? 

Н. З.: – Мне кажется, это обязательно надо сделать. Учитель для первоклассников – всегда большой авторитет. Нельзя, чтобы учитель требовал одно, а родители – другое. Единство требований семьи и школы должно быть. Пусть не на 100%, но насколько это возможно.

Никогда не критикуйте учителя в присутствии ребенка. Наоборот, подмечайте все хорошее, что в нем есть, и говорите с ребенком об этом хорошем.

Рекомендуем

Чем родители могут помочь своим детям в этот труднейший период?

► Постарайтесь спланировать вашу жизнь так, чтобы вторую половину дня первоклассник проводил дома, а не на продленке.

► Желательно, чтобы он спал днем.

► Его ночной сон должен продолжаться не меньше 11 часов.

► Не нагружайте первоклашку дополнительными интеллектуальными занятиями. А вот физические нагрузки – очень полезны.

► И конечно, нужна психологическая поддержка. Ребенок должен быть уверен, что его по-прежнему любят, несмотря на школьные неудачи.

Важно

► Начало учебы в школе – большая нагрузка на организм малыша. От умственного напряжения меняется пульс, артериальное давление, дыхание.

► Исследования физиологов показывают, что для восстановления после умственной работы нормального кровообращения и дыхания  требуется в два раза больше времени, чем продолжалась сама работа. Если организм не успевает восстановиться, утомление накапливается, может произойти срыв адаптации.

► По наблюдениям медиков, 60% московских первоклассников худеют к концу 1-й четверти, у многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых – значительное его повышение (признак переутомления).

Кстати

Исследования наших психологов показали, что к январю наибольших успехов добиваются те первоклассники, которым в сентябре было от 6 лет 5 месяцев до 6 лет 9 месяцев.

Смотрите также: