aif.ru counter
Оксана ДУДАР 498

Гиперактивность у ребенка - болезнь или норма

Все материалы сюжета Дети, здоровье детей

Поговорим об особенностях поведения нервной системы у детей, о серьезных болезнях и преходящих состояниях, а также о возможностях их...

Если ваше маленькое чадо настолько активно изучает жизнь, что вам жизни не дает совершенно, это вовсе не повод записывать его в «нервные» и начинать лечить, - считает врач-педиатр Гомеопатического центра им. Демьяна Попова, кандидат медицинских наук Виктория Белай.

Кто играет по ночам?

- Виктория Алимовна, почему сейчас так много гипервозбудимых детей? Такие диагнозы все чаще ставят даже «грудничкам»…

- К сожалению, многие родители и, как ни странно, некоторые доктора считают, что норма детского поведения - это сидеть на стульчике, сложить ручки на коленках и внимать маминым словам. А ведь ребенок должен постоянно двигаться. Для него это норма. Миелиновая оболочка мозга, отвечающая за координацию нервных процессов, окончательно созревает только к шести годам. А до тех пор процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, и ребенок сидит или лежит спокойно только тогда, когда уже закончились силы бегать. Как только силы восстанавливаются (а это обычно происходит довольно быстро) - снова в бой.

Другое дело, если мама замечает, что ведет себя малыш немного странно. Насторожить должны маятникообразные, раскачивающиеся движения и повторяющиеся движения по кругу, неадекватная для данной социальной среды двигательная активность. Это может говорить о гипервозбудимости ребенка или, как вариант, насторожить  родителей в отношении уравновешенности процессов возбуждения и торможения у ребенка. Важным маркером является сон ребенка (и дневной, и ночной). Если малыш днем не останавливается ни на минуту, а ночью спит как убитый, то все в порядке, порадуйтесь за его здоровье. Но если, несмотря на вечерние ванны и сказки, ребенок никак не может заснуть, ворочается в кровати, переворачивает вверх дном всю постель, то стоит задуматься если не о патологии, то о субнорме.

Были у меня маленькие пациенты, которые вообще ночью не спали, а продолжали активную дневную жизнь, чем изводили и родителей, и себя самих, конечно. Тут уж без лечения не обойтись. И в большинстве случаев применение гомеопатических средств, обязательно индивидуально подобранных, очень быстро нормализует ситуацию.

Синдром Первого сентября

- Суперактуальный вопрос - детские истерики.

- Истерики бывают разные. Если ребенок в результате недостаточного воспитания понимает, что добиться всего желаемого легко: просто нужно закричать, упасть на пол и биться чем попало о пол или стены, то в этом случае «спасать» ситуацию придется родителям совместно с педагогами, психологами. Гомеопатическое лечение может смягчить остроту проблемы, чтобы ребенок, например, перестал биться головой о пол, но устранить причины такого поведения должны те, кто занимается воспитанием ребенка.

Бывают и другие ситуации. Пошел ребенок в школу или детский сад и сразу свалился с высокой температурой. При этом ни насморка, ни конъюнктивита, ни покраснения зева - того, что свидетельствовало бы об острой вирусной инфекции, не наблюдается. Постоянного присутствия мамы можно добиться только заболев. Конечно, ребенок не осознает этого, тем не менее, такие взрывы температуры до очень высоких цифр без признаков вирусной инфекции являются ни чем иным как истерическими реакциями.

- Для деток постарше разлука с мамой уже перестает быть болезненной. Стрессом является сам поход в школу, неважно в какой класс. Как помочь ребенку пережить этот период адаптации?

- Попадая в организованный коллектив, детки ведут себя по-разному. Одни сразу начинают самоутверждаться,  другие пугаются и замыкаются в себе. Проследите внимательно за своим ребенком. Если он по жизни активный, с задатками лидера, то вполне вероятно, что и в школе он будет стремиться сразу установить для всех свои правила. Для этого ему понадобится жесткость и даже агрессивность. Ребенок начинает задираться, драться, грубить. На него начинают жаловаться педагоги, родители хватаются за голову (или за ремень). А между тем гомеопатия вполне способна смягчить такие проявления агрессивности, деликатно успокоить ребенка.

Есть и другие дети. Попав в незнакомый коллектив, они «закрываются». Даже для своих близких. О школе говорят неохотно, на все вопросы родных отвечают сухим «нормально» или молчат, при этом норовят поскорее уединиться в своей комнате, плачут в одиночестве. Теряется былая открытость и легкость в общении с родителями, другими людьми. Ребенок становится зажатым, скованным, замкнутым. Тут родителям надо серьезно изучить вопрос: не обижает ли его кто-нибудь в школе,  успевает ли он все понимать.

Ведь дети все разные - кто-то схватывает информацию налету и также легко воспроизводит. Кто-то понимает, а воспроизвести не может, а кому-то и понять трудно в силу эмоциональной или физиологической неподготовленности. Ребенок, которому не дается обучение, почти наверняка будет часто болеть в силу своих переживаний и связанного с этим снижения иммунитета. Именно на снижение уровня стресса, на усиление адаптационных способностей организма будет направлять свое лечение врач-гомеопат. Борьба с вирусами и бактериями в этом случае - задача второстепенная.

Недавно мой сын-подросток рассмешил меня, попросив «опять дать ему лекарство для геометрии»! Когда-то он принимал одно лекарство и заметил, что при этом лучше стал понимать ранее трудную для него геометрию. Сейчас, когда трудности вернулись, он опять просит дать ему то лекарство!

Даешь лекарства по каждому предмету!

- Если бы можно было создавать лекарства по школьным предметам, проблема плохого обучения исчезла бы сама собой. Пара сахарных крупинок в день - и ты отличник!

- Конечно, это утопия, но помечтать приятно. Приятно и то, что уже сегодня гомеопатия как отрасль медицины имеет большой потенциал в плане коррекции поведения, состояния психики и нервной системы у детей. Причем делает это мягко и безопасно, чем не всегда может похвастаться медицина аллопатическая.

У гомеопатии здесь гораздо больше возможностей, главным образом потому, что в выборе препарата врач опирается не на определение конкретного диагноза, а на специфику, тип человека, который на персональном приеме обычно хорошо бывает виден.

Подростковые головные боли, тошноты, головокружения, часто описываемые врачами как ВСД (вегетососудистая дистония) - все эти симптомы, сопровождающие созревание организма, тоже очень хорошо поддаются гомеопатическому лечению. Но названия препаратов упоминать нет смысла. Для каждого ребенка будет свой. Одинаковые проблемы у разных детей будут лечиться по-разному.

- Гомеопатию часто упрекают тем, что она лечит очень долго, практически всю жизнь.

- Конечно, это преувеличение, иначе бы у гомеопатии не было столько поклонников, а у нас - столько пациентов.  Если просто был небольшой срыв какой-то функции, то двух-трех недель оказывается достаточно, чтобы начать чувствовать действие лекарства, а трех-четырех месяцев, чтобы излечиться. Если нет жалоб и все нормально, то приходить на контрольный прием не нужно. 

Врач-гомеопат не стремится привязать к себе больного. А сама гомеопатия - это не «палочка-выручалочка» на все случаи жизни, а метод лечения болезни. Есть болезнь - лечим. Нет - живем и радуемся. Есть, конечно, категории пациентов, нуждающихся в длительном приеме препаратов. Имеются в виду случаи, когда причина болезни сокрыта очень глубоко.

Среди прочих это так называемые «туриналовые дети» - те, чьи мамы еще в период беременности принимали гормональные препараты для сохранения этой самой беременности. Побочные эффекты этих препаратов, к сожалению, часто оставляют отпечаток на поведении детей в дальнейшей жизни. Таких детей у нас уже выросло целое поколение, и связь явно прослеживается. В этих случаях препараты назначаются на более длительный срок, что само по себе некритично, ведь гомеопатическое лечение работает на ином, отличном от привычных лекарств уровне, мягко, но стойко выравнивая в организме нарушенные функции.

- Можно ли говорить, что гомеопатия помогает там, где бессильна традиционная медицина?

- Я в «прошлой жизни» реаниматолог-неонатолог, пришла к занятию гомеопатией именно потому, что поняла: в арсенале аллопатической медицины возможностей адекватной неврологической помощи детям  немного. Особенно это касается «тяжелых» детей - с задержкой умственного развития, с аутизмом, с ДЦП. В гомеопатии эти возможности совершенно другие. Они бывают очень интересными, очень красивыми, но это все не взмах волшебной палочки, а огромный, упорный труд и доктора, и родителей, и самого ребенка.

У меня есть возможность наблюдать, как дети, которые могли остаться глубокими инвалидами, после нескольких лет лечения в нашем центре показывали такие результаты, которых при аллопатическом лечении они не получили бы никогда.

Смотрите также: