40

Школьные проблемы: как не допустить детского невроза

Позиция невмешательства родителя в школьные конфликты может негативно сказаться на здоровье ребенка

Ирина Якунина / АиФ

Собрав и отправив детей в школу не стоит думать, что теперь ваша миссия выполнена и ребенком займутся профессионалы. По мнению специалистов, лишь 60% детей легко  приспосабливаются к новым условиям. У остальных  адаптация происходит гораздо медленнее и  конфликтнее. И если вовремя не  принять меры, затянувшиеся конфликты могут привести  к серьезным проблемам, одна из которых  - «школьный невроз».                               

«Не хочу в школу!»

 Специалисты сетуют: нередко родители  приводят детей на прием, когда  те уже находятся в состоянии «школьного невроза».  Во многих случаях    требуется  безотлагательная помощь врачей-психиатров и  амбулаторное (а порой и стационарное) лечение. Но ведь  невроз никогда не возникает   на пустом месте! Перед  этим  острым состоянием наверняка   был продолжительный период, когда та или иная  конфликтная ситуация развивалась, но взрослые  этого не замечали или не придавали  значения.  Что  же должно насторожить родителей?

Очень  тревожный  признак - появление  у ребенка  страхов, связанных со школой и учебой. Например,  боязнь получить плохую оценку,  сделать ошибку,  стать отстающим,  не оправдать надежды родителей и т.д.  Эти страхи лишают школьника психологического комфорта,  радости от учебы  и способствуют развитию  неврозов. Внимательные родители обязательно должны определить, откуда же   возникает   страх? Возможно,  взрослые требуют от  малыша  слишком  многого.  Или он сам не уверен в своих силах. Причина может быть и  в недостаточной квалификации педагогов,  их неумении работать с детьми. К сожалению, далеко не все из них  используют игровые методики,  способные облегчить процесс познания. Бывают случаи, когда  в погоне за успеваемостью  педагоги начальной школы  сокращают перемены. Дети  просто не успевают отдохнуть, сбросить напряжение, быстрее утомляются и в результате нередко теряют интерес к учебе.

 Родители  должны вовремя заметить какие-то проблемы в процессе обучения и обратить на это внимание администрации. Высокие  оценки в этом возрасте  - далеко не главное!  Гораздо важнее, чтобы ребенок шел на занятия с радостью.  Тогда и успехи не заставят себя ждать.

Особенно трудно выявить невроз у младших школьников, которые порой не могут внятно объяснить, что же  их беспокоит. Какие признаки дают основания заподозрить, что у детей не все благополучно?  Школьный невроз чаще всего проявляется в нежелании ребенка идти в школу. «Не пойду  на уроки, мне там не нравится!» - твердит он. Не торопитесь отругать свое чадо и  силой привести на занятия.  Сначала подробно расспросите, почему он не хочет  туда идти, что именно  вызывает   негативную реакцию.  Нередко  появляются и  различные соматические  проблемы:  отсутствие  аппетита,  рвота, болит живот и т.д.  Ребенок  становится плаксивым, неуравновешенным,  испытывает  чувство собственной неполноценности, ищет в себе недостатки.  Порой у  новоиспеченных школяров   наблюдается не  прогресс, а регресс -  они начинают хуже писать, хуже считать, отказываются читать стихи, перестают по утрам самостоятельно одеваться, умываться, хотя раньше охотно делали это. Они как бы опускаются на более низкую стадию  социального и интеллектуального развития, в то время как должно быть наоборот. Все это  может быть признаком социальной дезадаптации. 

Как поступить родителям в этой ситуации? Прежде всего, следует немедленно  обратиться к школьному психологу. С помощью специальных тестов они установят, в каком психологическом состоянии находится ребенок,  и подскажут родителям линию правильного поведения. Профессиональный  психолог сумеет  заметить первые признаки невроза и направит ребенка  к специалисту. При своевременном обращении невроз легко поддается лечению и проходит без  последствий для  здоровья. В противном случае  закрепляются  неправильное поведение и плохие  привычки,  появляются  новые соматические болезни.

«Семейные кумиры» рискуют стать изгоями

Практически у всех первоклашек есть проблемы вхождения в  новый коллектив. Особенно  уязвимы те, кто  не посещал детский сад, не приобрел  необходимых навыков общения со взрослыми и  сверстниками. Такие дети обычно  не уверены в себе, боятся не оправдать ожиданий взрослых.

Основные  факторы риска  закладываются еще задолго до поступления в школу. Их диктует семейное воспитание. По мнению специалистов,  более всего рискуют:

Благополучные, но  гиперопекаемые дети.  Они нередко становятся эгоцентричными. «Кумир семьи» привык все получать по первому требованию, поэтому  порой не считается с   желаниями других. Но если дома родители, бабушки и дедушки  ему подчинялись и уступали, то в коллективе он сталкивается с жестким отпором и  не знает, как себя вести.

Дети из   неполных либо  неблагополучных   семей. Здесь конфликты - норма жизни, и ребенок с детства ориентирован на них.

Дети, испытывающие  на себе так называемое «родительское программирование».  Взрослые постоянно диктуют им цели, которых они должны  достичь: стать отличником, получить золотую медаль и т.д.  Ребенок  вынужден  соответствовать этим требованиям,  поэтому адаптирует собственное поведение к чужим  ожиданиям.  В результате отсутствуют творчество и инициатива.

В любом из этих случаев ребенок рискует быть не принятым в коллективе, не вписаться в  общество сверстников. А в дальнейшем это может привести к дезадаптации. 

Адвокат, а не прокурор

По мнению специалистов, любой   школьный конфликт  представляет собой многогранник, составными частями которого являются учителя, сверстники, родители, сам ребенок.   И если хотя бы одно  из этих  звеньев хромает -  неизбежно пострадает вся конфигурация. Какую же позицию должны избрать  родители?  Поддержать учителя, встать на сторону ребенка или   вообще не вмешиваться, в надежде, что "сами разберутся"?

Позиция невмешательства вряд ли  поможет делу.  Ведь  многие конфликты ребенок не в силах решить самостоятельно из-за отсутствия жизненного опыта. В  результате ситуация  может даже усугубиться. Некоторые считают, что они должны быть на стороне  педагогов, поддерживать их авторитет. Но в таком случае  ребенок неизбежно почувствует себя в одиночестве. «Взрослые объединились  против меня!» - подумает он и озлобится.  Если же в трудной ситуации  почувствует поддержку  и участие родителей, то будет больше  доверять им.  А это самое главное. Ребенок должен знать, что  родители будут рядом  с ним в любой ситуации, что они - его адвокаты, а отнюдь не прокуроры.  Это не значит, что   нужно оправдывать любой его  поступок,  неправильное поведение или просто переводить в другой класс,  надеясь, что там будет лучше.  Важно  понять, каковы мотивы  действий школьника. Иначе  конфликтная ситуация  может повторяться бесконечно. Необходимо разобраться, чем вызван конфликт с педагогом или с одноклассниками, и выработать новую тактику поведения.

aif.ua
Loading...