aif.ru counter
26

Бюджетная рулетка

Все материалы сюжета Экономика

Что принесет Украине долгожданный закон о государственном

Вокруг главного финансового документа страны сегодня кипят нешуточные страсти. Многие эксперты обвиняют бюджет в том, что он изначально невыполним, в первую очередь по части доходов. Впрочем, есть и другие мнения: на фоне улучшающейся экономической ситуации в мире и в Украине, в частности, у государства есть шансы все-таки изыскать необходимые суммы, а затем и распределить их. Но станет ли от этого легче стране и каждому украинцу в отдельности?

Доходы: рывок обеспечен?

В пояснительной записке к госбюджету-2010 утверждается: ожидаемый рост доходов должен превысить 30% от ВВП, который, по прогнозам правительства, должен к концу года составить более 1 млрд грн. Откуда взяться такому взлету, если сам показатель роста ВВП по тем же прогнозам не превысит 3,7%?

По мнению составителей бюджета, это должны обеспечить:

  • прогнозируемый повсеместный экономический рост;
  • увеличение числа прибыльных предприятий;
  • повышение соцстандартов;
  • подготовка страны к Евро-2012 (это может принести в страну до 5 млрд грн прямых инвестиций, считают финансисты).

Неналоговые поступления в бюджет должны дать государст-венной казне 55 млрд грн. В частности, около 10 млрд грн ожидается выручить от приватизации госимущества, еще 10 млрд грн должен обеспечить казне НБУ (поступления от превышения доходов над расходами). По мнению Ильдара Газизуллина, экономиче-ского эксперта Международного центра перспективных исследований, планы доходов от приватизации вполне реалистичны: «Достаточно выставить на продажу два-три крупнейших предприятия - тот же «Укртелеком», например». А вот судьба денег, которыми должен обеспечить НБУ, туманна: такой практики, по мнению эксперта, еще не было.

- Я не вижу проблем с номинальным выполнением доходной части госбюджета на этот год, - комментирует Василий ЮРЧИШИН, директор экономических программ Центра им. Разумкова. - В законе о бюджете заложены очень осторожные прогнозные показатели по планируемому росту ВВП, инфляции и т. д. На практике, скорее всего, эти показатели будут выше. Думаю, придет еще время более активного экономического роста: это будет начало осени. Оживится экономика, поднимутся соцстандарты, несколько вырастет инфляция - во многом за счет дотаций, социальных расходов, а параллельно за счет роста тарифов на услуги ЖКХ. В результате номинальная доходная часть бюджета, скорее всего, будет выполнена и, возможно, даже перевыполнена. Вот только что будет стоить к этому времени сама национальная валюта?

Интересно, что в пояснительной записке к бюджету составители делают оговорку: риски невыполнения доходной части существуют. Точнее, риск один: пришествие второй волны международного экономического кризиса и все последствия, связанные с этим. Хотелось бы надеяться, что власти, оправдывая возможные сбои в прогнозе, все-таки сумеют удержаться от искушения поспекулировать на эту тему.

Ставки выше, чем жизнь?

На налоговую составляющую в доходной части правительством сделана основная ставка. Дело даже не в новых налогах или условиях начисления прежних, не в размерах акцизов и пошлин. Главное - ужесточается администрирование налогов - то есть контроль за их поступлением.

Народный депутат Сергей Власенко, представитель ГНАУ в Верховной Раде, считает, что на практике это может загнать в угол в первую очередь украинский бизнес:

- Налоговой, по сути, ставятся нереальные планы, но деваться некуда - их нужно выполнять. Помножьте это на нашу «махровую» коррупцию, и все станет ясно. Будут душить бизнес. Я вижу несколько направлений, по которым придется работать правительству, чтобы как-то свести концы с концами: будет ужесточаться админист-рирование налогов, повсеместно уменьшатся и сократятся льготы. При этом льготы для конкретных предприятий, возможно, будут как раз увеличены. Что дальше? Не будет возмещаться НДС. В конце года власти начнут просить заплатить (налоги) авансом за первый квартал - будут использованы старые приемы.

- Стремление власти усовершенствовать пакет налогов похвально само по себе, - убежден Ильдар Газизуллин. - Правда, неизвестно, удастся ли заставить работать этот пакет. Как известно, в Украине по-прежнему львиная доля экономики находится в тени (по разным данным, эта доля может составлять до 70% (!) - Ред.). Если вывести экономику из тени, поступления действительно могут быть колоссальные. Но если не удастся, запланированный доход трудно назвать реальным. Например, при столь несущественном прогнозируемом росте ВВП сегодня в стране по-прежнему наблюдаются негативные тенденции в строительстве - одной из ведущих отраслей экономики. Приток инвестиций в страну тоже очень робкий, не вызывающий оптимизма. Налоги не из чего будет высчитывать.

Перечень некоторых сборов и налогов

(данные портала Верховной Рады,пояснительная записка к проекту Закона о госбюджете)

БУДЬ В КУРСЕ

  • В связи с повышением уровня минимальной заработной платы вырос граничный размер дохода, который дает право на получение налоговой социальной льготы. С 1 января этого года он составляет 1 220 грн.
  • Рост поступлений от платы за землю планируется в том числе за счет пятикратного увеличения ставки налога на землю, которая не прошла оценку.
  • Рост акцизов и пошлин спровоцирует повышение цены на спиртное (в частности, коньяк), сигареты, топливо, считают эксперты. Придется раскошелиться и тем, кто покупает дорогие (стоимостью свыше 50 тыс. евро) автомобили, а также - владельцам недвижимости, площадь которой превышает 300 кв. м. По мнению экспертов, украинцы ощутят на себе это уже с приходом осени.

Расходы: обещать и заплатить

Главная смета страны на 2010 год вызывает много претензий у экспертов по части расходов. Правительство хочет бросить на нужды разных отраслей суммы, превышающие прошлогодние показатели. Однако не все статьи расходов нового бюджета покрывают уровень инфляции даже прошлого года (12,3%), а в этом году эксперты и вовсе пророчат рост инфляции на уровне 15-16%. Кроме того, у них возникают сомнения в том, что правительству удастся собрать достаточно средств, чтобы справиться с новыми повышенными обязательствами.

Неторопливая социалка

В этом году Кабмин установил прожиточный минимум в размере 825 грн в месяц с 1 января, с дальнейшим поэтапным повышением: 839 грн - с 1 апреля, 843 грн - с 1 июля, 861 грн - с 1 октября. А к концу года планируется выйти на 875 грн в месяц.

Минимум на ребенка в возрасте до 6 лет с 755 гривен в начале года вырастет до 799 грн к декабрю. Детям от 6 до 18 лет в месяц должно доставаться минимум 901 грн с начала года, а с 1 декабря - уже 957 гривен. Прожиточный минимум для работоспособных украинцев предусмотрен в размере 869 грн, с повышением до 922 гривен к концу года. Минимум для утративших работоспособность составит 695 грн с начала года, 706 грн - с 1 апреля, 709 грн - с 1 июля, 723 грн - с 1 октября и 734 грн - с 1 декабря. По закону, минимальная пенсия у нас не должна быть ниже, чем прожиточный минимум для лиц, утративших работоспособность.

Однако эксперты считают, что от бедности это не спасет.

- Это повышение по состоянию на начало 2009 года, когда выплаты действительно нужно было индексировать, хотя никто этого не сделал. Летом прошлого года Партия регионов обязала правитель-ство провести индексацию, приняв соответствующий закон. Но новой индексации, в связи с тем, что в 2009 году была, а в 2010 году еще будет инфляция, в бюджете нет. То есть это будет социальное повышение с отставанием на год, - объясняет экс-министр экономики, директор Центра рыночных реформ Владимир Лановой. - Учитывая, что за четыре месяца этого года инфляция уже составила 4%, стоимость жизни будет по-прежнему не поспевать за доходами.

Повышения должны начаться с 1 января этого года, поэтому повышенные пенсии и зарплаты придется заплатить еще и за первый квартал этого года, «задним числом». Аналитик Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь считает, что доходы бюджета-2010 несколько завышены, а значит, есть риск того, что казна не наполнится.

Однако эксперты считают, что свои обещания по части выплат правительство все-таки сдержит. Правда, сделать это придется в ущерб другим статьям бюджета, которые правительство посчитает менее важными.

Тарифы подтянутся

В качестве одной из «ненужных» статей расходов правительство ежегодно выбирает выплаты в мест-ные бюджеты. По словам директора Института транс-формации общества Олега Соскина, с октября 2009 года деньги «на места» не перечислялись. В этом году на местные нужды предусмотрено 43,7 млрд грн, что на 31% больше, чем в 2009 году. Но достанутся ли они местным бюджетам?

- За счет этих выплат и выезжает государство, когда расходы бюджета превышают доходы. Поэтому, скорее всего, в этом году нас ждет увеличение тарифов на ЖКУ, - объясняет Александр Жолудь.

Однако кроме местных тарифов могут подорожать и централизованные - на электроэнергию и газ. Уже сейчас Национальная комиссия регулирования электроэнергии предлагает план по повышению тарифов. Чиновники хотят оставить стоимость одного кВт/ч на прежнем уровне в 24 копейки для тех, кто тратит в месяц до 150 кВт. Для менее экономных цены повысят, однако на сколько, пока неизвестно. Говорят только о том, что экономически обоснованная стоимость кВт/ч - 75 коп., но компании сократят убытки и при цене в 50 коп.

Многие эксперты говорят о том, что бюджет на этот год написан «под МВФ».

- В этом году не прописаны средства на покрытие дефицита «Нефтегаза». Для МВФ важно, чтобы дефицит компании покрывался или за счет повышения тарифов, или любым другим способом. Но наш бюджет построен так, как будто этой проблемы и нет вовсе, - объясняет Александр Жолудь.

Такой подход означает, что газ для населения также может подорожать.

Защитники без защиты?

В пункте предвыборной программы Виктора Януковича «Современная армия» было заявлено перевооружение армии и обеспечение военных жильем. Возможно, это и произойдет, но точно не в этом году, считает аналитик МЦПИ Виктор ЧУМАК. По его мнению, для того чтобы просто поддерживать боеспособность армии, необходимо минимум 2% от ВВП. Выделенных в этом году 13,5 млрд грн не хватит даже на обычное существование.

- Но ведь оборону нужно еще и развивать. 13,5 млрд грн если и хватит на точечные закупки вооружения и техники, то не хватит на модернизацию, - уверен эксперт.

Есть у Минобороны и другие статьи расходов. Например, строительство или покупка жилья для военнослужащих. «Очередников» в стране сейчас около 40 тысяч. А суммы, выделенной на этот пункт государственных расходов, хватит всего на покупку около 3 тыс. двухкомнатных квартир.

Ученью - тьма

Не слишком балуют в этом году и отечественное образование. По сравнению с прошлым годом, Минобразования собираются выделить на 9,2% больше. Но этого все равно недостаточно.

- По закону, 8-9% ВВП должно идти на образование. По данным профсоюзов, в области образования в этом году будет выделено около 6% от ВВП - это крайне мало. Предусматривается пересмотр по зарплатам, в среднем добавят около 100-120 грн. Но на самом деле до сих пор не реализуется статья 57 Закона «Об образовании», которая подразумевает, что средний оклад учителя должен быть установлен на том же уровне, что и у работника промышленности, а у преподавателя вуза - на уровне двойного оклада в промышленности, - говорит экс-министр образования Станислав Николаенко.

Он также констатирует, что сумма, предусмотренная на коммунальные расходы вузов и училищ, вдвое ниже от потребности. То есть средства, заработанные учебными заведениями, будут «съедаться» коммунальными расходами.

Здоровье в цене

На нужды здравоохранения в этом году правительство предусмотрело на 13,5% больше средств, чем в прошлом, или же на 800 млн грн. Практически по всем пунктам расходы увеличиваются. Однако статья на лечение украинцев за границей в этом году урезана вдвое.

Впрочем, чиновники Мин-здрава считают, что средств в любом случае недостаточно. Правда, глава ведомства Зиновий Мытник заверяет, что даже в таких государствах, как Германия, Швейцария и США, власть не обеспечивает полноценное финансирование медицины. Но, по его мнению, прорыв в этом году наблюдается. Увеличивается финансирование по всем медпрепаратам, а также будут введены в эксплуатацию такие медучреждения, как Радиохирургический центр городского онкодиспансера в Киеве, Центр токсикологии при «Охматдете», а также будут завершены строительные работы Института сердечно-сосудистой детской хирургии на базе «Охматдета».

ПОД ЧЕРТОЙ

- Новое правительство использует те же подходы и атрибутику формирования госфинансов, новаторами в которых выступало правительство Тимошенко, - считает Владимир Лановой. - Опять большие западные и внутренние заимствования, подавление банковского сектора. Идет централизация финансовых потоков в стране, уменьшаются рыночные ресурсы, в результате реальная экономика предприятий и предпринимательства лишается возможностей для роста. Это опять будет монстр с большой головой, но на глиняных ногах. По государственным программам и планам, 2/3 экономики, которая не входит в государственную сферу, в этом году останется на голодном пайке.

Перекроить бюджет так, чтобы выплаты украинцам не оказались под угрозой срыва, можно, считает Олег Соскин.

- В первую очередь нужно сокращать государственные расходы: на 50% сократить милицию, не давать дотаций, сократить автопарки руководства страны, все их накладные расходы и т. д., - утверждает он. - То есть свести к минимуму те расходы, которые идут на содержание паразитического класса.

 

Смотрите также: