aif.ru counter
Евгений МУДЖИРИ 2631

Газ и бензин - выхлоп один: на каком топливе ездить выгоднее

Все материалы сюжета Газ, нефть, энергоносители

Дизель, бензин или газ? Этим вопросом все чаще задаются украинские автолюбители, перед которыми стоит проблема покупки

Еще несколько лет назад выбор был очевиден - редкий автомобиль ездил на газе или дизеле. Сейчас же, хотя бензин до сих пор остается наиболее популярным видом топлива среди частных автолюбителей, и он с каждым годом сдает свои позиции.

Разнообразие видов топлива на отечественных АЗС не радует разве что ценниками. Широкий ассортимент заставляет водителей все чаще задумываться об экономической целесообразности использования того или иного горючего в своем автомобиле.

Европа - на дизеле

В отличие от европейцев, которые уже давно ощутили преимущества дизельных «легковушек», на постсоветском пространстве понятие «дизель» ассоциируется с «соляркой» и грузовой или коммерческой техникой. Однако проникновение на украинский авторынок подержанных машин с дизельными двигателями из Европы потихоньку вносит свои коррективы в структуру автопарка страны.

- У нашего потребителя отношение к дизельному топливу специфическое, - отмечает директор консалтинговой компании «А-95» Сергей Куюн. - Оно воспринимается у нас как «тракторное топливо» и часто к нему относятся с пренебрежением. В то время как вся Европа уже ездит на дизеле.

И это неудивительно - европейцы всегда знали, на чем стоит экономить. Ведь, как правило, автомобили с дизельным двигателем экономичнее.

- В процессе эксплуатации дизельного авто можно значительно сэкономить, так как расход топлива будет меньшим, чем у бензинового. Да и дизельное топливо, как правило, дешевле. Кроме того, у дизельных двигателей более высокий КПД, - рассказал технический эксперт программы SsangYong (группа компаний АИС) Виктор Стрельцов. - Некоторые отмечают, что дизельные моторы звучат громче за счет высокого давления при сгорании топлива. Однако можно отметить, что многое зависит от звукоизоляции салона: находясь за рулем хорошего автомобиля, распознать тип двигателя по звуку в большинстве случаев может только утонченный слух. Если говорить о предпочтениях, то, по нашей статистике, дизельные двигатели покупают охотнее.

Проблемы на рынке могут быть вызваны лишь качеством дизтоплива, реализуемого на отечественных АЗС.

- До сих пор многие производители не решаются ввезти свои дизельные автомобили на украинский рынок, потому что для них проблемы с двигателями могут вызвать имиджевые риски. К примеру, BMW ввозит в Украину дизельные двигатели стандарта «Евро-3», в то время как в Европе продаются «Евро-5».

Крупные автомобильные компании ежегодно заказывают исследования качества дизельного топлива у нас в стране. Они держат руку на пульсе, чтобы понимать, когда количество продаваемого дизеля позволит им без ущерба для себя официально поставлять соответствующие автомобили.

Жмем на газ

Как отметил Сергей Куюн, «дизелизация» настигнет и Украину, и этот процесс неизбежен. Но пока мы развиваемся каким-то своим особым путем, не совсем похожим на европейский. На сжиженный газ (пропан-бутан) спрос растет активнее.

- В последнее время рынок сжиженного газа у нас показывает активный рост - около 15% в год, - говорит он. - Основные всплески на популярность данного вида топлива были во времена, когда литр пропан-бутана стоил вполовину дешевле литра бензина марки А-95. Однако повышение стоимости, которое мы наблюдаем в последние месяцы, может значительно снизить спрос. А ведь мы уже сейчас можем претендовать на третье место в Европе (после Турции и Польши) по количеству потребления сжиженного газа.

Некоторых от перехода с бензина на газ останавливает лишь необходимость устанавливать недешевое газобаллонное оборудование (ГБО) с последующей регистрацией его в органах ГАИ.

Как рассказали нашему корреспонденту на одной из фирм по установке ГБО, до недавнего времени помимо сертификата на установку такого оборудования, при прохождении техосмотра нужно было предъявлять и протокол газового техосмотра.

- Сам протокол можно было получить бесплатно в фирме, которая специализируется на установке оборудования, - рассказали корреспонденту «АиФ». - Однако сам факт обязательности этого документа и необходимость обращаться за ним многих автолюбителей раздражали не на шутку. Сейчас же, в связи с вступлением 13 августа в силу закона об отмене обязательного техосмотра, такой протокол оказался не нужен.

Сумасшедший спрос на газ среди автолюбителей, особенно в разгар кризиса, заставил многих автодилеров пересмотреть свои маркетинговые планы. Многие из них стали предлагать новые автомобили с установленным ГБО. Причем если установка ГБО на гарантийный автомобиль в частном порядке могла означать, что с момента переоборудования гарантия теряется, то в случае с «салонными» авто, гарантия распространялась и на ГБО.

 

Альтернатива есть?

Как видно из таблицы 1 топлива в Украине, бензин еще долго будет в фаворе у водителей. Между тем, основные игроки на автомобильном рынке уже начали смещать ориентиры в пользу альтернативы - дизеля.

Например, с этого года в Украину уже ввозятся дизельные легковушки (и даже спортивные купе) Peugeot. По мнению экспертов, такой шаг заставит шевелиться и других импортеров.

В таблице 2 мы предлагаем вам сравнить, во сколько обойдется эксплуатация автомобиля на различном топливе и определиться, нужна ли вам такая экономия. Для примера взяли обычную «гражданскую» легковушку с двигателем на 6 цилиндров и объемом 1,6 л. Трансмиссию также взяли механическую, поскольку «автоматы» в Украине пока еще в меньшинстве.

ВЫВОД «АиФ»

Как бы привлекательно ни выглядела альтернатива сменить бензин на что-то более экономичное, эффект от перехода будет лишь в том случае, если в год вы проезжаете больше 20000 километров. К примеру, чтобы окупить установку ГБО, понадобится проездить полторы годовые нормы (около 30000 км). И только после этого она станет выгодной.

Шины подорожают

Слышала, что в Украине в скором времени подорожают шины. Причина - экологический сбор на утилизацию отработавшей свое резины. О какой утилизации речь, если в Украине таких заводов пока нет?

Наталья Мешкова, Киев

На самом деле, Кабмин ввел специальный сбор для производителей и импортеров автомобильных шин за их последующую утилизацию. Загвоздка пока именно в том, что заводов по утилизации старых шин у нас в стране нет. Все деньги, накопленные в первые месяцы действия сбора, пойдут на строительство таких заводов. Кроме того, о желании принять участие в строительстве таких объектов заявили и некоторые иностранные инвесторы.

- Со всех производителей и импортеров шин будет взиматься определенная плата, которая будет равна стоимости утилизации, что позволит очистить огромные территории и прекратить практику сжигания шин, - пояснил данное решение министр экологии и природных ресурсов Николай Злочевский.

И хотя формально платить налог должны будут производители, 5%-ная надбавка ляжет на плечи покупателей. Продавцы и производители уже высказали свое понимание ситуации и пообещали не повышать цену больше чем на размер налога.

Тем более что практика утилизировать машины существует во всем мире. У нас машину, подлежащую утилизации, хозяин бросает где попало (в посадке, на стоянке или просто у дороги), а, например, в Европе эта процедура обойдется владельцу в сумму 1000-1500 евро. В Израиле шины при низких температурах перерабатывают в крошку, которую впоследствии используют при строительстве дорог.

По словам экологов, за год в Украине скапливается более 300000 тонн мусора в виде использованных шин. Со временем они портятся, а пыль оседает не только на дорогах, но и в легких украинцев. Использованный протектор от одной шины порождает около 120 граммов пыли. Эта пыль - очень сильный канцероген, который со временем проникает в воздух, почву и подземные воды.

Смотрите также: