aif.ru counter
Анна НЕСТЕРОВА 40

Анатолий Кинах - о том, как бизнес и власть могут победить безработицу

Все материалы сюжета Экономика

1 января 2013 года вступит в силу новый закон о занятости, который на днях подписал президент. Документ заметно меняет отношения наемных работников и работодателей, а также стимулирует создание новых рабочих мест, в том числе и для «проблемного...

Фото: kinakh.com.ua

О том, насколько наша бизнес-среда готова играть по новым правилам, «АиФ» беседует с президентом Украинского союза промышленников и предпринимателей Анатолием КИНАХОМ.

Сначала - защитим

- Этот законопроект - не случайность, - уверен глава УСПП. - Таким образом власть и бизнес совместными усилиями претворяют в жизнь социальные инициативы президента. С тем, чтобы повышение уровня жизни, социальных стандартов было не за счет перераспределения, а в первую очередь за счет создания эффективно работающей экономики.

Если в целом рассматривать закон, то абсолютное большинство оценок бизнеса - позитивное. Он разрабатывался с участием специалистов Международной организации труда, Международной организации работодателей, использовался опыт развитых европейских стран.

К позитиву можно отнести и первый шаг по реформированию системы фондов соц-страхования по борьбе с безработицей. Теперь фонд занятости находится в более четком вертикальном подчинении правительству - для контроля и управления процедур наполнения его бюджета и адресного использования ресурсов. Отмечу для скептиков, что закон не разрушает систему социального партнерства. Наблюдательные советы этих фондов будут по-прежнему формироваться с участием трех сторон: правительства, работодателей и профсоюзов. А изменения связаны с фактами злоупотреблений средствами Фонда занятости. По этому поводу возбуждены уголовные дела, и я уверен, что виновники будут наказаны.

- Получается, государство берет на себя контроль матподдержки безработных, а организацию новых рабочих мест делегирует бизнесу и местной власти. Насколько предлагаемые льготы интересны предпринимателям?

- Бизнес поддерживает эти льготы. Но закон будет работать и давать результат только в комплексе мер, основанных на более совершенном механизме государственного и частного партнерства. Для нас принципиально важно, чтобы социальная политика сопровождалась ростом отечественного производства, защитой внутреннего рынка. Потому что если Украина и дальше будет так терять свой внутренний рынок, то ни один закон не сможет эффективно решать проблемы занятости. Судите сами: в 2002-2003 годах доля отечественной продукции составляла на внутреннем рынке 72%, а сегодня она сократилась где-то до 59%.

Сегодня крайне важно, чтобы учрежденная правительством в начале осени госпрограмма развития внутреннего производства широко выполнялась - иначе мы не только не решим проблему занятости, а еще и превратимся в полигон потребления импортной продукции и экспортеров дешевой рабочей силы. Этого нельзя допустить.

Нововведения закона

Работодателям

►100%-ная компенсация по оплате единого социального взноса за трудоустройство на новосозданные рабочие места:

  • молодежи без опыта работы
  • безработных от 50 лет
  • инвалидов
  • одиноких родителей
  • родителей, которые воспитывают детей-инвалидов

►50%-ное уменьшение единого социального взноса за каждое рабочее место с зарплатой больше трех минимальных 

Студентам

►Учет стажировки в рабочий стаж

►Оплата учебы работодателем при обязательной отработке трех лет по контракту

Молодым специалистам

►Стартовые выплаты при желании работать на селе -10 минимальных зарплат

► Первое рабочее место

Безработным старше 45 лет

►Право на «ваучер» для оплаты ускоренного обучения новой профессии

Предпринимателям и малому бизнесу

►Год ежемесячных компенсаций в размере минимального страхового взноса за трудоустройство безработных на срок свыше двух лет

►Бесплатная консультативная помощь об основании и ведении бизнеса

Безработным

►Статус предоставляется с первого дня регистрации

►Выплаты по безработице с восьмого дня

►Четыре прожиточных минимума для трудоспособного населения, без привязки к региону

►Адрес постоянного места жительства не имеет значения

►Привлекаются в проекты, финансируемые из бюджета

Все дело в климате

- Делались ли во время подготовки документа расчеты на уровне УСПП: насколько предложенные льготы выгодны предпринимателям?

- Расчеты, безусловно, были. В целом это выгодно. Например, 50%-ная льгота по выплатам единого социального взноса на следующий год после создания рабочего места в малом бизнесе - это нормально. При этом есть стимулы развивать производство с высоким уровнем оплаты труда, потому что нужно выполнить определенные критерии: зарплата должна быть не меньше трех минимальных и т.д. Но все должно делаться в комплексе - государство должно быть нацелено на создание условий защиты прав собственника, прав инвестора. Только тогда бизнес поверит и будет работать, опираясь на возможности этого закона, организовывать новые производства и создавать новые рабочие места.

- А насколько справляется с этой задачей правительство, может ли оно сегодня защитить бизнес от фискальных органов?

- Чтобы правительству поверили, ему очень важно не останавливаться на полпути. Закон готовился на основе общих усилий бизнеса и власти. Сейчас он введен в действие, но требует десятков подзаконных нормативных актов, постановлений и т.п. Мало принять закон. Сейчас еще более важно организовать его выполнение, чтобы тот позитив, который в нем есть, дал результаты. Для этого мы будем прилагать все усилия: создавать совместные постоянно действующие экспертные группы по его мониторингу и выполнению.

- Если парламент после выборов переформатируется - это отразится на судьбе закона?

- У меня за плечами пять составов правительства и пять - парламента. Я мечтаю о том времени, когда Украина выйдет на такой уровень качества политической системы, государственной системы власти, ментальности, когда независимо от состава правительства или парламента, их политической окраски, стратегические проблемы страны будут решаться по принципу преемственности.

У нас есть много хороших законов: о поддержке инновационной деятельности, о задачах энергосбережения, энергоэффективности - все они актуальны, но не работают. В том числе - из-за отсутствия преемственности управленческих кадров. Ведь эти программы рассчитаны не на месяцы, а на годы. Чтобы получить результат, его нужно добиваться шаг за шагом, а не начинать каждый раз с чистого листа.

Внешние факторы

- Возвращаясь к защите внутреннего рынка: пойдет ли на пользу украинскому бизнесу ратификация Зоны свободной торговли с СНГ?

- Я приветствую это соглашение. Оно на 90% сформировано на принципах ВТО. Например, возможность решать спорные вопросы без политического или экономического давления - безусловный позитив. Тем более что страны СНГ для Украины - очень важные партнеры. В прошлом году общий объем товарооборота Украины - СНГ составил 71 млрд долл. - это 40% нашего внешнеторгового оборота. Из них на Россию выпадает 34%. Для нас это очень серьезный рынок - загрузка наших предприятий и сотни тысяч рабочих мест.

- Можно посмотреть на эту ситуацию с точки зрения конкретного предприятия: увеличатся ли, например, отчисления в бюджет?

- Если предприятия получают возможность усилить свое присутствие на рынках, есть возможность увеличить объем заказов. Для Украины это особенно важно, потому что ее ВВП на 47-50% формируется за счет экспорта. Мы - экспортно ориентированное государство, и это одна из наших проблем. Поэтому дополнительная возможность присутствия на внешних рынках - безусловный позитив. Но для максимального эффекта надо повышать конкурентность своей продукции, учиться решать спорные вопросы на основе международных стандартов, чтобы не было сырных, трубных и прочих войн. Тут победителя никогда не бывает - проигрывают все. Соглашение необходимо подкреплять четкой эффективной системной работой - как внутри Украины, так и во взаимодействии с нашими партнерами.

Проблемы для решения

  • Энергоемкость ВВП в два-три раза выше, чем у «соседей».
  • Продуктивность труда - в четыре-пять раз ниже развитых стран.
  • Износ основных фондов - выше 60%.
  • Нагрузка на фонд оплаты труда - выше 50% (вдвое выше, чем в Европе).

Смотрите также: