119

Богатые регионы: Почему на местах стали зарабатывать больше?

Доля местных бюджетов в сводном бюджете Украины по итогам 2018 г., по словам президента Украины Петра Порошенко, составит 51,5%.

Впервые за всю историю страны большинство государственных денег сосредоточится в регионах.

МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ НА ВЫСОТЕ

За пять месяцев текущего года доходы местных бюджетов выросли по сравнению с прошлым годом очень прилично.

«На протяжении января-мая 2018 г. доходы местных бюджетов выросли до 89, 7 млрд грн. Прирост поступлений к соответствующему периоду прошлого года - 24,1% или 17,39 млрд грн», - сообщил министр регионального развития Геннадий ЗУБКО.

Экономический эксперт Виталий ШАПРАН считает, что есть два фактора, благодаря которым регионы вышли на нынешние показатели. Первый состоит в том, что в Украине в 2018 г. было предусмотрено увеличение субсидий из госбюджета в местные бюджеты на 38 млрд грн. А второй фактор - это рост зарплат, он действительно есть и это видно по средней заработной плате (согласно свежим данным Госстата средняя номинальная заработная плата в марте 2018 г. составила 8 382 грн, что почти в два с половиной раза выше уровня минимальной заработной платы (3 723 грн). Благодаря росту зарплат увеличились и поступление в местные бюджеты от НДФЛ (налог на доходы физических лиц). Этот налог рассчитывается и уплачивается с любого дохода гражданина.

регионы
регионы Фото: АиФ в Украине

 

Аналитик финансовой компании Альпари Максим ПАРХОМЕНКО тоже видит причиной роста местных бюджетов повышение зарплат. В частности, увеличение минимальных окладов в прошлом году до 3200 грн. «На данный момент эта статья доходов бюджета является одним из ключевых показателей прироста. Однако в будущем без дальнейшего увеличения окладов нынешние показатели будут сокращаться», - считает эксперт.

Интересно, что президент Украины Петр ПОРОШЕНКО уверен, что по итогам года доходы местных бюджетов страны будут еще выше - чуть больше половины от всего бюджета страны.

«Наконец, доля местных бюджетов с трансфертами (трансферты – это социальные выплаты, финансовая помощь бюджета вышестоящего уровня нижестоящему. – Ред.) в сводном бюджете Украины по итогам текущего года будет составлять 51,5%. Никогда такого не было, чтобы большинство государственных денег была в объединенных общинах», - подчеркнул президент.

Основной причиной успехов регионов, по мнению президента страны, является децентрализация.  

Так, по его словам, согласно прогнозу, доля местных налогов и сборов в собственных доходах местных бюджетов к концу года составит 30%. Президент напомнил, что в 2014 г, до начала децентрализации, она составляла менее 1%.

Глава государства уверен, что децентрализация отвечает украинским евроинтеграционным планам и является эффективной частью украинской антикоррупционной системы. Порошенко подчеркнул, что децентрализация уменьшает влияние государства на распределение денежных ресурсов, демонополизирует и рассредоточивает финансовую власть.

Многие эксперты согласны с президентом. Так, по мнению М. Пархоменко, цифры, которые мы сейчас видим - это последствия децентрализации и реформы самоуправления. «Со временем большая часть средств распределяется на местах. Это позволяет более оперативно распределять деньги на проекты, поскольку сокращается цепочка между налогоплательщиком и местными органами власти, чего не было раньше. Как видим, реформа работает, несмотря на ее критику, которая была раньше», - поясняет свою точку зрения эксперт.

Владимир ЧЕРНОБАЙ, аналитик финансовой компании ГК TeleTrade, тоже считает, что поступления в бюджеты регионов возрастают за счет перераспределения государственных доходов между центром и областями. Это и составляет суть децентрализации.

«В местной казне остаются многие платежи, которые раньше отчислялись в госбюджет. К ним относятся часть подоходного налога физлиц, плата за выдачу лицензий, акцизы на топливо и спиртные напитки и пр. Только за 5 месяцев 2018 г. суммарные поступления в местные бюджеты повысились на 24% по сравнению с тем же периодом 2017 г», - говорит В. Чернобай.

По его мнению, в этом одно из основных объяснений того факта, что доля местных бюджетов в сводном бюджете страны в 2018 г. превысит половину. А для собственных доходов территориальных бюджетов доля местных налогов и сборов составит 30%.

Логика такого маневра состоит в том, чтобы дать региональным властям больше самостоятельности в финансах, стимулировать их зарабатывать самим средства на развитие и местные нужды. Если доходы образуются от территориальных составляющих, то есть смысл именно тут решать вопросы их использования и увеличения.

Директор Фибо Украина Сергей ПОПЛАВСКИЙ считает реформу децентрализации одной из самых успешных внутренних реформ. По его словам,  теперь местные власти имеют больше финансов для решения насущных вопросов и меньше зависят от дотаций со стороны центральных органов.

Тем не менее, наряду с такими позитивными факторами, есть и отрицательные. При условии слабого гражданского общества, на местах могут развиваться коррупционные схемы, так как контроль за распределением средств со стороны центральных органов власти минимальный, а то его нет и вовсе.

М. Пархоменко считает, что основной прирост доходов местных бюджетов будет сформирован за счет увеличения минимального оклада. Его рост соответственно будет вызывать увеличение налогов в бюджете, но с определенной временной задержкой примерно в 3 месяца. Также увеличение зарплат вызовет и увеличение реальных доходов населения, что в свою очередь приведет к росту потребления и расходов. За счет этого и увеличиваются налоги в конечном итоге.

ТРОЙКА ЛИДЕРОВ

По словам министра регионального развития Геннадия ЗУБКО рост местных бюджетов отмечен во всех регионах Украины: от 180 млн грн в Черновицкой области, до 1,9 млрд – в Днепропетровской. Самые высокие темпы роста доходов зафиксированы в Полтавской (на 30,4%), Сумской (на 27,9%) и Тернопольской (на 27%) областях.

Лидером по темпам прироста поступлений в общий фонд местных бюджетов стала Полтавская область, так как на ее территории есть крупные предприятия (ООО «Вентзвод Авангард», Полтавский тарный завод, ООО «Карбон» и др.), а также ПАТ «Укрнефть». Напомним, с начала 2018 года нефте- и газодобывающие компании оплачивают 5%-ю ренту в местные бюджеты. Полтавская область является одним из лидеров по добыче углеводородов. Сумская же область попала в тройку лидеров благодаря росту темпов промышленности (+10,3%), тогда как Тернопольская область сумела привлечь большое количество инвестиций (+42,3%).

Также за пять месяцев, по словам министра регионального развития Геннадия Зубко, выросли и доходы местных бюджетов 665 ОТГ (объединенных территориальных громад), которые составили 7,43 млрд грн. Их прирост — 64,8% или 2,92 млрд грн. Исходя из расчета на одного жителя, средний показатель собственных доходов ОТГ увеличился с 802,2 грн до 1 322,1 грн ( на 519,9 грн).

МНЕНИЕ ЧЕРНОБАЯ

У децентрализации есть минусы

У идеи и практики децентрализации есть и вторая сторона, как и у самих бюджетов. Это расходы. Оставляя больше средств на территориальном уровне, центр отдает ему на содержание в большей степени и местные расходные статьи. Уменьшаются централизованные ассигнования на образование, медицину, льготы и пр.

Здесь есть несколько важных нюансов. Рост поступлений в местные бюджеты из внутренних источников может отставать от затрат. Например, в 2017 г. доходы регионов выросли на треть, а, например, расходы на ЖКХ - на 50%, по информации Ассоциации городов Украины. В таких условиях есть большая опасность недофинансирования важных нужд.

Кроме того, области имеют объективно очень разные возможности для наполнения своих бюджетов – в зависимости от своей специализации, ресурсов, численности и состава населения, развития производства и пр. Поэтому следствием децентрализации выступает расслоение городов на «богатые» и «бедные». Например, 85% депозитов местных бюджетов в 2017 г. было сосредоточено на счетах 20 городов, то есть 6% территориальных громад. На остальные 94% громад приходится 15% средств. Соответственно, децентрализация не должна становиться самоцелью и должна учитывать объективные различия регионов. Для этого следует совершенствовать систему бюджетных субвенций, распределяя их с учетом потребностей и возможностей на местах. Нельзя допускать серьезных перекосов в уровне жизни разных областей.

Владимир ЧЕРНОБАЙ, аналитик финансовой

компании ГК TeleTrade

 

 

Материал подготовлен: Виктория ХАДЖИРАДЕВА
aif.ua
Loading...