312

Деньги вперед: Что обещает украинцам закон «О валюте»?

В Верховной Раде принят в первом чтении закон «О валюте».

Сейчас на многие валютные операции и компаниям, и простым украинцам нужно специальное разрешение Нацбанка. Это касается открытия счетов в зарубежных банках, купли-продажи иностранных ценных бумаг, предоставления кредитов и займов из-за рубежа и пр. Это очень ограничивает операции с валютой и противоречит принципам свободного рынка. Новый закон призван снять такие ограничения. Но, судя по всему, не до конца.

ПЛЮСЫ ЗАКОНА

В случае приятия этого закона, о валютных операциях за рубежом нужно будет лишь уведомить Нацбанк, ждать от него разрешения, собирать и предоставлять большой пакет документов уже не будет нужды, рассказал Владимир ЧЕРНОБАЙ, аналитик финансовой компании ГК «Телетрейд». Для экспортеров отменится правило возврата валютной выручки в банк в течение 180 дней с момента совершения сделки. Это позволит лучше и оперативнее управлять валютой на зарубежных счетах, быстрее оплачивать контракты и пр.

А глава НБУ Яков Смолий уверен, что этот закон позитивно отразится не только на бизнесе, но и на простых украинцах. «Каждый украинец сможет перечислить любую сумму за границу без лицензии. Закон не окажет негативного влияния на ситуацию на рынке», — уверен Смолий.

закон о валюте
закон о валюте Фото: АиФ в Украине

В. Чернобай считает, что после окончательного принятия Закона, экономика станет гибче и свободнее, права участников расширятся. Компании и простые укранцы получат свободный доступ к в огромный мир международных финансовых инструментов, что принято в рыночных странах. Более свободное движение капиталов будет способствовать и притоку иностранных инвестиций. Для тех многочисленных украинцев, которые выезжают на заработки в другие страны, не нужно будет везти деньги домой наличными, можно будет законно положить на счет в зарубежном банке, перевести в украинский и распоряжаться по своему усмотрению.

валютное регулирование
валютное регулирование Фото: АиФ в Украине

Кроме того, есть мнение, что европартнеры (которые давно рекомендуют Украине принять подобный закон. – Ред.) хотят, чтобы украинский парламент дал возможность людям, которые поехали на заработки за рубеж, открывать там счета и хранить там заработанные деньги. То есть, чтобы деньги, которые платят нашим гастарбайтерам за рубежом, оставались там, в тех экономиках, а не возвращались в Украину.

И наконец, по мнению главы НБУ Я. Смолия, принятие закона «О валюте» приблизит наше банковское законодательство к европейским канонам.

Как говорит Екатерина ГУТГАРЦ, редактор Prostopravo.com.ua положительным является тот момент, что с принятием Закона «О валюте» утратят свою силу морально устаревший закон «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» и Декрет Кабмина «О системе валютного регулирования и валютного контроля».

По словам финансового аналитика Виталия ШАПРАНА, закон упорядочит практику валютного регулирования, которая уже сложилась в Украине, и выведет его из правового поля Кабмина в общее правовое поле. В целом эксперт оценивает закон положительно. Однако считает, что быстрых улучшений от него ждать не стоит, так как все послабления наступят после того, как Украина имплементирует стандарты ВЕРS (Base Erosion and Profit Shifting – план действий Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выведению прибыли налогообложения, к которому Украина присоединилась с начала 2017 года. – Ред.). Поэтому на практике улучшений придется ждать долго. Но сам факт, что есть план, предполагающий выход из правового поля постсоветской республики на валютном рынке - это уже позитив.

 

МИНУСЫ ЗАКОНА  

По мнению Е. Гутгарц некоторые нормы законопроекта, не являются прогрессивными. Например, обязанность физических лиц декларировать валюту свыше 10 тыс. евро при их перемещении через границу, требование продавать часть валютной выручки резидентами, ограничение сроков расчетов по экспортно-импортным операциям – все это не добавляет плюсов законопроекту. Так, законом «О валюте» провозглашается принцип свободы осуществления валютных операций, однако дается право НБУ вводить ограничительные меры:

1) обязательную продажу части поступлений в иностранной валюте;

2) установление предельных сроков расчетов по операциям по экспорту и импорту продукции и транспортных услуг;

3) установление особенностей осуществления операций, связанных с движением финансового капитала;

4) введение специальных разрешений на проведение отдельных валютных операций;

5) резервирование средств по валютным операциям.

Ограничительные меры могут вводиться на срок до 6 месяцев, однако нигде в законе нет запрета на продление этого срока.

В. Чернобай среди минусов закона выделяет то, что уменьшение контроля со стороны Нацбанка осложнит его задачу по регулированию рынка. Во многих случаях, когда участники операций перестанут в строгие сроки возвращать валютную выручку, может ослабнуть учет данного процесса, замедлятся валютные поступления в страну. Это может привести, например, к более резким колебаниям курса гривны.

В то же время у Нацбанка останется совершенно необходимое право требовать при необходимости документы о валютных операциях и накладывать ограничения, если возникнут риски на валютном рынке. То есть полномочия контроля сохранятся.

Эксперт считает, что законопроект еще будут обсуждать и уточнять формулировки на следующих этапах его принятия. Но вряд ли существенно изменится его концепция. Вероятность принятия этого закона очень высока.

Андрей БЛИНОВ, экономист-международник считает, что в президентском законопроекте упущены некоторые аспекты, связанные с электронной торговлей и полномочиями Нацбанка. В частности, ст. 12 содержит положение о том, что меры защиты вводятся на срок до 6 месяцев, однако нигде не стоит ограничение по количеству продлений таких ограничений. Как показывает опыт валютных кризисов, валютные ограничения центробанков должны быть всеобъемлющими и вводиться сразу. Как правило, ограничения эффективны, если вводятся на срок до 18 месяцев.

В ст. 5 законопроекта указано, что расчеты по операциям могут проводиться в инвалюте и банковских металлах. Но тема других платежных документов и электронных денег не раскрыта.

Кроме того, в статье 1 указано, что валютное регулирование в стране базируется на принципах гибкого курса, тогда как НБУ декларирует плавающий курс.

Интересно, что внедрение либерального движения капитала в переходных экономиках, как правило, проводилось постепенно. Шоковая либерализация Израиля в 1977 г. и Турции в 1989 г. оказалась негативным уроком.

Виктория Хаджирадева

МНЕНИЕ ИОСУБА

Почему существовали ограничения?

В 2014-2015 годах, после боевых действий на востоке Украины, гривна перешла в свободное падение. Чтобы хоть как-то удержать курс национальной валюты, было введено множество административных ограничений на валютном рынке, которые касались физических и юридических лиц, а также иностранных инвесторов. С тех пор острота вопроса во многом спала, и руководство страны перешло от ограничений к послаблениям, постепенно отменяя ограничительные меры.

​Так, в августе 2017 г. НБУ снял ограничение с валютных депозитов, физическим лицам стало возможно получать наличную валюту со счетов через банкоматы или кассы банков без ограничения суммы. В прошлом году лимит покупки валюты физическими лицами был увеличен до эквивалента 150 тыс. грн. До этого действовало ограничение в 12 тыс. грн.

​Тем не менее, часть административных ограничений все еще продолжает действовать, а сам вопрос валютных операций регламентируется множеством различных законодательных актов. В основе действующего валютного законодательства лежит принятый правительством еще в 1993 г. декрет «О системе валютного регулирования и контроля». Еще два года назад НБУ, тогда еще под руководством Валерии Гонтаревой, приступил к разработке нового валютного законодательства, которое предусматривало пошаговую валютную либерализацию. К лету прошлого года разработка проекта нового закона была завершена, и он был передан на рассмотрение президенту.

​19 марта этого года президент Петр Порошенко внес законопроект в Раду, и попросил принять его, как неотложный. По словам заместителя главы НБУ Олега Чурия, нам нужен этот закон потому, что на сегодня законодательство, которое регулирует валютные операции, сложное, запутанное и противоречивое. Мы считаем, что нужен один закон, который будет регулировать эту деятельность», – заявил замглавы НБУ. Кроме того, по его словам, Украина взяла на себя обязательства о свободном движении капитала в рамках Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом.

Вадим ИОСУБ, старший аналитик финансовой компании Альпари 

aif.ua
Loading...