aif.ru counter
243

«Дыра» в бюджете

Что привело к «бреши» в бюджете страны

По информации Минфина, за первый месяц 2019 г. государственный бюджет Украины сведен с дефицитом в 12,3 млрд грн против 7,9 млрд грн профицита годом ранее. Как исправлять ситуацию?

Ушли в «минус»

По данным Госказначейства, за январь доходы госбюджета составили 54,49 млрд грн, что на 6,56 млрд грн (10,8%) ниже планового показателя, то есть госбюджет недовыполнен почти на 11%. Напомним, дефицит государственного бюджета – это превышение расходов бюджета над его доходами.

При этом, общий фонд госбюджета недополучил почти вдвое больше.

В Минфине сообщили, что запланированные на январь заимствования под гарантии Всемирного банка в сумме 17,6 млрд грн перенесены на февраль.

Также известно, что в прошлом году дефицит бюджета вырос на 23,7% по сравнению с 2017 г. (47,882 млрд грн) и достиг 59,248 млрд грн.

Аналитик финансовой компании ГК Forex Club Алексей ФЕДОРИН поясняет, почему мы ушли в «минус». По его словам, во-первых, предвыборная кампания набирает обороты, поэтому именно, первый квартал быдет насыщен выполнением обязательств по выплатам социальных расходов государства. Мало того, не секрет, что в госбюджете-2019 предусмотрена помощь политикам на выборах: на поддержку партий выделили 565 млн грн.

бюджет
бюджет Фото: АиФ в Украине

 

Во-вторых, следует напомнить о том, что с 1 января 2019 г. были увеличены социальные стандарты. В-третьих, текущий год является самым масштабным с точки зрения выплат долгов, как внешних, так и внутренних (расходы составляют более 178 млрд грн и 239 млрд грн соответственно). Обслуживание госдолга увеличилось по сравнению с прошлым годом более, чем на 15 млрд грн, новые займы – более, чем на 114 млрд грн, погашение долгов – более, чем на 96 млрд грн. В целом, на долги приходится более 40% всего бюджета 2019 г.! Все эти факторы в совокупности и способствовали повышенной нагрузке в первый месяц года.

Эксперт также отметил, что дефицит госбюджета на текущий год заложен на уровне 89 млрд грн. Львиная доля расходов приходится на социальный и военный секторы. В этом году отмечено максимальное финансирование расходов в военной сфере за всю историю независимости страны.

А Вадим ИОСУБ, старший аналитик финансовой компании Альпари, говорит, что рост бюджетного дефицита в январе отчасти носил плановый характер, и связан с увеличением госрасходов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Говоря о доходной части, Минфин отмечает, что доходы госбюджета в январе составили 54,5 млрд грн. Уровень выполнения плановых показателей по доходам общего фонда государственного бюджета составил 89,2%.

 

Одной из причин такой ситуации, по его мнению, является то, что в январе сократились объемы импорта и снизились объемы производства табачных изделий, что негативно повлияло на налоговые поступления.

В тоже время, расходы государственного бюджета составили 66,1 млрд. грн, что больше аналогичного показателя 2018 г. на 41%. Уровень выполнения плановых показателей по расходам общего фонда государственного бюджета составил 88%. При этом, наиболее значимые для государства расходы, такие, как социальные расходы, расходы на оборону и безопасность и на обслуживание государственного долга, были профинансированы в полном объеме.

Причину того, что государственный бюджет Украины сведен с дефицитом президент Украинского аналитического центра Александр ОХРИМЕНКО видит в том, что некоторые госмонополисты выплатили налог на прибыль не в полном объеме. Чаще всего они в начале года платят приличные суммы в бюджет страны в виде налогов, но на сей раз так не случилось.

Напомним, к крупным госмонополистам Украины относятся: НАК Нафтогаз Украины, «Укразалiзниця», НАЭК «Энергоатом», НАК «Энергетическая компания Украины» и другие.

Соцвыплаты вместо инвестиций

Из-за того, что текущий год – это год выборов, причем и президентских, и парламентских, некоторые эксперты предполагают: деньги, которые запланированы на инвестиционные программы, будут перераспределены на увеличение соцвыплат. Это хорошо для простых украинцев, которые получают зарплаты, пенсии, всевозможные льготы, но негативно скажется на развитии инфраструктуры, строительстве и ремонте школ, больниц, дорог и т.д.

«В этом году надо ожидать минимального финансирования инвестпрограмм, прежде всего, строительства новых объектов инфраструктуры и ремонта существующих, строительства жилья по соцпрограммам, например, льготного кредитования», - говорит Олег ПЕНДЗИН, исполнительный директор Экономического дискуссионного клуба.

Отсутствие финансирования ремонтов в школах, больницах, закупок оборудования для исследований ожидает и А. Охрименко.

«Профинансируют оплату «коммуналки» и надбавку сотрудникам, так как год выборный. Людей нужно «подкупить», а инфраструктура подожет до лучших времен, - резюмировал он.

Как менять ситуацию?

Безусловно сложившаяся ситуация с бюджетом страны требует каких-то действий со стороны властей.   По словам А. Федорина, одним из способов заполнить финансовые дыры является эмиссия облигаций внутреннего займа (это выпуск денег и/или ценных бумаг в обращение. – Ред.), что не всегда дает положительный эффект в долгосрочной перспективе. (Другие источники финансирования дефицита бюджета - см. инфографику).

Именно это и было сделано Минфином. По информации министерства, дефицит был профинансирован за счет внутренних заимствований. Так, в январе Минфин разместил ОВГЗ (Облигации внутреннего государственного займа. – Ред.) на эквивалент 41,7 млрд грн, включая ОВГЗ в иностранной валюте на 587,4 млн долл. и на 33,3 млн евро.

Напомним, ОГВЗ выпускаются Минфином Украины и позиционируются, как   самые надежные ценные бумаги в стране. Погашение ОВГЗ гарантировано бюджетом, и, как утверждает Минфин, надежность их выше надежности депозита в любом коммерческом банке.

По мнению А. Федорина, властям необходимо придерживаться выбранного курса. Он напомнает, что 2018 г. отметился определенной макроэкономической стабильностью и сбалансированностью бюджета при поддержке международной помощи.

Сейчас правительство наметило курс на уменьшение дефицита бюджета. Фискальная консолидация (это государственная политика, целью которой является снижение дефицита и накопления государственного долга. - Ред.) направлена на уменьшение дефицита. Одним из инструментов для достижения этой задачи является выход на рыночные цены на газ. Для сбалансированности расходной части бюджета на 2019 г. предусмотрено выделение прибыли от НБУ.

Кроме того, важно по-прежнему получать финансовую помощь извне. Для этого нужно выолнять требования МВФ, что даст возможность получить очередные транши от фонда, а также от европейских регуляторов, а следовательно, появится возможность увеличивать резервы Национального банка Украины (НБУ). Именно сотрудничество с международными финансовыми институтами даст возможность пройти тяжелый год по выплатам относительно безболезненно.

Поэтому, скорее всего, правительство будет выполнять все требования МВФ. После 2019 г. нагрузка на бюджет будет снижена, что и позволит снизить дефицит бюджета.

Бюджетный дефицит: плюсы и минусы

Наличие бюджетного дефицита обычно рассматривается как негативное явление. Но это не всегда так. Бюджеты очень многих государств являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных издержек и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и ее долгосрочные приоритеты. Обратное явление - профицит бюджета - означает превышение доходов бюджета над расходами, и тоже является неоднозначным.

 

Виктория ХАДЖИРАДЕВА