aif.ru counter
857

Пенсии и субсидии: хватит ли в бюджете денег на их выплату?

В нашем бедном и стремительно стареющем обществен вопросы пенсий и субсидий – острые, насущные и, пожалуй, самые наболевшие.

Скриншот

И если в 2018 г. эти пособия худо-бедно, но выплачивали, то что будет в 2019-м – для многих вопрос. «АиФ» решил напомнить, как обеспечивали украинцев этими пособиями в уходящем году, и поинтересовался, что ждет пенсионеров и получателей субсидий после Нового года. 

ПЕРВЫЙ ПОШЕЛ

Стартовавший год назад первый этап пенсионной реформы подразумевает упорядочение доставшейся нам в наследство еще с советских времен солидарной системы, когда пенсии формируются из средств, которые работающие граждане выплачивают в качестве ЕСВ (единого социального взноса). На втором этапе предусмотрено внедрение современной и более справедливой накопительной пенсионной системы, при которой ежемесячные отчисления работающих идут на их счета, потом они будут получать пенсии из этих собственных накоплений.

Пока мы находимся на первом этапе реформы – упорядочении солидарных пенсий. За этот год уже произошло четыре повышения пенсионных пособий. Они коснулись пенсий военных, минимальных и других пенсий, «привязаных» к прожиточному минимуму.

Так, 1 января с ростом прожиточного минимума выросла и минимальная пенсия – с 1312 грн до 1373 грн. В речение года было еще два подобных пересчета пенсий: 1 июля, когда прожиточный минимум для нетрудоспособных граждан увеличился с 1373 грн до 1434 грн, и 1 декабря, когда минимальные пенсии выросли вместе с прожиточным минимумом с 1435 до 1497 грн.

пенсия
пенсия Фото: АиФ в Украине
пенсия
пенсия Фото: АиФ в Украине

Далее, 1 мая, прибавку к пенсиям получили военные пенсионеры, пособия которых не менялись с 2008 г. Им обещали сделать перерасчет пенсий 1 января 2018 г. Но этого не произошло – в казне на это не хватало денег. Чтобы вопрос не отложили на неопределенное время, военные по всей стране начали проводить акции протеста. И своего добились. К 1 мая им сделали перерасчеты пенсий, причем, пересчитывали задним числом, с 1 января. И 544 тыс. военных пенсионеров стали получать примерно на 1,5 тыс. грн/мес. больше, а всего их пособие составляет около 4,1 тыс. грн. В планах на 2019 г. запланировано очередное повышение пенсий для военных, на 25 %, – уже второе в рамках пенсионной реформы, а третий перерасчет военных пенсий запланирован на январь 2020 г. За эти два раза военным добавят еще по 1,5 тыс. грн.

На 1 марта 2019-го намечается нововведение в рамках пенсионной реформы, которое называют «осовременниванием» пенсий. Суммы надбавок будут зависеть от роста средних зарплат и темпов инфляции. В Пенсионном фонде (ПФ) предполагают, что на этом этапе пенсии вырастут примерно на 17 % - более точно пока невозможно подсчитать.

«В следующем году будет осуществлен перерасчет пенсий в связи с ростом средних зарплат и темпов инфляции, - сказал зампредседателя Пенсионного фонда Владислав МАШКИН. - Это тот перерасчет, который мы анонсировали на старте пенсионной реформы, в октябре прошлого года. Предполагаем, что в марте 2019 г. пенсии будут повышены на 50% темпов роста средней заработной платы, и на столько же - в зависимости от инфляции».

Кстати, в госбюджет в качестве дотаций на выплату пенсий заложено 166,5 млрд грн (в 2018 г. эта дотация составляла 139 млрд грн).

БАЛАНСИРОВАТЬ НА ГРАНИ

Согласно планам правительства, пенсионная реформа должна проходить в три этапа. Но пока она застопорилась на первом – усовершенствовании солидарной системы. И, кстати, именно в рамках этого первого этапа женщинам уже подняли пенсионный возраст, а в октябре прошлого года тот же пенсионный возраст подняли еще раз, прикрыв его требованием увеличения трудового стажа. Поэтому с 1 января 2019-го на пенсию в 60 лет смогут выйти только те, кто заработал, как минимум, 26 лет стажа. А 60-летние, которые в следующем году будут иметь только 15 лет стажа, пойдут на заслуженный отдых в 65 лет. Те же, у кого от 16 до 25 лет стажа, на пенсию смогут выйти в 63 года. Причем, с каждым годом требования по стажу будут расти, на 12 месяцев ежегодно, включительно до 2028 г.

В связи с этим в Минсоцполитики предполагают, что в 2028 г. только 55% украинцев в 60 лет выполнят требования по стажу, остальные будут работать до 63 и 65 лет. Количество людей, достигших пенсионного возраста, но не заработавших пенсии, будет расти. Однако число тех, кто в 2018 г. выйдет на пенсию в 65 лет, в течение 10 лет не сильно изменится. Если в этом году таких будет 4%, то через 10 лет - 5%. А число тех, кто сможет выйти на пенсию вовремя, не дорабатывая дополнительные годы, уменьшится за это время с 70 до 55%.

Внедрение второго этапа пенсионной реформы с постепенным введением накопительной системы планировали на январь 2019-го. Но в очередной раз перенесли – до 2020-го.  Одной из причин этого эксперты называют отток рабочей силы за границу, в результате чего сейчас 10 работающих содержат 11 пенсионеров. А для того, чтобы более-менее слаженно функционировала солидарная система, соотношение должно быть один к одному. Малейший сбой в поступлении ЕСВ, который платят все работающие в размере 22 %, оборачивается ЧП со срывом выплаты пенсий, как это произошло в июле этого года.

Чтобы увеличить число работающих, Кабмин решил повысить стаж для выхода на пенсию. И активно выводит из тени нелегальные рабочие места. К примеру, на Буковине выведен из тени труд 12,2 тыс. человек, что дало дополнительные поступления в бюджет ПФ в Черновицкой обл. 8,6 млн грн, в Днепропетровской обл. - более 3 тыс. рабочих мест, бюджет областного фонда увеличился на 2,5 млн грн, на Львовщине - 10 тыс. рабочих мест, и плюс в ПФ - 9,5 млн грн, а в Луганской обл. легализованы 2,2 тыс. рабочих мест, что дало в фонд выплаты пенсий почти 2 млн грн.

«Будем делать все возможное, чтобы все категории граждан получали пенсионные выплаты вовремя, - заверил председатель правления Пенсионного фонда Украины Евгений КАПИНУС во время рабочей поездки по Киевской обл. - Задержки с выплатами недопустимы. Такая позиция у премьер-министра Украины. Главный приоритет - это зарплаты и пенсии».

Он также заверил, что регулярно будут получать пенсии даже 23 пожилых «самосела» в зоне отчуждения: им ежемесячно 7-го числа доставляют и будут доставлять пенсии работники «Укрпочты».

«Нет сомнений в том, что сбоев в выплате пенсий в следующем году не будет, - считает президент Украинского аналитического центра Александр ОХРИМЕНКО. – В этом плане все продумано и предусмотрено. Другое дело, - запуск второго этапа пенсионной реформы, который предполагает введение более прогрессивной накопительной пенсионной системы. Это несколько раз откладывали, и в очередной раз отложили – пока до 2020 г. Но, думаю, что эта отсрочка – не последняя».

Хуже всего то, что нашу пенсионную систему подрывают еще и нечистые на руку чиновники. Генпрокуратура уличила госслужащего ГУ Пенсионного фонда в Киевской обл. в хищении госсредств в особо крупных размерах.

«Генпрокуратурой Украины по результатам досудебного расследования утвержден и направлен в суд обвинительный акт в уголовном производстве на чиновника главного управления ПФ Украины в Киевской обл., который осуществляя несанкционированные вмешательства в работу автоматизированных систем ПФ и посредством незаконных операций с использованием электронно-вычислительной техники завладел средствами из госбюджета Украины на общую сумму более 605 тыс. грн, - сообщает пресс-служба генпрокуратуры. -  Кроме того, он еще раз пытался завладеть госсредствами в размере более 813 тыс. грн».

Этот чиновник создавал в электронном виде пенсионные дела на несуществующих людей, и «мертвым душам» начисляли пенсии. Схема, которой мог бы позавидовать и гоголевский Чичиков, и сам Остап Бендер. Пока ведется следствие, этот криминальный талант выпущен под залог в размере трехсот прожиточных минимумов для трудоспособных лиц, - 528,6 тыс. грн.

ПЕНСИОНЕРОВ ПРОВЕРЯТ

Кабмин утвердил законопроект, согласно которому всем пенсионерам придется переоформить пенсионные удостоверения с фотографиями, сделанными там, где выдается документ. Так задумано для того, чтобы не допустить вклеивания чужого фото в удостоверение. Также пенсионерам придется оставить отпечатки пальцев и один раз в 6 месяцев посещать отделение банка, в котором они получают пенсию или в ПФ для заполнения регистрационной карты. Такая мера будет введена, чтобы исключить получение пенсий за умерших. Она также будет выявлять тех украинцев, которые получают пенсию в Украине, а живут на временно неподконтрольной территории.

МОНЕТИЗАЦИЯ ВСЕЙ СТРАНЫ

Закручивание гаек

В мае 2018 г. правительство ввело новые ограничения для получателей субсидий. И право на получение этого пособия потеряли:

  • владельцы автотранспорта, которому меньше 5 лет (кроме мопеда и автомобиля, предоставленного органами соцзащиты),
  • получатели денег от аренды имущества,
  • не работающие трудоспособные граждане, которые не стоят на учете в центре занятости,
  • владельцы квартир, площадь которых превышает 120 кв. м, и домов площадью больше 200 кв. м (кроме детских домов семейного типа и приемных семей),
  • семьи, у которых была задолженность по оплате коммунальных услуг за два месяца и больше, и ее не погасили до 1 июня 2018 г.

Под вопросом получение субсидий оказалось у тех, кто в отчетный период совершил покупку на сумму от 50 тыс. грн, у кого изменились доходы, состав семьи, а также семьи, в которых есть трудоспособные лица, задекларировавшие отсутствие доходов и переселенцы, которые обязаны сдать декларации на всех членов своих семей. Вопрос назначения им пособий решают специальные комиссии.

Закручивание гаек для получателей субсидий дало свои результаты – наполовину уменьшилось количество получателей субсидий, и примерно наполовину стал меньше размер субсидий.

Эксперты отмечают четыре причины этого уменьшения. Первая из них – то, что при назначении субсидий более жестко учитывают стоимость покупок, размер жилья, наличие автотранспорта и т.д.  Предполагается, что по этой причине лишился субсидии примерно каждый пятый из прошлогодних получателей.

«Имущественные ограничения отсекли очень многих людей, раньше получавших субсидии, - считает эксперт по вопросам ЖКХ Украинского института анализа и менеджмента политики Андрей НИКОНЧУК. – В основном это те, у кого большая жилплощадь, и, соответственно, большой была субсидия. Когда вычеркнули из списка этих людей, то и средние суммы субсидий уменьшились».

Вторая причина, по мнению экспертов, - постепенный рост зарплат. Ведь уровень доходов – решающий фактор при назначении субсидий. Третья причина – в том, что с 1 июля всех получателей субсидий внесли в электронный реестр. Благодаря этому, по словам министра соцполитики Андрея Ревы, удается выявлять тех, кто получал субсидии в нескольких регионах страны – их оказалось, как минимум, 10 %. И четвертая – в активизации работы инспекторов, которые следят за получателями субсидий и выявляют неучтенные доходы. По этой причине лишается пособий определенный процент тех, кому уже были назначены субсидии.

А с 1 января в Украине хотят внедрить давно обещанную монетизацию субсидий – выдачу их получателям наличными деньгами. По утвержденной Кабмином программе, монетизацию субсидий проведут в три этапа. Первый начнется 1 января 2019 г., и коснется приблизительно 100–150 тыс. семей, которые впервые оформят субсидии. Второй этап стартует 1 мая 2019 г., и коснется тех, кому будут назначены субсидии по окончании отопительного сезона. А третий и заключительный этап начнется в октябре 2019 г. – он предполагает полный переход на монетизацию субсидий.

Монетизацию разбили на три этапа потому, что, как говорят чиновники, ввести ее сразу для всех будет очень сложно - к этому не готовы ни подразделения соцзащиты, ни сами потребители. А провал мог бы больно ударить по самой системе жилищно-коммунальных услуг. Масштабная монетизация может застопориться из-за громоздкой работы по сбору данных банковских карт получателей, а также из-за изменений денежных выплат. Сейчас предприятия, поставляющие коммунальные услуги, присылают платежки уже с учетом скидки на субсидию (в квитанциях есть отдельная графа «Субсидия»). Сама компенсация по субсидиям, как правило, поступает коммунальщикам с задержками – это не останавливает процесс продолжения предоставления услуг. Если же эти деньги с такими же опозданиями будут поступать на счета получателей субсидий, то эти люди будут вечными должниками по коммуналке. По словам А. Ревы, этот процесс необходимо урегулировать. А пока решили начать с малого: приобщить к монетизации субсидий только часть получателей. Но нельзя исключить, что что-то пойдет не так. Тогда о монетизации субсидий придется забыть. 

Под контролем у соседей

Тем временем, после повышения тарифов на газ для населения, с 1 января повысятся тарифы на отопление. Как сообщила на своей странице в Facebook глава Нацкомиссии, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) Оксана КРИВЕНКО, средний процент роста тарифов не превысит процент увеличения стоимости газа – 23,5%.  Хотя после подорожания газа в правительстве заявляли, что цены на отопление вырастут процентов на 16, не более. Однако в Кабмине просчитались.

И если на начало октября 2018-го украинцы задолжали за коммуналку почти 40 млрд грн, то с повышением тарифов эти долги будут расти. А это может быть прямым путем к разрушению хоть как-то еще функционирующей системы ЖКХ.

Может быть, спасательным кругом в этой ситуации станут субсидии? Как предполагает Алесандр Охрименко, с повышением тарифов и соответствующим увеличением субсидий Кабмин попытается найти дополнительные рычаги для уменьшения количества их получателей. К примеру, гендиректор Директората семьи и социальной поддержки Минсоцполитики Виталий МУЗЫЧЕНКО заявил, что для большей эффективности предоставления субсидий будет усилен контроль над теневой занятостью населения, которая, по предположению чиновника, может достигать 45 %. И расчет в этом плане – не столько на фискальную службу, сколько на простых граждан, которые помогут выявлять тех, кто неправомерно получает субсидии.

 «Такого в нашей стране раньше не было, - сказал Музыченко. - Но мы проанализировали мировой опыт и увидели, что это действенный механизм. Благодаря этой системе можно обнаружить от 2 до 25% нецелевого использования субсидиальних денег. Это мы хотим внедрить и у нас».

Насколько вообще эффективна система предоставления субсидий?

«Эта система не эффективна, и с ней надо попрощаться, - считает экс-мэр Киева Леонид КОСАКОВСКИЙ. – Чтобы люди могли оплачивать коммунальные услуги, им надо не субсидии давать, которые потом будут перетекать в карманы монополистов, а повышать зарплаты и пенсии. Над этим надо работать».

О том, что система назначения субсидий не продумана и не дает желаемого эффекта, говорит и директор аналитико-исследовательского центра «Институт города» Александр СЕРГИЕНКО.

«В 2016-2017 гг. «Нафтогаз» провел исследования в Кировоградской обл., - отмечает он. - В доклад попали 60 тыс. семей, которые отапливают частные дома газом. Анализ показал, что эти семьи, получающие субсидии, потребляют в 1,5 раза больше газа, чем те, кто их не получает. А субсидианты-владельцы двухэтажных коттеджей используют уже в 1,76 раза больше газа, потому что правила начисления не стимулируют людей к экономии».

Ведь субсидию рассчитывают исходя из потребления в предыдущий период. Поэтому, если в теплое время человек сэкономит, то зимой, когда нужно потреблять больше, субсидии ему уменьшат.

По мнению А. Сергиенко, не изменит ситуацию и монетизации субсидий в предлагаемом правительством варианте. Положительный результат будет только в случае, если субсидии станут выдавать в виде фиксированной суммы, не зависимой от объемов потребления.

Алина ВЕТРОВА,

Ирина ВАНДА, Александр БУДОВОЙ