aif.ru counter
227

Почему Кабмин вспомнил о защите внутреннего рынка

Мировая трансформация экономической политики, подталкиваемая американским президентом Дональдом Трампом, коснулась и Украины. Мы несем конкретные экспортные потери из-за трений США-ЕС. Но беззубая позиция правительства в отношениях с торговыми партне

Скриншот

Об этом свидетельствует пакет законопроектов Кабмина по защите внутреннего рынка. Его уже должны были принять, но   парламент предпочел политические разборки реальной повестке дня.

Летом Еврокомиссия для защиты своего рынка приняла ответные санкции на американские пошлины. При этом, в мире скопилось около 500 млн тонн избыточных мощностей в сфере металлургии, 21 млн тонн из них являются украинскими. Закономерно, что последуют и другие меры по защите свих рынков как со стороны ЕС, так и других стран. Пришло время защищаться и Украине.  Раньше подобные инициативы в Украине были хаотичны и продиктованы сиюминутными желаниями отечественных лоббистов, таких как Тариел Васадзе в автомобилестроении или Ринат Ахметов в вопросах пошлин на металлолом. Но пришло время системных документов.

«НЕСПРАВЕДЛИВЫЙ» ИМПОРТ

Первый предложенный законопроект “О защитных мерах” (№8102), по словам авторов, полностью отвечает требованиям Генерального соглашения о тарифах  и торговле 1994 года (ГАТТ). Закон определяет, что такое “отрасль отечественного производства”, “заинтересованные лица”, “защитное мероприятие”, “значительный вред”, “развивающаяся страна”, “возрастающий импорт” и другие. В законе появляется и такая категория как “национальный интерес”, правда без четкого определения.

Предполагается создание специального органа — Межведомственной комиссии по международной торговле, которая и будет  инициировать расследование, определять  применение, а также форму защитных мероприятий. Проводить расследования будет Министерство экономического развития и торговли Украины (МЭРТ). «Вес» министерства в Кабмине возрастет — под его контролем будет весь импорт в Украину.

«В действующем законе о защите национального производителя от демпингового импорта нет положения о том, что МЭРТ может инициировать антидемпинговое расследование», — утверждает партнер юридической компании BARGEN Святослав БАРТОШ.

По словам юриста, такая норма содержится в Соглашении о применении статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ-94). Так что Кабмин просто воспользовался возможностями международного законодательства для совершенствования национального.

Защитные меры будут применятся только при условии, если будет установлено, что товар импортируется на территорию  Украины на таких условиях, которые угрожают значительным ущербом отечественному производителю. При этом будут сравниваться темпы и объемы роста импорта, уровень цен и динамика собственного украинского производства. Министерство получает право проводить выездные проверки, с предварительным уведомлением стороны.

Чтобы подать заявку на защиту от «несправедливого» импорта, закон устанавливает для отечественных производителей конкретные требования. Заявление считается поданным отраслью отечественного производства или от его имени, если оно поддерживается производителями общее производство которых составляет  более, чем 50% общего производства данной продукции в стране. Расследование не начинается, если совокупное производство заявителей составляет менее 25%. В случае, если заявители располагают производственными мощностями от 25 до 50% общего выпуска, то они должны будут предоставить дополнительную информацию. Закон оставляет возможность украинскому государству начать расследование независимо от того, подано было заявление представителями отрасли или нет —достаточно рекомендации Минэкономики.

Предполагаются предварительные защитные меры в форме пошлин - адволорной (процент от стоимости товара), специфической (определяется единицей измерения товара) и комбинированной. После того как расследование заканчивается и формируется окончательный отчет, может быть принято два решения —применять окончательные меры или прекратить расследование без принятия каких-либо мер. Окончательные меры включают в себя: окончательную защитную пошлину, защитную квоту, защитную тарифную квоту или любую другую форму, которую Комиссия посчитает целесообразной, но не противоречащей международным нормам. Защитные меры могут вводиться сроком до трех лет, а потом пересматриваться. Важно, что допускается их смягчение  и отмена, если отечественные предприятия не предпринимают мер по укреплению своей конкурентоспособности. Решение комиссии может быть оспорено в суде.

ПРОТИВ СУБСИДИЙ И ДЕМПИНГА

Следующие два законопроекта в пакете Кабмина — “О защите от субсидированного импорта” (№8103) и “О защите от демпингованого импорта” (№8104).  Законы имеют похожую структуру и содержание, а также подобные процедуры, но каждый из них описывает конкретный вид нарушения при импорте товаров в Украину. Так, закон, посвященный субсидированию, понимает субсидию как финансовую поддержку, которая предоставляется правительством страны-производителя: практикуется прямой перевод денежных средств (дотаций или прямого вливания капитала), правительство отказывается от доходов, которые ему принадлежат или отказывается от налоговых поступлений, государство прямо предоставляет предприятию товары или услуги, или закупает эти товары. При этом речь идет о прямом адресном субсидировании предприятий. Закон устанавливает порядок расчета таких субсидий.

Закон о демпинговом субсидировании определяет, что товар считается демпинговым, если экспортная цена товара, поступающего на украинский рынок, меньше сравнительной цены, которая устанавливается на такой же товар в стране-экспортере. При этом украинская сторона будет учитывать количество продаваемого товара в стране-экспортере. Вопросами скрытого субсидирования и демпинга будет заниматься вышеупомянутая комиссия, а расследованиями — Минэкономики. В качестве борьбы с субсидированием и демпингом предлагается применять дополнительные пошлины.

РЕАКЦИЯ РЫНКА

Сами законопроекты вызвали пристальное внимание со стороны автомобилестроителей и автоимпортеров. Последние, судя по профильным СМИ, испугались: Ассоциация автопроизводителей Украины убедит правительство ввести заградительные пошлины на импортное авто, что приведет к росту цен на внутреннем рынке.

Но принятие этих законопроектов перезрело. Так, например, соглашение об ассоциации с ЕС предполагает поэтапную отмену ввозных пошлин на автомобили. Однако если количество импортных авто начнет резко расти, Украина имеет право сохранить пошлины на более высоком уровне. Федерация работодателей автомобильной отрасли (ФРАО) отмечает, что текущее законодательство в этой сфере разрабатывалось еще в 1998 г.  

«Некоторые производители у себя «дома» платят нулевые налоги, или заходят сюда при поддержке правительства своих стран. В старых законах это не учитывалось. Новые законопроекты осовременят практику защиты внутреннего рынка» - утверждает директор исполнительной дирекции ФРАО Сергей ПЕТРЕНКО.

Следует отметить, что в последнее время в Украине под давлением экономистов либерального толка сложилось восприятие свободного рынка как панацеи для экономического развития. При этом сознательно скрывается влияние государства на промышленное производство в развитых странах.

ВСЕ ТАК ДЕЛАЮТ

Подобных примеров в мире немало. Как отмечает экономический эксперт Павел ВЕРНИВСКИЙ, Германии удается сохраняет лидерство в мировой автомобильной индустрии и конкурировать с Японией, Кореей, Китаем.

«Каким образом? Ответ на этот вопрос пробовала найти одна из самых авторитетных деловых газет Германии - Хандельсблат. В Германии ни для кого не секрет, что автопроизводители пользуются поддержкой правительства. Однако никто не предполагал, насколько она огромная. Вдумайтесь в эту цифру — 115 млрд только за последние 10 лет! Настоящая рыночная экономика в действии», — подчеркивает экономист.

Конечно, слепо подписавшись под множеством торговых соглашений, Украине тяжело будет пересмотреть невыгодные договора. Но даже это оставляет нам возможность для защиты своих прав, однако государство не спешит воспользоваться. Об этом говорится и в недавнем послании президента Петра Порошенко парламенту. Предлагается, например, решить вопрос создания на постоянной основе представительства (миссии) Украины при ВТО, к финансированию которого должен быть привлечен и украинский бизнес.

Разработанные Кабмином законопроекты по защите украинского внутреннего рынка имеют и еще один положительный момент. Они подталкивают разношерстные отраслевые объединения производителей к общей работе, к здоровому лоббизму, к пониманию не только своих узкокорпоративных интересов, но и всей отрасли. Вопрос в одном – хватит ли парламенту политической воли уделить внимание этим законопроектам на следующей пленарной неделе? В мире, где экономические войны вспыхивают каждую неделю, промедление может стоить потери остатков нашей промышленности, а, значит, и государственности.

Юрий ШПАК
 

aif.ua
Loading...