aif.ru counter
525

Удар трубой

Конец 2019 года поставит Украину перед новым вызовом - договор газового транзита между РФ и Украиной потеряет юридическую силу.

Удар трубой
Удар трубой © / Скриншот

Россия практически завершает строительство обходных газопроводов. Украинская газотранспортная система (ГТС) может превратиться из геополитического и экономического актива в груду ржавого металла. Дело даже не в том, что Украина лишится ежегодных 3 млрд долл. за транзит, а в том, что не ясно, по какой цене и в каких объемах наша страна вообще будет получать газ.

Газ мимо нас

Главным «гвоздем» в гроб украинской энергетической субъектности должна стать вторая ветка «Северного потока» (СП-2). Это газопровод длинной 1.2 тыс км, проходящий по дну Балтийского моря рядом с уже действующим «Северным потоком» (СП-1). Проектная мощность СП-2 - 55 млрд куб ежегодно. Стоимость – 9,5 млрд евро. Завершение работ – конец 2019 г., как раз, когда завершится контракт на транзит российского газа территорией Украины.

Проектным оператором СП-2 является компания Nord Stresm 2 AG, полностью принадлежащая «Газпрому». Инвесторами проекта стали пять европейских компаний: две немецкие Uniper и Wintersall, австрийская OMV, французская Engie и британо-голландская Shell. В ходе личных переговоров между Владимиром Путиным и канцлером Германии Ангелой Меркель, стороны согласились, что проект СП-2 необходимо реализовывать, но при этом украинский транзит должен быть сохранен. Правда, Путин сделал ремарку: при экономической целесообразности.

В то же время, строителям СП-2 американским законом от 2017 года «О противодействии противникам Америки посредством санкций» предусмотрены санкции. Дональд Трамп постоянно подчеркивает об опасности зависимости ЕС от поставок российского газа. В свою очередь, Кремль указывает на прямой интерес США вытеснить РФ с европейского рынка газа путем поставок своего сжиженного газа.

Западный транзит РФ обеспечат Северный поток (55 млрд.куб), СП-2 (55 млрд куб), белорусский коридор «Ямал-Европа» (39 млрд куб), Турецкий поток (31,5 млрд куб), Голубой поток (16 млрд куб). В 2017 году уже запущенный СП-1 работал с загрузкой в 51 млрд куб, при проектных 55. Даже если СП-2 будет загружен также, он не покроет всех потребностей Европы, и украинский транзит в том или ином объеме сохранится. Это важно для той же Германии по двум пунктам – сохранение переговорных позиций с РФ, и смягчение экономической ситуации в самой Украине.

Кроме того, в конце 2018 года было завершено строительство морской части газопровода «Турецкий поток» - 110 км газопровода соединили Турцию и РФ напрямую. Выполнен он в две нитки совокупной мощностью 31,5 млрд куб в год. Глава «Нафтогаза» Андрей Коболев заявил, что только первая нитка турецкого потока лишает Украину 0,5 млрд долл. транзитных доходов. Турция получит новую транзитную ветку в дополнение к «Голубому потоку». А еще у Анкары в перспективе появится «Южный газовый коридор» с азербайджанского месторождения Шах-Дениз. Таким образом, у турок появится профицит в 10 млрд. куб м. Но Коболев заявил, что Украина должна оставить за собой право забрать активы в случае нарушения договора.

Чья труба дырявее?

Россияне указывают на критичное состояние украинской ГТС, ссылаясь на абстрактные «экспертные оценки», по которым в 2020 г. Украина технологически потеряет возможность поставлять газ. Так, член комитета по энергетической стратегии Торгово-промышленной палаты РФ Рустам Танкаев заявил: «У них компрессорные станции уже сейчас выходят из строя. Попытки купить новые в прошлом году провалились, поскольку ни «Сименс», ни «Дженерал Электрик» не захотели поставлять оборудование бесплатно. Кредит Украине на это уже давали, но он был разворован. Даже самого проекта модернизации системы нет. Сейчас они тратят на поддержание ГТС 20 млн евро в год, а надо как минимум 200 млн».

Однако реальность несколько иная. 4 сентября 2018 г. случилась авария на газопроводе в Курской области - без газоснабжения остались 107 тыс человек. Причина – коррозия металла. 24 октября утечка газа под Владимиром на магистральном газопроводе спровоцировала пожар, уничтоживший 4 га леса. 3 ноября в Рязанской области в результате прорыва на магистральном газопроводе начался пожар. Всего в 2018 г. в РФ зафиксирован двухкратный рост количества аварий на магистральных газопроводах.

Торг начался

По итогам 2017 г., объем прокачки российского газа через Украину составил 93,5 млрд куб м, что стало рекордом за последние 8 лет. Глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил: после запуска СП-2 для Украины останется 10-15 млрд куб.м., что составит Украине заработок на уровне 300-400 млн долл в год. Но украинские эксперты, по крайней мере на ближайшие пять лет, не допускают падения транзита менее 45-50 млрд куб. Такой расчет учитывает транзит в Италию (25 млрд куб), Чехию (4,5 млрд куб), Словакию (3,7 млрд куб), Венгрию (5,5 млрд куб), Австрию (6 млрд куб) и Словению (0,5 млрд куб). Именно цифра в 50 млрд куб станет переговорной со стороны «Газпрома». Но следует учитывать, что это сократит доходы от транзита вдвое, плюс «Нафтогаз» уже заикнулся о снижении платы за транзит российского газа. 

Таким образом, перед Украиной стоит нетривиальная задача – в сложных условиях сохранить доходы от транзита, и, физически, сберечь газотранспортную систему. Времени у «Нафтогаза» критически мало - на 15 января запланированы экспертные консультации, а 21-го к переговорам подключатся глава украинского МИД Павел Климкин и руководитель НАК «Нафтогаз» Андрей Коболев. Перед переговорами Коболев решил усилить переговорные позиции Украины и подал иск против «Газпрома» на 12 млрд долл в связи с возможностью потери стоимости ГТС из-за запуска новых газопроводов в обход Украины.

«Фактически, мы говорим российским коллегам: если вы строите и не хотите транспортировать, то компенсируйте. Если хотите транспортировать и готовы подписать долгосрочный контракт по европейским правилам, с гарантиями, что эти деньги вы нам заплатите, мы готовы от иска отказаться или просмотреть, или изменить его», - отметил Коболев.

Москва пока отказывается от предметных переговоров.  По словам исполнительного директора «Нафтогаза» Юрия Витренко – до тех пор, пока мы не откажемся от выигрыша в Стокгольмском арбитраже в размере 2,6 млрд. долл.

Другая идея «Нафтогаза» – передать часть ГТС в концессию. Об этом Коболев заявил в интервью 5 каналу: «Я думаю, если мы объясним Раде, что концессия и привлечение международного партнера - это путь транзита по территории Украины, то вероятность этого высока. Собственность на украинскую ГТС - я в это не верю. Концессия - я считаю, что это более вероятный путь. И второй важный вопрос - это привлечение международного партнера. Есть желающие партнеры. Концессия - это не собственность», - подчеркнул он.

По мнению президента Центра глобалистики «Стратегия ХХI» Михаила Гончара, заявление Коболева – это переговорная позиция, подкрепленная предыдущим успехом – решением Стокгольмского арбитража. Наша задача – сохранить существующие объемы транзита. Однако «Газпром» на это не пойдет, так как строит «Северный поток – 2». Конечно, с коммерческой точки зрения «Газпрому» выгодно сохранить транзит через Украину, потому что в пиковый зимний период РФ не может обеспечивать газом всех потребителей в Европе без украинской трубы. Минимальный объем, который выгоден самому «Газпрому», – 60 млрд м³.

«Вот это можно было бы обсуждать на переговорах», – отметил Гончар.

Действующий контракт с Газпромом обязывал РФ транспортировать через Украину не менее 110 млрд м³ в год. Но ни разу эту норму не выполнили, что, собственно, и послужило поводом для обращения украинцев в Стокгольмский арбитраж.

Украинские риски

Удар по Украине от обходных транзитных газопроводов содержит три важных цели. Первая – экономическое ослабление: 3 млрд долларов от транзита - немалые для нас деньги. О сопоставимых суммах Украина ежегодно договаривается с МВФ, ограничивая свой экономический суверенитет и увеличивая и без того громадные внешние долги. Вторая цель -  удар по энергетической безопасности. Если транзит газа падает, то и реверс уже становится невозможным. За пять лет энергозависимость Украины падала не по причине модернизации и реформ в энергосекторе, а из-за стабильного падения производства. А теперь представим ситуацию: на словах мы отказались от закупок российского газа, договариваться о его закупках без «потери лица» будет невозможно. Закупать газ (тот же российский) у Германии мы не сможем в необходимых количествах из-за неготовности европейской газотранспортной инфраструктуры. Цена на такой газ будет золотой. Третья цель – стратегическая. Пока в Европу идет газ, ни один участок магистрального газопровода не был поврежден даже в условиях конфликта на востоке.

С другой стороны, независимость - это дорогое удовольствие, и Украина обязана найти пути решения этой ключевой проблемы с минимальной оглядкой на помощь США. Сможем ли мы выдержать этот экзамен, будет понятно уже зимой, по переговорным позициям сторон. Многое будет зависеть от результатов президентских и парламентских выборов, а тема судьбы украинской ГТС станет доминирующей в этом году.

Юрий Шпак

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/aif_ukraine.