aif.ru counter
169

Утром - деньги, вечером - стулья

Когда Украина получит очередные кредиты от МВФ?

В конце прошлого года Украина добилась заключения новой программы кредитования МВФ stand-by, и даже получила первый транш. Еще два запланированы после президентских и парламентских выборов. Почему кредитование завязано на выборах?

ЗНАТЬ В ЛИЦО

Новая 14-месячная программа кредитования МВФ для Украины, стартовавшая в конце прошлого года, изначально предусматривала выделение трех траншей. Первый в размере 1,4 млрд долл. мы получили 18 декабря 2018 г. Выделение второго и третьего предусмотрено после завершения просмотров МВФ, спланированных на 15 мая и 15 ноября 2019 г. Другими словами, второй транш нас ждет после президентских выборов, а третий после парламентских. Суммы спланированных траншей - по 1,3 млрд долл.

МВФ
МВФ Фото: АиФ в Украине

«Эти сроки четко связаны с выборами президента и парламента. Это главная причина того, почему мы имеем именно такие даты. МВФ нужно понимать, с какой властью он будут подписывать транши, и кто будет нести ответственность», - отмечает глава комитета экономистов Украины Андрей НОВАК.

Старший аналитик финансовой компании ГК FOREX CLUB Андрей ШЕВЧИШИН согласен с коллегой. По его мнению, для кредитора критически важным является соблюдение согласованных кредитных обязательств. Выборы могут изменить политическую карту страны и привести к приостановке выполнения взятых Украиной обязательств. Поэтому МВФ будет предпринимать шаги только после выборов.

А аналитик финансовой компании Альпари Максим ПАРХОМЕНКО считает, что само выполнение условий напрямую зависит от того, кого выберут украинцы в президенты. Другими словами, судьба траншей - в руках нового главы государства.

«Получит ли Украина новые кредиты от МВФ будет зависеть от нового кандидата, который придет к власти», - уверен эксперт.

Многое будет зависеть и от нового состава Верховной Рады. Поэтому, по словам Виталия ШАПРАНА, главного эксперта Совета НБУ, вопрос о вероятности выполнения всех условий стоит перевести в политическую плоскость.

УСЛОВИЯ ТЕ ЖЕ

Чтобы получить новые транши Киеву нужно выполнить четыре условия МВФ. Это - старые недоработки.

В первую очередь, от властей Украины требуют поднять цены на газ.  

По словам Виктора СУСЛОВА, экс-министра экономики Украины, в 2019 г. цены на газ планируют повысить на 40% и довести до уровня цен для промышленности – это свыше 12 тыс. грн. за 1000 м³. Также В. Суслов подчеркнул, что выплаты субсидий будут уменьшаться, так как социальная норма по потреблению газа, согласно Меморандуму с МВФ, должна быть снижена на 11 %.

«Уменьшится норматив расхода газа для получения субсидий с 4,5 м³ на 1 м² до 4 м³ на 1 м²», - говорит экс-министр.

В случае, если в бюджете не будет хватать денег для выплаты субсидий (на что предусмотрено 58 млрд грн.), правительство обязуется и дальше снижать эту социальную норму.

Второе требование МВФ – проведение антикоррупционной реформы.

«МВФ требует создать антикоррупционный суд до начала лета текущего года», - говорит М. Пархоменко.

По его словам, большая часть работы по выполнению этого условия уже должна была быть сделана. История с созданием антикоррупционного суда тянется еще с 2017 г. Новый президент сможет протолкнуть через парламент антикоррупционный закон. Или, наоборот, его затормозить.

Напомним, МВФ требовал принять закон об антикоррупционном суде еще до июня 2017 г. И работа в этом направлении велась. Депутаты даже разработали два законопроекта (№ 6011 и 6529), но оба раскритиковала Венецианская комиссия.

В конце декабря 2017 г. президент Украины Петр Порошенко внес в Верховную раду свой законопроект об антикоррупционном суде. Однако и его вариант был раскритикован МВФ.

«Документ в нынешнем его виде не обеспечивает вышеупомянутых результатов, он не соответствует требованиям программы МВФ, а также рекомендациям Венецианской комиссии», – сказал Йоста ЛЮНГМАН, представитель МВФ в Украине.  

Проблема всех этих законопроектов - в процедуре назначения судей, которые должны будут выносить приговоры высокопоставленным коррупционерам.

Третье требование - реорганизовать Государственную фискальную службу. Напомним, в конце прошлого года Кабмин принял постановление об образовании Государственной налоговой (ГНС) и Государственной таможенной служб (ГТС). В состав первой будут входить подразделения налоговой милиции. ГТС будет представлена отдельными центральными органами исполнительной власти. Кабмин будет координировать деятельность этих служб через министра финансов. Для реорганизации ГФС создадут комиссию, которую возглавит заместитель министра финансов Сергей Верланов. Постановление учитывает рекомендации МВФ и задачи, определенные Среднесрочным планом приоритетных действий правительства до 2020 г.

Четвертое требование – снижать темпы инфляции. По словам В. Суслова, Украина взяла на себя обязательства понижать их, но не более предусмотренных 7% в 2019 г., а дальше уже и до 5%. Кроме того, правительство обязалось не повышать зарплаты госслужащим и бюджетникам.

«Это означает достаточно жесткую денежно – кредитную и фискальную, бюджетную политику. Возможно, это будет период самой сложной бюджетной и социальной политики на протяжении последних лет для Украины», – считает эксперт.

Не совсем ясно, как будут решаться вопросы по поводу оставшихся претензий МВФ к законам о пенсионной реформе. В частности, Украине настойчиво рекомендовали не вводить накопительную систему пенсий с 2019 г., ввиду угрозы еще большего углубления дефицита солидарной системы.

Не является обязательным условием и введение рынка земли. Запрет на продажу земли в Украине продлен до конца 2018 г., программа с МВФ завершается в марте 2019-го.

БЕЗ МВФ - НИКУДА

Согласно данным НБУ, в 2019 г. нам необходимо погасить 13,5 млрд. долл. обязательств перед нерезидентами в валюте (в том числе 6,3 млрд. долл. гособязательств). Добавим к этой сумме внешнеторговый дефицит свыше 11 млрд. долл., получим 23,5 млрд долл. валютного разрыва, который необходимо покрывать за счет внешних заимствований, притока инвестиций и золотовалютных резервов, которые сейчас составляют 20,7 млрд долл. Это будет сделать тяжело без активного привлечения средств, в том числе МВФ.

«При отсутствии кредитования МВФ, двойных выборов, глобальной турбулентности, прохождение выплат будет сопровождаться выраженно негативными экономическими последствиями для Украины. Т.е. пройти сможем с максимальным истощением резервов, девальвацией с целью сокращения импорта, инфляцией и кризисным торможением деловой активности», - говорит эксперт.

М. Пархоменко считает, что транш, который мы уже получили в конце прошлого года, поможет более гладко пройти предвыборный период. Однако резервов будет хватать для покрытия долга в первой половине текущего года, но недостаточно для закрытия вопросов в конце 2019 г. и в 2020 г. В связи с этим, любому новому правительству нужно будет выполнять требования МВФ.

Президент Украинского аналитического центра Александр ОХРИМЕНКО отмечает: с учетом того, что МВФ в конце прошлого года выделил нам транш, для погашения задолженности по старым кредитам, в этом году денег нам хватит, но о получении новых траншей до выборов не стоит даже мечтать.

В. Шапран говорит, что, с позиций укрепления денежно-кредитной политики, сотрудничество с МВФ имеет для Украины определяющие значение. Технически Украина могла бы обойтись без опеки Фонда в прошлом, но это бы очень осложнило экономическую ситуацию в стране.

«У меня нет никаких сомнений, что НБУ и Кабинет министров Украины смогут выполнить условия для получения оговоренного объема финансирования в срок», - говорит эксперт.

Важность заключения программы с МВФ и выполнения его условий понимают и в Минфине.

«Программа stand-by поможет Украине поддерживать макростабильность в ближайшие годы», – подчеркнули в Минфине.

Вместе с тем, отметили в министерстве, программа будет охватывать целый ряд ключевых для развития страны мероприятий: продолжение фискальной консолидации для уменьшения бремени госдолга, поддержание Нацбанком гибкого обменного курса и жесткой монетарной позиции с целью снижения инфляции и дальнейшего накопления международных резервов, активизация реформ, направленных на усиление администрирования налогов, реформ финансового и энергетического секторов, а также усиление борьбы с коррупцией.

«МВФ - это якорный кредитор для других официальных кредиторов Украины. В то время, как средства МВФ увеличивают резервы НБУ, средства Всемирного банка и Евросоюза поступают в бюджет Украины и помогают нам обеспечить макрофинансовую стабильность - а это особенно важно в преддверии сложного избирательного года», - убеждена Оксана МАРКАРОВА, министр финансов Украины.  

 

Виктория ХАДЖИРАДЕВА

aif.ua
Loading...