aif.ru counter
3771

Забрать пенсии и субсидии: как собираются верифицировать социальные выплаты

Накануне старта монетизации субсидий, парламенту предложили принять закон о верификации – то есть тотальной проверке всех государственных социальных выплат.

Забрать пенсии и субсидии: как собираются верифицировать социальные выплаты
Забрать пенсии и субсидии: как собираются верифицировать социальные выплаты © / East News

Речь идет не только 4,2 млн субсидиантах, но также о студентах, пенсионерах, одиноких матерях, людях с инвалидностью, афганцах, чернобыльцах, УБД и прочих.

Кабмин почти год изучал и обсуждал законопроект о постоянном мониторинге многомиллионной армии украинских получателей соцпподдержки. Донести законопроект в Верховную Раду удалось в конце января: как раз к началу десятой сессии – последней полноценной перед парламентскими выборами и как раз в разгар президентской кампании.

На этом этапе избирательной гонки у Петра Порошенко как раз и есть козырь – монетизация субсидий в среднем на 1,5 тыс. грн для семьи, которую запустят с 1 марта.  Если законопроект сейчас примут и подпишут, он вступит в силу сразу после опубликования. Значит«Петина полторушка» должна моментально попасть под лупу системы верификации. Ведь по самым скромным оценкам 10% получателей субсидии не вправе на нее рассчитывать. А Министерство финансов даже говорило о том, что мировая практика говорит, что 30% выплат идут «мимо кассы».

Но отбирать деньги, которые так щедро выданы накануне выборов - плохая идея с политической точки зрения. Так что вероятность того, что в феврале-марте законопроект №9511 будет принят невысока. Потом – возможно. Тем более, что документ скорее гладит против шерсти систему соцвыплат, чем приводит ее в порядок.

Украинцы «на карандаше»

В Кабмине пришли к выводу, что ответственный орган, который будет проводить верификацию и мониторинг социальных выплат – это Министерство финансов.

Законопроект, который подали в Раду, рамочное описания условий сотрудничества Минфина и органов, которые выплачивают деньги. Минфин может запросить у них необходимые ему данные для мониторинга и верификации, а также предоставить их, если придет запрос от другой госструктуры. В небольшом законопроекте - в нем всего 16 статей -  в основном расписаны функции, права и обязанности. Но из всего текса следует выделить два важных новшества, которые должна заинтересовать украинцев.

Первое новшество – верификацию прописывают не просто как некую разовую акцию, а как многоуровневый и беспрерывный процесс.

Стартовый этап – превентивная верификация, которую проводят при обращении гражданина за соцвыплатой. Есть обращение от человека, затем запрос готовит тот орган, в который он обратился, например, Пенсионный фонд, и подает в Минфин: верно ли указаны данные самим человеком и есть дополнительная информация.

Мониторинг действующих выплат – текущая верификация. С определенной периодичностью орган, выплачивающий деньги, подает запрос  в Минфин и проверяет правомерность начисления. График таких проверок законопроектом не прописан.

Мониторинг уже проведенных выплат – ретроспективная верификация. В течение трех лет, то есть срока исковой давности, государство вправе проверять, насколько справедливым было начисление выплат человеку. Если найдут ошибку, докажут факт обмана, выявят несоответствие, ретроспективная верификация позволит откатить ситуацию и вернуть деньги государство.

То есть законопроект описывает систему, при которой все украинцы или постоянно, или в определенный период своей жизни будут находиться под верификационным колпаком. После каждой проверки,  Минфин будет делиться информацией с госорганами, которые осуществляют выплаты. Последние также могут запросить в Минфине данные, которые нужны для начисления выплат и ответ на запрос должен прийти не позднее, чем через 20 дней.

Но какую именно информацию будут обрабатывать во время мониторинга и верификации и достаточно ли ее для проверки – вопрос уже другой и это второе важное новшество, которое прописали в законопроекте.

Платформа для проверки

Кроме этапов мониторинга и верификации, законопроект описывает, но, опять же, рамочно, процедуру создания информационно-аналитической платформы.

Отвечать за создание платформы мониторинга и верификации будет Минфин. Для этого ему нужна следующая информация о получателях выплат: ФИО, дата и место рождения, серия и номер паспорта, идентификационный номер, данные о банковских счетах, уникальный номер из Единого государственного демографического реестра, документы, подтверждающие право на получение выплаты и дополнительные документы для начисления.

По идее, аккумулировав все это, Минфин может решать, правомерно ли начислили выплату, в правильном ли объеме; информировать об этом другие госорганы и в целом с процессом мониторинга и верификации все вроде бы должно наладиться. Вот только перечисленной информации для охвата всей системы социальных выплат точно недостаточно.

«В Украине нужно начинать именно с создания качественных реестров. В частности, движимого и недвижимого имущества, - говорит финансовый эксперт Алексей Кущ. – Сейчас более или менее благополучно можно посмотреть только базу движимого имущества. Да и то евробляхи и доверенности сделали возможной ситуацию, когда человек владеет десятком автомобилей, на которых таксуют другие, но он получает субсидию. Если коснемся недвижимости, то там ситуация печальная, в Земельном кадастре – тихий ужас: ошибки в фамилиях собственников, оценке, границы участков наезжают один на другой и т.д. Сейчас более или менее налаживается работа с налоговыми базами. Можно подтягивать их к реестру. Но к нему еще нужно подключить и базу Пограничной службы, чтобы смотреть сколько раз и с какой целью человек выезжает за границу. Это нужно, чтобы реестр работал в мультиформатном режиме».

Ситуацию с реестрами, на основании которых по логике и в целях экономии бюджетных средств и должна проходить верификация соцвыплат, законопроект не решает. Эксперт говорит, что в принципе своем вся система выплат посажена на гнилой фундамент, в данном случае, информационный. В итоге для верификации и мониторинга многомиллионной армии субсидиантов, пенсионеров, льготников и прочих, нужна аналогичная по численности армия проверяющих-госслужащих.


«Как система должна работать, можно посмотреть на примере той же Эстонии. В частности, там запускается электронный робот по начислению выплат по безработице, - объясняет Алексей Кущ. - Человек подает заявку. Робот рассылает запросы во все государственные реестры, получает и обрабатывает ответы, затем вычисляет размер пособия. В результате полностью минимизируется человеческий фактор, все происходит прозрачно, на основании четких регламентов. Еще и экономятся бюджетные деньги, потому что сокращается количество человеко-часов на документооборот».