aif.ru counter
115

Как сберечь тепло и деньги

Петр Пантелеев – о программах, позволяющих снизить стоимость коммуналки в Киеве

В платежках киевлян за январь стоимость услуг централизованного отопления и горячего водоснабжения изменилась. Коммунальное предприятие «Киевтеплоэнерго» сообщает, что корректировка тарифов произошла в связи с увеличением цены на газ, а также низкой среднемесячной температурой. Как сделать так, чтобы столичные дома начали потреблять меньше тепловой энергии, а жители снижали свои счета за «коммуналку», говорим с заместителем главы Киевской городской государственной администрации Петром Пантелеевым.

УЧЕТ И КОНТРОЛЬ

– Петр Александрович, вам тоже ведь пришла платежка за отопление – там сумма больше, чем за прошлые месяцы?

– Да, счета за отопление пришли, они действительно больше по сравнению с прошлыми месяцами. На это повлияло два основных фактора. Во-первых, в ноябре прошлого года возросла цена на газ. Это стало одной из основных причин, почему предприятие «Киевтеплоэнерго» было вынуждено откорректировать цену на отопление и горячее водоснабжение. Во-вторых, в январе среднемесячная температура была ниже, чем в предыдущие месяцы. В результате многоквартирные дома потребили больше тепловой энергии для обогрева и стоимость услуг увеличилась.

– То есть, остается надежда получить меньшие счета, если февраль будет теплым?

– Конечно. Многие жители удивляются: почему в одинаковых домах и квартирах стоимость отопления разнится? Мы привыкли к тому, что еще недавно в киевских домах не было счетчиков, и все платили одинаково. Хотя именно учет – это базовый элемент энергоэффективных мероприятий, позволяющий платить лишь за фактически потребленные услуги, без которого любая термомодернизация не имеет смысла. За последние годы мы установили приборы учета тепловой энергии почти во всех домах.

Более того, мы пошли дальше, по примеру многих европейских стран, и начали программу термомодернизации многоэтажек. Путем установки системы погодного регулирования, утепления и замены окон и дверей и т.д. можно уменьшать потребление тепла на 20-30%, а то и больше. Собственно, в этом и ответ на вопрос – при наличии счетчика даже дома одной серии и года строительства могут потреблять разный объем тепла.

– Как начисляется плата за отопление в домах без счетчиков?

– Эти дома делятся на две категории: дома, где счетчик был украден или поврежден, а также дома, где счетчики нельзя установить по техническим причинам. В первом случае начисление потребителям происходят по средним начислениям, то есть, до момента восстановления работы прибора учета применяются фактические объемы потребления за предыдущий отопительный период. На мой взгляд, такой механизм позволяет выставлять к оплате справедливые объемы тепловой энергии.

Но есть категория домов, где приборы установить технически невозможно, например, из-за недостаточных размеров подвальных помещений. Здесь применяется норма потребления с учетом количества дней поставки тепловой энергии и фактической среднемесячной температуры воздуха. Этот механизм начисления утвержден Постановлением Кабинетом министров Украины №1037.

ПРОГРАММА 70/30

– Вы сказали, что на количество потребляемой услуги можно повлиять техническими мероприятиями. Что это за программы и как ими могут воспользоваться киевляне?

– В этом году у нас стартовало уже две ключевые программы: знакомая многим «70/30», а также программа «Капремонты». На программу «70/30» для ОСМД и ЖСК постоянно повышается спрос. С ее помощью киевляне осуществляют термомодернизацию зданий и уменьшают стоимость коммунальных услуг на 20-30%. Уже 350 домов за последние годы этой программой воспользовались.

В этом году параллельно будет работать программа «Капремонты». У всех домов, независимо от того, есть там ОСМД или нет, есть возможность сделать капитальный ремонт с помощью городской власти. Я хочу особое внимание обратить на то, что речь идет именно о капитальном ремонте, поскольку в тариф ЖЭКов он не заложен и требует соответствующих затрат.

– Скажите, а кто по закону должен ремонтировать многоквартирные дома?

– Новое законодательство в сфере ЖКХ диктует новые правила, по которым основная роль по реновации жилья отводится собственникам, то есть жителям этих домов. Но справедливо ли сейчас, особенно на фоне существующих цен на коммунальные услуги, требовать от людей оплатить капремонт лифта или замену домовых сетей?

Поэтому в Киеве действует прогрессивная шкала софинансирования этих работ. Главная задача жителей – объединить усилия для ремонта собственного жилья. Нужно собраться, договориться с соседями, составить список первоочередных работ и собрать минимально необходимую сумму. Например, если необходимо заменить лифт, то вклад жителей составляет до 5%, а 95% выделяются из городского бюджета, капремонт крыши – 90% на 10%, ремонт и замена внутридомовых инженерных сетей – 85% на 15%, установка индивидуальных тепловых пунктов и другие виды термомодернизации – 70% на 30%.

Отдельно хотел бы сказать о домовых счетчиках – закон тоже предусматривает, что их ремонт и замену должны осуществлять жильцы. Но готовы ли к этому люди? Конечно, нет. Поэтому город вынужден разрабатывать механизмы урегулирования этого вопроса.

ОБЩЕДОМОВОЙ ОНЛАЙН-КОММУНИКАТОР

– На днях в Киеве заработало новое мобильное приложение для жителей многоквартирных домов – общедомовой коммуникатор, позволяющий в телефонном режиме решать множество вопросов с соседями. В горадминистрации говорят, что это полезный сервис, облегчающий принятие коллективных решений. Что это за сервис?

– Это - мобильное приложение для многоквартирных домов, оно предусматривает доступ жителей к актуальной информации о характеристиках дома, контроль за движением средств, которые платят жители, возможность оценивать услуги, а также удобно осуществлять домовые голосования. Эта инициатива стартует при содействии КГГА. Сейчас около десяти домовых сообществ и кооперативов уже работают с приложением.

– Чья это идея?

– Ее идеологами и разработчиками выступили активные жители и лидер музыкальной группы «ТИК» Виктор Бронюк. Они обратились к нам с инициативой, мы проанализировали ресурс, предложили руководителям столичных ОСМД и ЖСК провести тест-драйв приложения – и многие заинтересовались, начали присылать свои предложения. Нам очень понравился подход этой команды: все несовершенства или предложения они принимают «на ура», поскольку хотят, чтобы ресурс приносил пользу.

– Приложение бесплатное?

– Да, социальная часть будет бесплатной. Техническая информация и документация о доме, возможность голосований, обзор предложений подрядчиков, контроль за использованием оплаченных жителями средств и многое другое будет бесплатным. На мой взгляд, такое приложение поможет объединить людей, проживающих в одном доме, поскольку упрощает коммуникацию между ними. Более того, подобные сервисы могут стать платформой для информирования людей о программах и инициативах в их городе. Например, многие жители не знают о программе «Капремонты», и мы пытаемся устранить эти пробелы в коммуникации всеми доступными способами.

– Но вы же понимаете, что для старшего поколения электронные ресурсы в большинстве недоступны? Многие даже не умеют пользоваться смартфоном или компьютером...

– Мне на страницу в Facebook пишут довольно много и часто. И поверьте, там далеко не молодежь. Мне кажется, мы недооцениваем старшее поколение, вместо того, чтобы помогать и мотивировать. В Киеве работает сеть консультационных центров по вопросам жилищно-коммунального хозяйства – «Центр коммунального сервиса». Там есть специальный онлайн-курс, на котором обучают различным онлайн-сервисам: как передавать показания счетчика, как подать заявку на поверку приборов, как оплачивать коммуналку, чтобы не стоять в очереди, ведь большинство людей в очередях в банках или на почте – это люди постарше.

– Много людей уже прошли такие курсы?

– Уже более полутысячи. Главное – заинтересовать и дать понять, что это существенно упрощает жизнь.

- Недавно в «Киевтеплоэнерго» сообщили, что более 8 тысяч киевлян обратились с заявлениями о наличии переплат за услуги отопления и за горячее водоснабжение, когда исполнителем услуг было «Киевэнерго». В некоторых СМИ даже появилась информация о том, что эти переплаты людям уже так и не вернут…

- Действительно, после завершения действия договора между городом и «Киевэнерго» у многих киевлян остались как задолженность, так и переплата. Что касается задолженности, то ее следует погасить, поскольку это негативно влияет на своевременные расчеты за газ с НАК «Нафтогаз». В вопросе переплат мы тоже нашли решение: люди обращаются в ближайший «Центр коммунального сервиса» и оставляют заявление.

Сегодняшняя нормативно-правовая база не позволила перевести переплаты на новое предприятие «Киевтеплоэнерго», но работа в этом направлении ведется. Уже проведены перерасчеты на сотни тысяч гривен, но в связи с тем, что проверяют каждый лицевой счет и наличие оплаты, процесс занимает значительное время. Поэтапно переплаты будут возвращены людям.

Мария ПАНАЕВА

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/aif_ukraine