aif.ru counter
126

О бедных студентах замолвите слово

Екатерина Саенко / АиФ

Реформа высшего образования в Украине практически не изменила уровень доступности высшего образования для широких слоев населения. Между тем, отечественный бизнес готов финансировать подготовку нужных специалистов.

Доступность высшего образования во всем мире считается одним из критериев при оценке системы образования в стране. Развитие частных высших учебных заведений, введение в вузах контрактной (читай – платной) системы подготовки приводит к установлению своеобразного имущественного ценза для многих потенциальных студентов. Проводимая в Украине реформа, к сожалению, не предусматривает расширение способов финансирования при получении образования. Между тем, в мировой практике существует достаточно инструментов, которые позволяют представителям малоимущих слоев населения получить высшее образование. К примеру, кредитование студентов уже давно является одной из признанных практик во всем мире. Например, система образовательных кредитов в США, Швеции и Индии действует с 1960-х годов. С 1990-х годов студенческие кредиты стали применяться во Франции (1991), Великобритании (1991), Кении (1991), ЮАР (1994), Польше (1998), Гонконге (1998), Словении (1999). Развитие платного образования и частных учебных заведений на территории бывшего СССР, в том числе и в Украине, также обусловило появление образовательного кредитования в этих странах, что является одним из вариантов расширения доступности высшего образования абитуриентам из малоимущих и бедных семей.

Откуда деньги для студента

Доступность и относительно низкие процентные ставки привлекают к участию в подобных программах огромное количество желающих. Так, по данным IFC, в США общая сумма кредитов на образование достигла 1,2 трлн. $, при среднем долге выпускника в 33 тыс. $. Образовательные кредиты предоставляются как специальными государственными органами, так и частными финансовыми структурами. Общее для всех этих программ – тесное сотрудничество доноров с высшими учебными заведениями. И если первоначально кредитование происходило в основном за счет государственных средств, то после реформ образования в развитых странах на протяжении 2004-2012 гг. появилось больше возможностей для внебюджетного финансирования, за счет широкого привлечения представителей частного капитала. Это дало толчок развитию рынка коммерческого банковского кредитования, а в последние десять лет – и рынка альтернативного кредитования образования, которое основывается на Р2Р-кредитовании и принципах краудсорсинга.

На сегодняшний день в мировой практике используются различные экономические инструменты для повышения доступности высшего образования, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки:

  • Образовательные кредиты: предоставляемые государством, непосредственно вузом или частной организацией. Могут предоставляться в виде ссуд или займов. Кроме того, используются такие формы финансирования, как специальные фонды или социальные пособия для студентов.
  • Филантропия, – как индивидуальная, так и институциональная. В качестве партнёра по финансированию выступают предприниматели или компании, заинтересованные в поддержке одаренных студентов.
  • Образовательный налог, когда потребители высшего образования оплачивают часть затрат с помощью специального налога.
  • Используемая в странах Европы и Азии франчайзинговая модель подразумевает участие третьей стороны — потенциального работодателя, финансирующего значительную часть расходов на получение высшего образования (франшиза), а также предоставляет возможность совмещения на старших курсах учебы и работы на предприятии.
  • Индивидуальные образовательные счета.

Задача государства при использовании этих моделей – создать условия, при которых финансовая помощь со стороны частных компаний носила бы более выраженный социальный, а не экономический характер. Несмотря на это, бизнес заинтересован, прежде всего, в воспитании профессионалов в нужных для него компетенциях.

Украина: ставка на государство не сыграла

По мнению экспертов, основными проблемами высшего образования в Украине являются абсолютно неэффективная система госфинансирования и отсутствие систем мониторинга его качества. Все это привело к тому, что украинское высшее образование не отвечает потребностям рынка труда и экономики страны. Более того, оно не соответствует ожиданиям самих студентов, и, прежде всего, из-за туманных перспектив будущего трудоустройства. Тем не менее, около 80% молодых людей в возрасте от 20 до 26 лет являются студентами высших учебных заведений. Это позволяет стране занимать 10-12 место в рейтинге Всемирного экономического форума по доступности высшего образования. При этом из более чем 1,5 млн. студентов порядка 60% учится на контрактной (платной) основе.

На сегодняшний день финансирование высшего образования происходит за счет средств государственного бюджета и личных средств родственников студентов. Начавшая было формирование рыночная система образовательных кредитов практически не используется населением. И это при том, что с октября 2017 г. по октябрь 2018 г. сумма взятых населением кредитов выросла на 38 млрд. гривен, или почти на 23%, и составила 205 млрд. гривен. Но большая их часть – 151 млрд. гривен – приходятся на потребительские кредиты, 49 млрд. гривен – это кредиты на приобретение, строительство и реконструкцию недвижимости, а 5 млрд. гривен – кредиты на другие цели.

Не менее печально выглядит и ситуация с господдержкой. Так, величина государственного заказа на подготовку специалистов сокращается с каждым годом. В 2016 г. Кабинет Министров Украины сократил государственный заказ в вузах до 256,3 тыс., в 2017 г. — до 213 тыс., а в 2018 г. — до 191,1 тыс. мест. Ссуды, предусмотренные Законом Украины «О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине», могут выдаваться для обучения в вузах разных форм собственности под приемлемую процентную ставку – в 3% годовых. Но получить государственную помощь может ограниченное количество студентов, и все из-за небольших сумм, выделяемых из госбюджета, а также низкой информированности о них абитуриентов.

Бизнес в помощь

В подобной ситуации бизнес, лишенный притока новых специалистов с необходимыми профессиональными качествами, вынужден финансировать стремление молодого поколения осваивать необходимые компетенции. Так, некоторые крупные корпорации Украины даже сформировали образовательные подразделения, которые носят гордое название – Академии. Таким образом, при последующей отработке затраченных средств компания меньше использует механизм корпоративных кредитов, чтобы финансировать получение высшего образования.

«В последнее время все убедились, что в Украине существует недостаток технических специалистов. Когда люди поехали на заработки, у нас возникли кадровые проблемы», – делится наблюдениями генеральный директор Побужского ферроникелевого комбината Олег Беспалов. – «На сегодняшний день комбинат финансирует получение высшего образования 8 сотрудникам комбината. Из них 6 человек учится на заочной форме обучения, а двое – на стационаре».

Между тем, проблема подготовки специалистов для промышленности не ограничивается инженерно-техническим персоналом. По признанию Олега Беспалова, комбинат тратит не менее 20 тыс. грн. для подготовки новых сотрудников рабочих специальностей. «Вы же не будете ставить сразу ставить человека от сохи на выпуск космической ракеты?» - объясняет гендиректор меткомбината.

К сожалению, в последние несколько десятилетий государство уделяло минимум внимания вопросам подготовки необходимых для промышленности специалистов. Это вызвало катастрофическую нехватку нужных для производства специалистов, и она усугубилась массовым оттоком наиболее активных слоев населения за границу. Тем не менее, отечественные предприниматели готовы не только самостоятельно финансировать подготовку специалистов по необходимым для производства компетенциям, но и проводить необходимую разъяснительную работу среди выпускников школ. Так, Побужский ферроникелевый комбинат ведет активную работу по привлечению молодежи для работы на комбинате, начиная со школьной скамьи.

Каким должен быть франчайзинг по-украински

Пока государство изыскивает средства для подготовки необходимых для страны специалистов, отечественный бизнес взял на себя нехарактерные траты. Иными словами, началась реализация общепринятой во всем мире модели франчайзинга. Преимущества указанной модели очевидны: государство экономит средства и обеспечивает дальнейшее трудоустройство выпускника; экономика получает специалистов, подготовленных в реальной среде предприятия и отвечающих требованиям и нуждам работодателя; высшая школа без затрат решает проблему практической подготовки студентов и устанавливает долговременные партнерские отношения с профильными отраслями экономики; студент получает доступ к высшему образованию, дополнительному заработку и адаптируется к среде будущего места работы.

Роль государства в этой модели должна заключаться в создании условий, которые бы обеспечили развитие подхода к подготовке необходимых для страны специалистов и созданию условий для самореализации внутри страны. В частности, это снижение налогового бремени для компаний, которые финансируют подготовку необходимых для промышленности специалистов, а также для тех, кто инвестирует в получение высшего образования для всех слоев населения Украины.

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/aif_ukraine