aif.ru counter
Ольга ПЕРОВА 14

Конституционная эволюция: сотня экспертов начала работу над изменениями в Основной Закон

Все материалы сюжета Закон

В Украине началась активная фаза подготовки Конституционной реформы. Под председательством президента в Киеве прошло первое заседание Конституционной ассамблеи - специально созданного совещательного органа, готовящего проект изменения Основного Закона

Фото: АИФ

В Украине началась активная фаза подготовки Конституционной реформы. Под председательством президента в Киеве прошло первое заседание Конституционной ассамблеи - специально созданного совещательного органа, готовящего проект изменения Основного Закона.

Научный подход

Впервые за много лет во время официального мероприятия под одной крышей собрались все президенты Украины - Леонид Кравчук, Леонид Кучма, Виктор Ющенко и Виктор Янукович. Правда, трое из них были на правах почетных гостей. В состав ассамб-леи входит только первый президент Украины - Леонид Кравчук, он же - ее председатель.

Конституционная ассамб-лея была создана 17 мая 2012 года. Согласно указу президента, это вспомогательный орган при главе государства, задача которого - подготовить законопроект изменений в Конституцию. 20 июня состоялось его первое организационное заседание. Но до этого на подготовительном этапе трудилась специальная Научно-экспертная группа.

- Мы практически год работали над принципами организации и деятельности ассамблеи, - объяснил Леонид Кравчук.

- На всех этапах консультировались в экспертно-научной среде Украины, с учеными профильных вузов. То, что мы наработали, в целом одобрила Венецианская комиссия, Парламентская ассамб-лея и другие инстанции, занимающиеся вопросами конституционализма, конституционной, правовой реформы и т. п. Мы впервые получили одобрение практически на всех уровнях.

На заседании все представленные экспертной группой документы тоже были приняты единогласно. Кравчук видит в этом положительную тенденцию. Правда, в персональном списке ассамблеи 95 человек - это профильные эксперты и авторский состав действующего закона, - а на первом официальном заседании присутствовали 72 члена. Представители оппозиции игнорируют работу ассамблеи, считая, что она направлена на удовлетворение планов действующей власти.

В ответ глава совещательного органа подчеркивает, что задачи реформаторов, неоднократно озвученные президентом Януковичем в том числе, - это, прежде всего, изменение судебной системы и децентрализация власти. На этих же двух тезисах в основном и настаивают представители парламентского большинства.

Заявленные задачи конституционной реформы

  • внедрение института выборных мировых судей
  • повышение возрастного порога для судей до 29 лет
  • изменение порядка формирования Высшего совета юстиции
  • внедрение реального суда присяжных
  • обеспечение независимости местной власти
  • создание условий для блокирования монополизации власти и авторитаризма

Перспективы документа

2012 год - разработка концепции реформы

2013 год - ассамблея готовит законопроект «Об изменениях в Конституцию Украины» и передает документ на изучение президенту

2014 год - президент вносит утвержденный проект на рассмотрение Верховной Рады

 

Список открыт

Учитывая экспертные оценки международных организаций, неучастие оппозиции в работе над реформой не дискредитирует работу ассамблеи, но «осадок остается». Поэтому президент призывает оппозиционеров включиться в работу. Именно об этом, в частности, он говорил во время выступления на заседании ассамблеи. Действующая власть настаивает на том, что механизмы реформ будут работать на благо всего украинского общества. А для этого нужно отбросить чрезмерное политиканство и подняться над узкими политическими интересами. Основная надежда на то, что оппоненты подключатся к работе после парламентских выборов, когда ситуативный политический накал традиционно снижается.

Видимо, исходя из этого, в указе президента отмечено: «Депутатские фракции в Верховной Раде Украины и

В тему

Дискуссионная площадка Конституционной ассамблеи привлекает внимание для решения целого ряда актуальных для Украины проблем. Авторы законопроекта «Об основах государственной языковой политики» уверены, что их документ обеспечивает максимум гарантий национальным меньшинствам на родной язык из того, что можно было «сделать» в рамках действующей Конституции и законов.

- Но если мы намерены дать русскому языку статус второго государственного, то внесение изменений в Конституцию - это обязательный шаг, - уверен нардеп Вадим Колесниченко. - Шаг, который гарантирует всем украинским гражданам право на родной язык как одно из важнейших прав человека. А обновленная Конституция поможет закрепить право граждан на родной язык.

политические партии, которые не подали предложений по кандидатурам персонального состава Конституционной ассамблеи, могут вносить такие предложения в течение деятельности Конституционной ассамб-леи». Более того, В. Янукович пригласил к участию в работе Конституционной ассамблеи специалистов Европейской комиссии и Совета Европы.

Среди оппонентов власти находятся люди, абстрагирующиеся от политического контекста. В качестве эксперта в заседании поучаствовал глава независимого экспертно-аналитического центра «Институт правовой политики», экс-министр юстиции Николай Онищук. Он отметил, что на стартовом этапе не заметил никаких подвохов со стороны власти.

- Сегодня делать выводы по поводу решений, которые может принять Конституционная ассамблея в различных направлениях конституционного развития, его обновления, все-таки преждевременно, - считает Николай Онищук. - У меня нет впечатления, что значительная часть тех, кто был представлен в ассамб-лее (а там только докторов наук более 34), дали свое согласие на исполнение какого-то властного императива. Скорее наоборот. Многие участники, которых я знаю, никогда не отступят от своих мировоззренческих и профессиональных убеждений.

Эксперт уверен, что те, кто пришли работать в ассамблею, делают это для того, чтобы сформировать научно-практический фонд конституционных предложений, наработок, которые бы действительно могли послужить прогрессу украинского общества и государства.

Правда, есть одна оговорка: ассамблея - совещательный орган. Подготовленный ею документ будет утверждаться президентом, и уже в его редакции будет подан на рассмотрение в парламент.

Секретарь Конституционной ассамблеи Марина Станийчук особо подчеркнула, что, согласно действующей Конституции, при внесении изменений в раздел I (общие принципы), III (выборы, референдум) и XIII (порядок внесения изменений в Конституцию) обязателен всенародный референдум.

- Я четко осознаю, что есть необходимость усовершенствования и первого, и третьего разделов, так что, очевидно, будет референдум по внесению изменений в Конституцию, - заявила она. - Президент также говорит, что легитимность работы должна быть обеспечена соблюдением конституционной процедуры внесения изменений в Конституцию. Поэтому я исключаю возможность того, что будет выбран какой-то другой вариант. И я настаиваю, что проведение референдума не исключит парламент из конституционного процесса. Это будет тот референдум, который предусмотрен нынешним порядком внесения изменений в Конституцию.

 

Мнения

Владимир Цыбулько, политолог:

- Именно консолидированная власть все-таки дала возможность подготовиться к Евро-2012. Мне кажется, что именно такой сознательный подход к формированию новой политической модели государства дает полномочия именно тому, кто инициирует такие изменения.

С другой стороны, это даст возможность отфильтровать все идеи снизу, сделать их понятными и превратить процесс изменений в Конституцию в «процесс снизу». Это шанс для политиков всех уровней, для гражданского общества взяться за конституционный процесс и сделать более-менее удобный документ на ближайшую перспективу.

Владимир Фесенко, директор Центра прикладных политических исследований «Пента»:

- Не будет ничего драматичного, если в нынешней предвыборной ситуации оппозиция не будет принимать участие в работе Конституционной ассамблеи, чтобы избежать конфликтов.

Я не сторонник больших проектов и новых редакций. Я сторонник точечных изменений. У нас фигурируют в конституционных изменениях разделы, которые касаются судебной системы, развития местного самоуправления, административно-территориальной реформы. А вот что касается норм по правам и свободам, то тут я бы действовал осторожно. Тут необходимо объединиться. Проблема не столько в том, что плохие нормы в нынешней Конституции, сколько в том, что эти нормы не выполняются.

Коcть Бондаренко, глава правления Института украинской политики:

- Я думаю, что уже сам факт собрания Конституционной ассамблеи является показательным. Он демонстрирует, что, действительно, нам необходимо провести серьезную работу по подготовке изменений в Конституцию. Необходимо решить следующие вопросы: каким образом будут готовиться изменения? Какой должна быть новая Конституция? Что должно быть заложено в этом документе?

Особенно важно подчерк-нуть, что президент очень хотел бы и призывает принять участие в обсуждении и написании Конституции и работе ассамблеи представителей оппозиции.

 

Смотрите также: