aif.ru counter
Алексей Степанов 1741

Децентрализация или феодализация: как выглядит реформа на примере Польши

Едва ли не первым решением нового украинского парламента станут изменения в Конституцию, смысл которых – децентрализация власти в стране. На этом настаивает и президент, и оппозиция, только видят они будущую свободу регионов абсолютно по-разному

Децентрализация
Децентрализация © / ТСН

Кто кормит Украину

Президент еще летом предложил провести децентрализацию по «польской схеме». Там после развала соцлагеря на 38 млн населения существовало 49 воеводств, средства на существование которых выделялись из Варшавы. В рамках реформы поляки объединили свои области так, что воеводств осталось всего 19. Но главное, регионы сами стали наполнять свои бюджеты за счет ими же заработанных средств, лишь часть перечисляя центру.

«В Украине еще в середине 90-х поднимался вопрос о региональном самоуправлении, – рассказал «АиФ» Сергей Толстов, директор Института политического анализа и международных исследований. – Предполагалось, что областные советы будут выполнять функции регионального самоуправления, то есть полноценно управлять теми землями и территориями, которые им вверяли. Тогда же возник вопрос и о финансовой автономии регионов, то есть, согласно тогдашнему видению вопроса, налоги должны были распределять функционально между нуждами региона, а какую-то часть нужно было отдавать центральным властям».

Финансовый аспект и стал главной проблемой децентрализации: нужна четкая и справедливая схема, с помощью которой регионы будут и сами зарабатывать, и с центром делиться. И как же тут выдержать баланс? Ведь, во-первых, госбюджет по-прежнему нужно наполнять – из него ведь надо финансировать культуру, науку, медицину, образование, платить зарплаты чиновникам и пенсии. Во-вторых, регионы развиты по-разному, одни много зарабатывают, другие только сосут деньги из центра, то есть без финансирования они вообще придут в полный упадок. Для того чтобы этого не произошло, нужна опять же взвешенная и максимально справедливая система перераспределения средств. Ведь за последние 20 лет вопрос «кто кого кормит в Украине» стал весьма болезненным и скандальным.

«Для того чтобы как-то уровнять финансовое неравенство регионов, необходимо создать фонд региональной политики, – считает Сергей Толстов. – Нужен некий баланс, который позволит регионам развиваться, оставляя часть средств себе, а часть перечисляя в центр. Таким образом, с одной стороны, они смогут обеспечить заинтересованность региональных структур в развитии экономики. С другой – финансово помогать центральной власти поднимать менее развитые регионы».

Средневековье?

Есть еще одна опасность: дайте финансовую независимость нынешнему губернатору. И он вообще слушаться центр перестанет. А зачем ему вообще что-то Киеву отдавать? Лучше пусть будет очередная «народная республика». И опять опыт стран Европы подсказывает, что сильная местная власть хорошо работает и не торопится отделяться, если вся самостоятельность сосредоточена не на уровне областей (регионов), а ниже – на уровне общин (громад, коммун). Именно туда и надо передавать полномочия. Кстати, так поступили не только в Польше, но и в Чехии, Норвегии, Швеции, Дании, а с недавних пор и во Франции.

«Ключевое задание, которое должно быть выполнено при децентрализации: самоуправление должно исходить от местной громады – села, города, а не области, – рассказал Алексей Гарань, профессор, заведующий кафедрой политологииНаУКМА. – Если исключить этот базовый уровень и отдать права областям, а не селам и городам, то получится феодализация, средневековье с местными князьками в областях».

Собственно, в этом и заключается принципиальное отличие децентрализованного унитарного государства от федеративного, в котором власть, полномочия и ресурсы сосредоточены на региональном (областном) уровне. Если наделить полномочиями области, это приведет к формированию региональных политических элит, которые со временем начнут перетягивать одеяло на себя. Инициаторы децентрализации по-польски считают, что так и формируется региональный сепаратизм. Если проследить историю особого края с «донецким характером», то можно обнаружить, как региональная политическая элита оформилась (в конце 90-х) и стала претендовать на управление страной в целом. А когда от

власти ее попросили, решила уйти, но вместе с целым регионом. Не исключено, что в том же направлении сейчас идут прочие региональные элиты – Харьковская, Львовская, Днепропетровская… Соответственно, идеи о том, чтобы предоставить большую свободу, в особенности экономическую, регионам, приходят в голову киевской власти лишь в кошмарном сне. И в этом – главное расхождение видения децентрализации между властью и оппозицией.

Регионы просят огня

Итак, что же из себя представляет «децентрализация по польскому пути»? Объединять области нам ни к чему – по своим размерам и границам они вполне адекватны сегодняшнему дню. Поляки объединялись, прежде всего, чтобы сократить госаппарат на местах, уменьшив расходы госбюджета. Нам же важнее выстроить отношения центральной власти с местными громадами, а не областями.

Именно поэтому в рамках реформы объединять предлагают сельсоветы – особенно там, где в селе 10 домов на 30 жителей. Несмотря на то что при этом для многих сельсовет станет дальше, он будет заниматься делами каждого жителя, так как этот житель будет вовлечен и заинтересован в развитии своего населенного пункта (поселка, района). Как этого добиться в рамках децентрализации (см. инфографику)?

Нужны радикалы

Однако любая реформа невозможна без… реформ. Если не бороться с коррупцией и кумовством, «крышеванием» и круговой порукой, любое хорошее начинание превратится в фарс. Поэтому нельзя начинать децентрализацию власти, например, без реформы судебной и правоохранительной систем. К тому же сама децентрализация – это часть конституционной и административной, и региональной реформ.

«Параллельно с децентрализацией необходимо проводить ряд других реформ, которые вычистят из действующего аппарата бюрократов, – убежден Александр Пасхавер, экономист, директор Центра экономического развития. – Если же этого не сделать, то в нашем случае это лишь воспитает нахальных воров на местах. Нужны новые лица, новые идеи, новые мозги и руки».

По словам эксперта, главная проблема украинских властей – прошлых и нынешних – в отсутствии решительности. Власть слишком чувствительна к недовольству народа, а потому принимает те решения, которые бы это недовольство внешне сглаживали.

«Я помню только один период, когда началось какое-то реальное движение в сторону реформ, – это первый этап правления Кучмы, – рассказал Александр Пасхавер. – И все. Сейчас есть надежда на нынешнее правительство. Несмотря ни на что, нужны реформы – они часто непопулярны, именно поэтому из года в год они откладывались. Нужна решительность и радикальные меры».

Однако в решительность нынешнего правительства и президента многие не верят.

«Мне кажется, что передать контроль регионам на места и наделить области финансовыми полномочиями Киев пока не готов, тем более что сразу же возникает вопрос наполнения бюджета и управления, – рассказал Андрей Миселюк, политолог, директор Института социально-политического проектирования «Диалог». – Нынешняя власть, увы, действует в парадигме прежней и пока идет по проторенным дорожкам. Главная проблема, которая много лет препятствует принятию подобной реформы, это выстроенная и отлаженная система, при которой все поступления идут через центр. К тому же центральной власти всегда проще было самостоятельно решать все вопросы, чем наделить соответствующими полномочиями местных управленцев».

Инфографика Фото: АиФ в Украине

Впрочем, в Украине теперь есть весьма радикально настроенный парламент. К тому же реформы расписаны в Соглашении об Ассоциации Украины с ЕС, и не выполнять их для украинских политиков смерти подобно. Не говоря уж о требованиях МВФ, без средств которого мы не протянем и три месяца.

«Раскачать эту лодку должен парламент и депутаты, избранные на местах, – убежден А. Миселюк. – Параллельно должна проводиться работа со стороны Кабмина – необходимо искать пути наполнения бюджета. Когда действия правительства и парламента будут слаженны и скоординированы, это нужно будет законодательно оформить». Только после этого можно будет начинать реформу по децентрализации власти в Украине, убежден политолог.

Особый подход

При этом все специалисты согласны с тем, что децентрализация – это первый и наиболее ощутимый шаг в процессе мирного возврата мятежных украинских территорий. Однако эксперты по-разному смотрят на то, следует ли применять к Донбассу и другим «непростым регионам» «особый подход».

«Вопросы децентрализации на юго-востоке необходимо решать отдельно, – убежден Александр Пасхавер. – Необходимо учесть все: специфику, разную ментальность живущих там людей, идеологию. Людей нужно заинтересовать, объяснить и приобщить население регионов к интересам всей страны. Восточная политика должна нести в себе целый комплекс действий, которые будут близки гражданам этого региона, поскольку децентрализация затрагивает буквально всех людей, и это необходимо донести до них».

В свою очередь, Андрей Миселюк считает, что события на Донбассе лишь подтолк-нут регион к новым, партнерским, отношениям между Киевом и регионами.

«Не буду обобщать. Юго-восток – это выдуманная единица, которой нет, – считает эксперт. – После начала активных военных действий там произошел подъем не только патриотизма, но подъем здорового прагматизма. Как только война закончится, и Луганская, и Донецкая области будут стремиться не к отделению и независимости, а наоборот, будут стараться наладить сотрудничество с центром. Грамотные люди там уже поняли, что независимое существование для них – это путь в никуда, это практически невозможно».

Алексей Гарань, в свою очередь, убежден, что процесс реформ и децентрализация власти и станет тем решением конфликта, который приведет к миру на Донбассе, а впоследствии поспособствует возвращению Крыма.

«На Донбассе должно быть все так же, как и во всей стране, – это станет решением конфликта в том числе, – считает политолог. – Конечно же, это ни в коем случае не имеет отношения к всяким ЛНР и ДНР. Я говорю именно о Донбассе – регионе в составе Украины».

aif.ua
Loading...