aif.ru counter
Анна ОРЕШКО 16

С каждого - по доходности, каждому - дефицит?

Все материалы сюжета Оппозиция

Оппозиция усмотрела в бюджете-2010 заботу о властях предержащих, а не о простых

Закон о Госбюджете Украины на 2010 год вступил в силу - 27 апреля парламентское большинство проголосовало за него, несмотря на протесты оппозиции, без экспертного обсуждения и анализа, а затем документ подписал и президент. Между тем, основной финансовый документ страны содержит немало статей и положений, которые оппозиция считает важным вынести на обсуждение аналитиков.

Наша дорогая власть

Вице-спикер Верховной Рады Николай Томенко заявил, что, вопреки традиционной парламентской процедуре, «бюджет на этот год не стал предметом профессиональных, экспертных и парламентских дискуссий». Томенко подчеркнул: чтобы понять, как новая власть относится к народу, нужно разобраться, как она относится к себе. «Про-

анализировав, насколько выросли расходы казны на органы центральной власти в этом году по сравнению с прошлым, можно прийти к выводу, что наибольшее уважение новая власть оказывает президенту и его админист-рации», - иронизирует вице-спикер.

Например, расходы на содержание Госуправления делами при президенте Украины (знаменитой ДУСи) увеличиваются на 233,6 млн грн, т. е. на 28%. На обеспечение деятельности самого президента - на 34 млн грн, т. е. на 17%. Секретариат Кабинета министров потребует в нынешнем году больше почти на 33 млн грн, т. е. на 12%. А затраты на аппарат Верховной Рады вырастут на 81 млн грн, т. е. на 11%.

НДС: мечты о возврате

По расчетам премьера оппозиционного правительства Сергея Соболева, доходы госбюджета на 2010 год нереалистичны. Аргументы просты: в 2009 году поступления в бюджет составили 217,5 млрд грн, включая специальные права заимст-вования в размере 15,6 млрд и 3,3 млрд от продажи Украиной квот на выброс парниковых газов. Поступления в госбюджет-2010 предусмотрены в размере 260 млрд грн, а эта цифра превышает фактические поступления на 31%, не соответствуя прогнозируемому темпу роста номинального ВВП на уровне 18%. Таким образом, бюджет рискует недополучить около 27 млрд грн, или 2,5% ВВП.

Первым делом в оппозиционном правительстве критикуют запланированные поступления в бюджет от выплаты предприятиями налога на добавленную стоимость на уровне 117 млрд грн, что почти на 47% превышает сумму фактических доходов госбюджета от этого налога в 2009 году. По мнению Соболева, добиться выполнения такого плана правительство может только за счет занижения сумм на возмещение предприятиям выплаченного НДС. Это подтверждает и основной финансовый документ, в котором на возмещение НДС выделено на 10 млрд грн меньше, чем фактически было возмещено в 2009 году.

Тем не менее, в новом бюджете появилась статья № 25, предусматривающая частичное оформление задолженности по возмещению НДС облигациями внутреннего государственного займа. На практике это означает, что большинству предпринимателей государство попросту не будет компенсировать выплаченный живыми деньгами НДС, ведь доходность облигаций определяет правительство. Таким образом, по мнению С. Соболева, механизм возврата НДС снова превращается в «улицу с односторонним движением».

Госдолг растет

Кроме того, в оппозиционном правительстве прогнозируют дальнейший рост государственного долга как минимум на 45%, или почти на 97 млрд грн, что составит почти 9% ВВП. Но этим «потолком» рост долга не ограничивается: аналитики считают, что правительство может по своему усмотрению наращивать его и дальше - на 27 млрд грн, если плановые поступления в бюджет не будут выполнены, на 30 млрд грн - на рекапитализацию банков, на 34 млрд грн - на погашение задолженности по возмещению НДС, а также в случае невыполнения плана по приватизации.

Таким образом, дополнительный рост государственного долга может составить примерно 100 млрд грн. Нельзя забывать и о предоставлении государственных гарантий на сумму 45 млрд грн, или 4% ВВП. Для сравнения, в 2009 году гарантированный долг вырос на 31 млрд грн. Кроме того, по прогнозам экономистов, дефицит Пенсионного фонда вырастет в нынешнем году вдвое по сравнению с уровнем 2009 года.

Женщины и шахты

Первый заместитель главы Администрации президента Ирина Акимова уже заявила: «Для сбалансирования Пенсионного фонда мы будем идти по пути непопулярных мер». Одной из таких мер, судя по всему, станет законодательное повышение пенсионного возраста для женщин до «мужского» уровня. Акимова пояснила, что средняя продолжительность жизни женщин в Украине превышает таковую для мужчин, а значит, женщины «создают большую нагрузку для Пенсионного фонда».

В Администрации президента уверены, что параллельно необходимо регулировать и систему пенсионных льгот, перекладывая многие из них на профессиональные фонды. В то же время, реального начала пенсионной реформы, по словам Акимовой, следует ожидать не ранее 2014 года.

В стратегию власти по увеличению доходности госбюджета входит и «закрытие убыточных государственных шахт». Ирина Акимова убеждена, что финансирование большинства государст-венных шахт бесперспективно, потому стоит провести процедуру банкротства некоторых из них, а затем продать.

Однако желающим купить шахту не грозит процедура прохождения аукциона, ведь нынешний Кабмин отменил решение предыдущего правительства, предполагавшее реализацию предприятий угледобычи через аукционы и направление средств от такой продажи шахт на модернизацию угольной отрасли.

Роскоши ничто не угрожает

Народный депутат от фракции БЮТ, член Комитета Верховной Рады по вопросам бюджета Дмитрий Ветвицкий считает, что задекларированный дефицит госбюджета в размере 56 млрд грн, или 17%, не отражает реального масштаба бюджетных проблем. Нардеп уверен, что потенциальный размер «черной дыры» бюджета составит в этом году свыше 100 млрд грн.

При этом, заявляет Ветвицкий, власть не спешит принимать законы, за счет которых вполне можно было бы сократить эти угрожающие цифры. Например, парламентское большинство провалило Закон «О налоге на отдельные виды имущества», по сути, являющийся законом о налоге на роскошь.

По мнению авторов этого законопроекта, народных депутатов от фракции БЮТ Андрея Павловского и Антонины Болюры, за счет введения такого налога в госбюджете нашлись бы дополнительные средства на повышение уровня минимальных зарплаты и пенсии.В оппозиции подчеркивают, что налог на роскошь является инструментом справедливого перераспределения социальных благ во многих развитых странах. «Этот налог не коснется людей, владеющих небольшими квартирами. Вместе с тем, в стране живут люди, которые могут позволить себе покупать, строить и содержать очень дорогое жилье. Совершенно нормально заставить их делиться с остальными», - поясняет Дмитрий Ветвицкий.

Смотрите также: