aif.ru counter
Надежда КИЗИМ 38

Птицы большого перелета: 13% украинского парламента - перебежчики

Все материалы сюжета Правительство

Открытие парламентской сессии Верховной Рады принесло в политическую жизнь Украины новый большой

Фото: vikna.stb.ua

Оппозиция обнародовала доказательства перекупки «тушек» провластными фракциями. «АиФ» анализирует истоки этого явления и возможные последствия скандала.

Во вторник Роман Забзалюк, на тот момент член депутатской группы «Реформы ради будущего» (РРБ), заявил о своем возвращении во фракцию БЮТ, по списку которого он был избран в парламент. По словам депутата, его выход из фракции и почти двухмесячное пребывание в группе «реформ» было разоблачительной «спец-операцией». В результате он якобы получил аудиозапись переговоров со своим «покупателем» - лидером группы Игорем Рыбаковым. Разоблачитель озвучил суммы, полученные им в рамках «операции»: 450 тыс. долл. сразу после выхода из фракции и еще по 20 тыс. - за каждый месяц пребывания в РРБ. Из представленной им записи следует, что деньги на подкуп поступали от представителей власти.

Новый «кассетный»

Пока официальной юридической оценки этой «операции» не прозвучало. Но, следуя логике, очевидно, что новый «кассетный скандал» доказывает реальность коррупции внутри Верховной Рады. Чтобы приблизительно оценить ее масштабы, «АиФ» просмотрел личные странички парламентариев на предмет перехода по фракциям. Без учета Забзалюка, тех, кто почему-то вышел из состава своей первоначальной фракции, набралось 59 человек. Напомним: в состав Верховной Рады Украины входят 450 народных депутатов. Т .е. речь идет о 13% парламента.

Потери несла оппозиция. Основная масса «беглецов» приходится на БЮТ - 53 человека. Учитывая, что по результатам выборов фракция набрала 156 человек, получается, что за четыре года БЮТ потерял почти 34% своих депутатов. У НУНС ситуация на первый взгляд не столь плачевна, однако эксперты считают, что де-юре не значит де-факто.

- Дело не только в формальных переходах, - рассуждает глава Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко. - Если говорить о тех, кто сотрудничает с властью, то единой фракции НУНС как таковой уже давно нет. Формально получается, что у НУНС «тушек» почти нет, а реально, с точки зрения сотрудничества с властью, тех, кто, по сути, перешел в большинство, набирается два десятка. К этой цифре необходимо добавлять и тех, кто солидарно голосует с коалицией.

22 «беглеца» остались внефракционными. Теперь, кстати, их 23 - Тарас Черновол, один из апологетов РРБ, вышел из группы сразу после заявления Забзалюка. 18 человек прибились прямо к партии власти - вошли во фракцию Партии регионов, а еще 18 - осели в РРБ.

Парламентские «потери»

►БЮТ 53
НУНС 4
Партия регионов 1
КПУ 1

 

 
 

Пропорциональные «тушки»

Все эксперты «АиФ» сходятся в одном: «затушкованность» парламента связана с переходом на пропорциональную систему выборов в Верховную Раду и закрытые партийные списки.

- Причина «затушкованности» - продажа мест в списках, - рассуждает В. Фесенко. - Это не обязательно продажа в прямом смысле этого слова - речь может идти о спонсорской поддержке, которая дает «входные билеты». Когда какой-то серьезный партийный спонсор получает возможность ввести в список несколько своих людей. Здесь цифры начинаются с 10 млн долл. и могут быть выше - все зависит от того, сколько человек проходит в список. За эту сумму «оптом» могут пройти три человека. А одно проходное место в списке в среднем стоит 5 млн долл. Кто-то мог пройти недорого, за 2-3 млн, случалось и так. Но это неофициальная информация, поэтому о точных цифрах говорить не приходится.

Никто не берется называть точных цифр и в рамках «исходного» механизма, но общие цифры по этой теме существуют. Источники «АиФ» утверждают, что в 2007 г., накануне роспуска Верховной Рады, цена перехода из одной фракции в другую начиналась с 10 млн долл. А уже в 2010 году «премии» за смену политической ориентации упали до 1 млн долл. Впрочем, многие бизнесмены, стремясь создать здоровую атмосферу для своего бизнеса, переходили из оппозиции во власть совершенно бесплатно.

Предупреждение и наказание

Записи Забзалюка переводят тему коррупции в Верховной Раде из голословных рассуждений в правовую плоскость. Но можно ли его применить как инструмент правоохранительных органов?

По словам юристов, Генпрокуратура сейчас имеет право, возможность и основание возбудить уголовное дело по факту дачи взятки. В рамках этого дела она может исследовать доказательства Забзалюка. Если экспертиза его записей подтвердит идентичность голосов и состав преступления будет реально доказуем, прокуратура должна обратиться с представлением в Верховную Раду о лишении депутатской неприкосновенности фигурантов записи. Это даст ей возможность возбудить дело уже непосредственно против того, кто дал взятку, и того, кто ее принял.

Объективно, это единственный правильный вариант. Но дальше конкретно взятого дела Генпрокуратура пойти не может. Более широкое расследование - вопрос политической ответственности действующих парламентских сил.

Теоретически, свои инструменты влияния на депутатов должно иметь общество. Но на формирование закрытых партийных списков оно никак повлиять не может. Законодатели пытались подстраховаться, пытаясь ввести императивный мандат. Он может быть отозван у депутата, изменившего своей политсиле. Но эта норма критикуется европейскими экспертами за архаичность. И потому не закрепилась в законодательных нормах о Верховной Раде.

Зато были примеры, когда теряющий своих бойцов БЮТ отзывал мандаты у депутатов регионального уровня.

Компенсировать закрытые списки может реставрация мажоритарных округов. Предстоящие парламентские выборы будут проходить по смешанной системе выборов, где 50% мест отойдут представителям партий из закрытых списков, а другие 50% - депутатам, избранным по одномандатным (мажоритарным) округам. Хотя и здесь есть сомнения - вполне вероятно, что люди, вложившие немалые личные средства в подъем на политический олимп, будут более доступны для «покупателей» и станут ситуативной опорой власти. Просто потому, что они руководствуются в первую очередь своими прагматичными интересами.

МНЕНИЕ

Инна Богословская, народный депутат, фракция Партии регионов:

- Надо откровенно сказать, что в Верховной Раде такое же количество мерзавцев и  порядочных людей, как и в обществе в целом. Парламент отражает общество. При мажоритарной системе - больше, при пропорциональной - меньше. Потому что в первом случае отбор естественный, а во втором - искусственный. Я жду, что будущие выборы за счет «мажоритарки» дадут 30% новых лиц в парламенте. Это будут значительно более независимые люди, чем в списках. В то же время смешанная система может спровоцировать включение в списки людей, способных достойно ответить «мажоритарщикам». Потому что те никогда не становятся марионетками.

В скандале с Забзалюком меня поразило, что эта тема не взорвала интернет-пространство. Почему не взорвала? Сегодня все близкие к политике люди очень хорошо информированы о глубине этого нагноения, а все, кто вне политики, потеряв в целом доверие к политикам и парламенту, уже не возмущаются. Потому что разговоры о политической коррупции идут многие годы. Именно поэтому я считаю, что оставить это дело без разбирательства нельзя. Украина нуждается в жестких шагах по пресечению политической коррупции.

Инъекцией от ее развития может стать смешанная система выборов. В идеале я бы отказалась от политической структуризации, о которой сейчас много говорят, и дважды провела выборы по мажоритарному принципу, без партийных списков. Это пробило бы дорогу для новых политических лиц.

Олесь Доний, народный депутат, фракция НУНС:

- Проблема не только в политиках, но и в обществе. Нашлась активная и агрессивная группа людей, имеющая достаточные финансовые ресурсы для усиления своих позиций за счет подкупа оппонентов. Сейчас проблема усугубляется, потому что речь идет не только о текущем созыве парламента, но и о будущем. Дешевле купить 50 депутатов по 10 млн долл., чем тратиться на следующую президентскую кампанию. Это позволит внести изменения в Конституцию и избирать президента в парламенте, обеспечив ему вечное правление.

Поэтому 10 млн в этой ситуации не будет пределом предлагаемых сумм. Следовательно, обществу сейчас необходимо найти людей не меркантильных, а честных. Тех, кто способен отказываться от денег. И здесь есть проблема. Общество перестало уважать устойчивые моральные ориентиры и принципы человека. Когда я общаюсь со студентами и называю суммы, которые предлагаются за те или иные действия, по глазам аудитории я вижу, что, по их мнению, отказ от этих сумм - либо ложь, либо глупость.

Для общества неподкупность, сохранение своей политической позиции - не ценность. В частных разговорах люди вне политики говорят, что если бы им предлагали деньги, они бы их взяли.

Смотрите также:

aif.ua
Loading...