321

Академик Игорь Юхновский: Украину нужно перестроить

О коррупции, смене Конституции и украинской науке

Однажды я услышал такое: «Да что с ними говорить, у них даже Конституции нет». Это меня очень задело. И мы написали и приняли Конституцию», - начинает беседу с нами бывший первый вице-премьер, народный депутат Верховной Рады І-IV созывов, глава «Народной рады» (первой официальной парламентской оппозиции), академик Национальной академии наук Игорь ЮХНОВСКИЙ.

ИСТОКИ КОРРУПЦИИ

- Игорь Рафаилович, в одном из недавних интервью среди главных своих задач на ближайшие годы вы назвали «Конституцию Украины и физику». Почему создание новой Конституции так важно?

- К сожалению, Конституция 1996 г. себя исчерпала. В ней не было четко определено административное деление государства. Сохранили его советскую модель, где наименьшей административной единицей были районы, в которые подчас входило до ста сел. Такой район не мог справиться с обслуживанием сел, власти на нижнем уровне практически не было. Что касается верхних эшелонов власти – там тоже было много неправильного. Во-первых, в исполнительной власти не были разделены обязанности президента и правительства. В результате, президент сохранял право назначать и увольнять министров, а его Администрация стояла над Кабмином, ни за что при этом не отвечая.

- Какие еще недостатки были у Конституции 1996 г.?

- Суды стали зависимыми. С самого начала создания государства Украина, в котором я участвовал, я не вмешивался в сферу юриспруденции, не будучи в ней специалистом. А там все свелось к созданию кодексов: уголовного, административного, семейного и так далее. В каждом кодексе определенному виду преступлений посвятили несколько статей, по которым преступник мог быть наказан в суде. В игру вступало «трио» - адвокат, прокурор и судья. В зависимости от того, сколько адвокат получил денег и как распределил их в этом «треугольнике», за одно и то же преступление давали или не очень строгое, или, наоборот, неадекватно суровое наказание. Нечестные судебные дела влияли на общий уровень доверия населения к государству. А без доверия не было и дисциплины.

- И все это накладывалось на беспредел, царивший в 90-е…

- Да, огромное имущество Советского Союза стало «ничейным», раздали ваучеры. Тот, кто хитрее и проворнее, захватил больше. Отсюда – истоки взяточничества, состоявшего в том, что чиновник, который оформлял право собственности для какого-то богача, говорил: «Почему я должен это делать бесплатно?». Появилась традиция платить за оформление документов.

- А как коррумпированными стали все сферы деятельности?

- Самый негативный момент – это нарушение закона стоимости труда. К этому Конституция не имела никакого отношения. Но из-за этого учителя стали получать очень низкую зарплату, оказались заинтересованы в том, чтобы дети плохо учились, и пошли в репетиторы. Так в образовании, а затем в медицине и других сферах возникла коррупция. То есть, говорить, что коррупция была только на самом «верху», нельзя. Там, она, конечно, была организованной, определенные средства поступали «снизу». Конституция не способствовала тому, чтобы в государстве был наведен административный порядок. Поэтому нам и нужно ввести новый Основной закон.

НОВОЕ ГОСУДАРСТВО

- Какие принципы построения государства необходимо изменить в новой Конституции?

- Прежде всего, касающиеся образования и норм поведения в обществе. Суть в том, что мы обязаны создать нацию, которая сохранит государство, поэтому она должна быть дисциплинированной.

- Украинское общество должно стать политической нацией, как в США?

- Все государства возникали и развивались по-разному, поэтому мы не можем приравнять себя к США. Но при создании гражданского общества мы должны иметь четкое определение гражданина Украины. Я считаю, что каждый гражданин обязан владеть украинским языком. Государственный язык – символ нашей государственности. Это понимание, которого сейчас еще нет, должно прийти через образование. В новой Конституции нужно зафиксировать, что все дети обязаны закончить 12 классов украинской школы. Но школа должны быть очень хорошо организована, чтобы родителям выгодно было отсдавать туда детей. Новый закон об образовании - правильный, но его нужно подкрепить материально.

- Но новый закон об образовании вызвал бурю возмущения в Венгрии, Чехии и даже Польше…

- Пример «расхлябанности» в языковом вопросе – Закарпатье и юго-восточная Украина. Венгры на Закарпатье и румыны на Буковине в свое время жестко вводили свой язык, а после прихода Советского Союза не перешли на украинский. Старый завоеватель редко переходит на язык завоеванного народа, и легко – на язык нового завоевателя. Мы с этим должны покончить.

- Что еще необходимо для перестройки государства?

- Обязательно нужен двухпалатный парламент. Сенат должен следить за порядком внутри государства. Когда мы с первым президентом Украины Леонидом Кравчуком побывали во Франции, меня поразила неимоверная дисциплина чиновников. Административную дисциплину сверху донизу нужно навести и в Украине.

- Как будет работать новый парламент?

- Что касается нижней палаты – это аналог Верховной Рады, только в ней меньше депутатов, 300-350. А Сенат определяет нормы поведения структур власти – президента, премьер-министра, правительства, министров, местного самоуправления. Этот орган станет «часовым» стойкости государства: один раз избранный, Сенат никогда больше не переизбирается. Сенатор работает 6 лет, но каждые два года происходит смена трети Сената.

- А что будет с местным самоуправлением?

- Вводится наименьшая административная единица – громада (12-14 тыс. человек в сельской местности), из громад будет состоять район. Города тоже получают статус громад и право на самоуправление, а области становятся связующим звеном с центральной властью.

- Что нужно для реализации этого плана?

- В новой Конституции должна быть заинтересована действующая власть. Иначе она не позволит провести референдум, создать Конституционную комиссию. Можно было бы начать создание двухпалатного парламента на базе существующего, выделяя для каждой области, скажем, по три сенатора. А специалисты могли бы параллельно разработать остальные аспекты построения нового государства. Вся исполнительная власть должна быть в руках правительства. Президент – глава государства, имеет право законодательной инициативы и занимается главными для страны вопросами. Необходимо разумное разделение функций власти.

ТРЕСНУВШАЯ ДРУЖБА

- Мы уже затронули вопрос отношений со странами-соседями. Почему украинско-польская дружба пошла на убыль?

- Это – грустная страница нашей новейшей истории. Но подобное уже было, когда второй президент Украины Леонид Кучма и президент Польши Александр Квасьневский встречались, взаимно просили прощения за кровавые инциденты прошлого, остановив развитие отношений в таком ключе. Считаю, что и украинская, и польская стороны не должны были нарушать эту договоренность. Однако «активисты» с обеих сторон стали делать то, чего ни украинское, ни польское правительство не должны были им разрешать.

- Недавно во Львове прошла акция Нацдружин «Львов не для польских панов»…

- Да, это то, о чем я и говорю.

- Может ли власть как-то повлиять на радикалов?

- Любая подобная болтовня в адрес наших соседей должна иметь меру. Если она нарушается, СБУ обязана с этим справляться, следить за политическим климатом в государстве. И предупреждать подобное, изолируя людей, нарушающих добрососедский климат.

БЕЗ НАУКИ НЕТ БУДУЩЕГО

- Вернемся к вашим словам о том, что наука – один из приоритетов развития страны. Понимает ли это наше руководство?

- Упадок науки – моя личная рана. Это связано с определенной безграмотностью чиновников. Для того, чтобы руководить государством, человек обязан не только иметь высшее образование, но и написать научную работу в той сфере, в которой трудится как министр, премьер-министр или президент. Задачей чиновника не может быть стремление знать все. Но это должен быть человек, который любит и хочет учиться. А у нас - крайне низкий уровень образованности чиновников, депутатов.

- Но, по словам экспертов, в мировом разделении труда Запад видит Украину аграрной страной…

- Да, действительно, мы - аграрная страна. Это означает высокий уровень развития пищевой промышленности. И высокий потенциал экспорта пищевых продуктов – но не сырья, а переработанной продукции, для чего необходимо развивать сельхозмашиностроение, электронику, химпром. Так что без развития науки мы не обойдемся. Украина никогда не будет только аграрной страной, хотя земля – основное наше богатство. Будут развиваться и другие направления индустрии, связанные с давними традициями в области металлургии и машиностроения. В стране есть много программистов. И следует надеяться, что они помогут успешно развивать наше народное хозяйство.

Ирина ВАНДА

aif.ua
Loading...