111

Алексей Антипович: «Украинского Макрона не ждите»

Глава социологической службы «Рейтинг о новых лицах в политике, предстоящих выборах президента и неподкупности социологов

«Мы исследуем социально-политические настроения украинцев вне зависимости от выборов. Вот и сейчас собрали мнения людей о ситуации в стране, оценки работы власти, а также выяснили, какие проблемы волнуют украинцев. И «выдали в эфир» результаты исследований: результат получился довольно интересный» - начинает беседу с нами глава социологической службы «Рейтинг» Алексей Антипович.

 «РЕЗЕРВ» АУТСАЙДЕРАМ НЕ ПОМОЖЕТ

- Алексей, до президентских выборов осталось меньше года. Много ли украинцев еще не знает, за кого будет голосовать? И станут ли они «резервом» для кого-то из кандидатов?

- Начну с последнего вопроса, по поводу «резерва» - это миф. Люди, которые не знают, за кого голосовать, не смогут изменить электоральную «картинку». По данным нашего последнего исследования, речь идет о 16,8% респондентов, которые еще не определились. Еще приблизительно столько же ответили, что не пойдут на выборы. Эти показатели являются «классическими» для Украины. По нашим данным, каждый шестой украинец обычно отвечает, что не знает, за кого голосовать.

- Почему нельзя мобилизовать этот «резерв»?

- И практика, и социология свидетельствуют: в основном эти люди не идут на выборы. Они не интересуются политикой, не задумываются, что их голос что-то может решить, изменить в стране. Но часть из них все же придет голосовать. Правда, их голоса равномерно распределятся между многими кандидатами. Так что на общую картину это не повлияет. 

- В каком регионе больше не определившихся с выбором кандидата, за которого они проголосуют?

- На Западной Украине, где популярны разные кандидаты: Анатолий Гриценко, Святослав Вакарчук, Андрей Садовой, Петр Порошенко, Олег Тягныбок, Валентин Наливайченко. Там есть, так сказать, большой электоральный спектр. Но и на западной, и в центральной Украине лидирует Юлия Тимошенко. При этом, на юге и востоке Украины выше уровень тех, кто не принимал бы участия в выборах, если бы они состоялись в ближайшее время. Это объяснимо: люди там разочарованы, с одной стороны, бегством Януковича, которого они поддерживали, с другой стороны, они не воспринимают и нынешнюю власть.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ В ИНТЕРЬЕРЕ

- Украинское общество считается очень политизированным. Соответствует ли это действительности?

- Явка на предыдущих и предпоследних выборах президента была очень высокой, но сейчас она может оказаться на несколько процентов ниже. Но это связано не с политизацией или аполитичностью общества, а с разочарованием в политиках. Можно ли назвать украинцев очень политизированными, если только примерно каждый второй ходит на выборы? Такое можно было бы сказать при явке 70-80%, как это наблюдается в некоторых постсоветских и даже европейских странах, а не 50-60%, как у нас. Мы просто интересуемся политикой, так как в политической сфере нет тоталитаризма, а присутствует разнообразие, широкий политический спектр. Соответственно, украинцы за этим с интересом наблюдают. Возможно, недолюбливают политиков. Но все же ходят на выборы и голосуют.

- Велики ли шансы у «новичков» в политике победить на ближайших выборах?

- Запрос на новые лица в политике существует, и достаточно стабильный и высокий. Однозначно, что часть избирателей отдаст голоса за новых политиков. Однако это скорее проявление желания иметь нового, незапятнанного кандидата на выборах президента, своего рода «декларирование намерений». В наших исследованиях новыми кандидатами можно считать только Владимира Зеленского и Святослава Вакарчука. Так вот, их рейтинги, даже суммарные (по 6% у каждого), никак не равны тому огромному запросу на новые лица в политике, о котором говорят украинцы в наших соцопросах. Вот вам и рейтинги новых кандидатов.

- То есть, «украинского Макрона» нам придется ждать еще долго…

- Среди новых фамилий в списках возможных кандидатов однозначного лидера пока нет. Конечно, большую роль играет тот факт, что те же Вакарчук и Зеленский еще точно сами не заявили, что пойдут на выборы. Мы замеряли и уровень доверия украинцев к ним. К Зеленскому, как актеру, и к Вакарчуку, как к певцу, у опрошенных - неимоверно позитивное отношение. Но в отношении них, как политиков, присутствует определенный скепсис. Поэтому «украинский Макрон» появится явно не на этих выборах.

- Чего ждут украинцы от будущего президента?

- Прекращения войны на востоке Украины, борьбы с коррупцией, а также возрождения промышленности, что должно решить проблему доходов людей. Далее идут соцстандарты, качество медицины и другие важные вопросы.

ВОЙНА ТЕХНОЛОГИЙ И СОЦИССЛЕДОВАНИЙ

- На президентских выборах в США многие эксперты предрекали победу Хиллари Клинтон, а победил ее оппонент Дональд Трамп. Почему появляются подобные «грубые» социологические ошибки?

-  Отмечу моменты, о которых мало говорят. Во-первых, Трамп кроме классической социологии использовал различные методы таргетирования, связанные с Интернетом, соцсетями. Но даже при этом Клинтон победила по количеству голосов! Так что «количественно» социология все спрогнозировала правильно. Просто избирательная система в США устроена таким образом, что на втором этапе голосовали выборщики от каждого из штатов. К тому же, Трамп всю кампанию занимался мобилизацией своего, на тот момент, протестного электората, а также демобилизацией классического американского избирателя. Так что чаши весов могут качнуться и качнулись в его сторону.

- Возможно ли что-то подобное в Украине в 2019 г.?

- Думаю, еще рано об этом говорить. Ведь, если я не ошибаюсь, у нас активных пользователей Интернета около 60%. То есть, 40% людей избирательного возраста не входят в эту аудиторию. При этом, охват сел Интернетом - катастрофически низкий. Так что деревня, имеющая свои политические симпатии, при использовании такой технологии не учитывается. И даже Интернет-реклама рассчитана на совсем другую аудиторию. К тому же, на выборы приходит 80% людей пенсионного возраста, и только 20% избирателей молодого возраста (до 30 лет).

- То есть, если политтехнологи мобилизуют молодых избирателей, то могут применять и Интернет-технологии?

- Да, но только нужно ответить на вопрос, чем же мобилизовать молодежь? В США на выборах президента Барак Обама на мобилизацию молодежи когда-то истратил огромные информационные и организационные ресурсы. В итоге, явка молодых людей была примерно такой же, как на предыдущих выборах. Концерты, танцы, песни – это хорошо. Но пойдет ли молодежь на избирательные участки – это вопрос не только украинской, но и мировой политики. Молодые люди во всем мире мало интересуются политикой. В свое время, партия «Удар» Виталия Кличко по соцопросам перед выборами набирала до 18%, а получила 7%. Молодежь активно отвечала, что она «за» молодого симпатичного кандидата. Но на избирательные участки не пришла.

«ГЛЯЖУСЬ В ТЕБЯ, КАК В ЗЕРКАЛО»

- Социологов часто упрекают, что они «дорисовывают» необходимые заказчикам результаты исследований. Что можете ответить на это?

- Наша структура существует 10 лет, я ее основатель и собственник. За все это время никто не смог обвинить нас в зависимости от тех или иных политиков. Но попытки обвинить, конечно, были. Так, нас упрекали в связях с Олегом Тягнибоком, Арсением Яценюком. В 2014 г. ходили слухи, что нас за 1 млн долл. купил Петр Порошенко. Хотелось бы как-то получить свою «долю», но все не удается спросить об этом у президента (смеется). А сейчас снова появляются обвинения в «неравнодушии» к другим политикам.

- Что, все социологи так неподкупны?

- Когда кто-то из оппонентов политиков, получивших хорошие результаты в рейтингах, недоволен этим, то начинает обвинять социологию в ангажированности и продажности. Это не соответствует действительности. Но есть и исключения из правила: знаю в Украине социологическую службу, принадлежащую одному политику. Но она нечасто публикует свои исследования, поэтому не считаю, что создает какие-то большие проблемы. А все остальные работают по заказу тех или иных партий, организаций, в том числе и международных. Подчеркиваю, не очень корректно утверждать, что первый в рейтинге избирательских симпатий - это заказчик опроса. Симпатии украинцев от политической кампании к кампании меняются, к тому же появляются новые политсилы, а социология все это просто фиксирует. Но когда политику не нравятся его рейтинги, он начинает обвинять социологов. Бывает, даже судится. Но социология – это всего лишь «зеркало», отражение электоральных симпатий. Это бизнес, который ведется и между выборами. Мы обеспечиваем результатами исследований политиков и СМИ, по внутреннему или международному запросу. Они проходят постоянно, но не все публикуются, бывают и закрытого типа. Затем по их результатам принимаются важные стратегические решения, изменяющие тактику и стратегию партий и отдельных политиков.

Ирина ВАНДА

aif.ua
Loading...