aif.ru counter
Олег АНДРЕЕВ 301

Андрей Колос: «Конвертация социальной ответственности в комфорт»

Глава концерна АВЭК Андрей Колос рассказал о сверхзадачах для бизнеса и политики

В Украине веками существовали традиции семейного предпринимательства. В период советской истории культура и опыт совместного ведения семейного бизнеса были утрачены. За годы независимости Украины семейное предпринимательство фактически формировалось заново.

Сегодня на отечественной бизнес карте много успешных семейных  компаний.  Хотя до мировых показателей, где семейный бизнес составляет до 90% от всего бизнес сектора, нам еще далеко. Об особенностях  семейного бизнеса в нашей стране, рисках и перспективах его развития мы поговорили с Председателем правления Концерна АВЭК Андреем Колосом. «АВЭК» - несмотря на свои гигантские масштабы и многотысячный коллектив –  семейная компания, которая была основана отцом и сыном Борисом и Александром Фельдманом почти четверть века назад. 

- Андрей Леонидович, в Украине немало семейных компаний, но в основном они представляют сектор малого и среднего бизнеса. За счет чего АВЭКу удалось выйти за привычные рамки семейного предпринимательства?

- А привычных рамок семейного предпринимательства, которые бы ограничивали его масштаб или обороты, не существует. Например, среди представителей семейного бизнеса целый ряд всемирно известных компаний-гигантов, таких как Ford Motors, Hyundai, Samsung, IKEA. История Концерна  АВЭК начиналась  с небольшой компании, но благодаря стратегическому мышлению основателей, выросла в градообразующее предприятие Харькова. Секрет успеха АВЭК заключается в открытости. Концерн никогда   не был закрытой  компанией «для своих». Главное качество, которое привлекает собственников в сотрудниках, какую бы позицию в компании они не занимали – это инициативность и ответственность. Одно из фирменных «фельдмановских» правил – «не приходите ко мне со своими проблемами – предложите их решение».

- Вы – профессиональный топ-менеджер. В чем особенность руководства семейной компанией?.

- В случае с Концерном АВЭК главная особенность заключается в учете достаточно сильного сегмента, ориентированного на социальную ответственность компании. Для многих социальная ответственность – это обязательный раздел корпоративного сайта и не более. Для нас – это философия.

- Навязанная собственником?

- Заставить, навязать – это, возможно, самый простой путь, но точно самый неэффективный. АВЭК объединяет десятки тысяч человек, которые живут  в одном городе и знают его проблемы. И когда они видят, что с участием каждого из них та или иная проблема решается, это дает ощущение сопричастности, гордости за себя и за свою компанию.

- Но вы все-таки рассчитываете на конвертацию социальной ответственности в определенные дивиденды?

- Мы рассчитываем на конвертацию социальной ответственности в комфорт Харькова и харьковчан.  Как бы пафосно, это ни звучало, но это – действительно так. Наша цель - гармонизировать среду. Это – сверхзадача, но она выполнима. Посмотрите на проект «Feldman ecopark». Это яркий пример того, что при желании можно создать дружелюбную среду, комфортную для детей, взрослых, людей с особыми потребностями. И при этом сделать ее доступной для каждого харьковчанина. Более того, «Feldman ecopark» стал одной из визиток нашего края, который привлекает посетителей из разных уголков Украины и зарубежья. То есть область и город получили «магнит», который популяризирует Харьковщину. И в этом заслуга и собственников, и каждого сотрудника Концерна. Это – командная работа и наша командная гордость.

- Кстати сказать, говорят, что кадровая политика АВЭКа –  жесткая. При этом объем инвестиций для привлечения специалистов в команду Концерна  – достаточно внушительный. Вы предпочитаете «покупать» дорогих менеджеров, а не «учить» своих?

- Концерн АВЭК – это компания, которая умеет ценить каждого сотрудника. Возможно, это отличительная черта всех компаний, которые можно отнести к семейному бизнесу. У нас нет жестких рамок, ограничивающих возраст сотрудников. Мы никого не отправляем на пенсию и никому не отказываем в приеме на работу только потому, что у человека нет опыта. Поэтому у нас как в семье работают разные поколения людей. И межпоколенческое общение – очень продуктивно. Тем более пример, который каждый день перед глазами у каждого: на еженедельных коллегиях – Борис Яковлевич Фельдман, который отметил в этом году 80-тилетний юбилей, и Александр Фельдман-младший, котрому нет и 30 и который развивает в компании перспективное направление – электронную коммерцию.   Для нас главное – мотивация человека, его готовность учиться, в каком бы возрасте он не был.  И мы не скупимся на инвестиции в человеческий капитал. Да, у нас есть практика привлечения менеджеров, в которых мы видим потенциал. Но это не процесс купли-продажи. Мы не футбольный клуб. Тем более, трудно не согласиться с ироничным утверждением о том, что можно только сожалеть, что мы не можем покупать менеджеров по цене, которую они заслуживают, а продавать по цене, в которую они сами себя оценивают.

- Не секрет, что многие представители АВЭКовской команды участвуют в избирательной кампании в местные советы. Зачем успешному бизнесу идти во власть?

- Я не буду говорить правильные, но высокопарные слова об ответственности и желании изменить жизнь нашего города к лучшему. Об этом сегодня говорят все. Скажу только, что мы хотим сломать, увы, устойчивую отечественную  традицию, когда успешный бизнес приходит во власть и превращает ее в успешный бизнес. Для нас власть – это не бизнес, а возможность влияния на ситуацию в экономике и в социальной сфере. Мы здесь работаем, мы здесь живем и хотим быть полезными громаде.                         

aif.ua
Loading...