297

Какое будущее у нашей медицины: Сколько государство вкладывает в здоровье

Медики убеждены, что в 2017-м наше здравоохранение спасут 140 млрд грн

 

Киев, 19 октября - АиФ-Украина.

Шокирующий случай произошел в этом году в Полтавской обл. 73-летнего пенсионера из села Шкурупии «скорая» привезла в Решетиловскую районную больницу с сильными резями в желудке. Врачи при осмотре причин боли не установили, а на УЗИ у дедушки не было денег. Ночь ему разрешили провести в пункте обогрева при больнице, а утром он пешком отправился домой, преодолев 16 км. А через два дня умер, держась за живот.

 

Врачебные ошибки случаются и в других странах. Вот только у нас они происходят порой от недостаточной квалификации медиков, многие из которых лишены возможности проходить переобучение. А еще из-за того, что, даже умирая, больной по многим причинам не может положиться на врачей.

БОЛЕТЬ НЕ СТРАШНО?

Попельнянский р-н Житомирщины – тоже глубинка, как и Решетиловский р-н Полтавщины. Но там двум тысячам жителей отдаленных сел - Почуйки, Романовка, Кошляки и Ставище - чтобы попасть на прием к врачу, не надо преодолевать полтора дсятка километров. Весной в одном из этих сел, в Почуйках, открыли новую современную амбулаторию семейной медицины. Обустроили ее в старом заброшенном здании. Расходы на ремонтные работы в 7,2 млн грн взяло на себя частное сельхозпредприятие, а оборудование и технику закупили на средства местного и районного бюджетов. В амбулатории есть кабинеты семейного врача, педиатра, гинеколога и стоматолога, дневной стационар, физиотерапевтический и массажный кабинеты, лаборатория, комната для прививок и аптека. Местные жители, которые раньше к медикам ездили в райцентр, не нарадуются тому, что медицина пришла поближе к ним. Подобные амбулатории должны быть во многих селах в каждом районе. Но пока их открывают только там, где или местный бюджет позволяет, или есть заинтересованный спонсор. 

«Идея внедрения семейной медицины родилась в 1990-е годы, - говорит Владислав ОНИЩЕНКО, председатель правления Союза потребителей медицинских услуг, лекарственных средств и изделий медицинского назначения. -  Идея правильная, она приближает врача к пациенту. Нам это очень надо, поскольку процветает самолечение. Люди сами с помощью Интернета ставят себе диагнозы, сами делают назначения, а в аптеках им еще и «помогают» провизоры, заинтересованные в процентах от продажи конкретных препаратов, которые в лучшем случае могут быть просто бесполезны, а иногда и опасны. В такой ситуации кажется, что все это исправить сможет семейный врач, который, по идее, должен знать генетические заболевания всей семьи и стать как бы частью этой семьи, быть с ней на связи, советовать, как и чем лечиться. Но по плану этот врач должен обслуживать от 1 тыс. до 2,5 тыс. семей. Чем больше, тем выше у него зарплата. Так что есть сомнения в том, что такой «семейный» врач сможет быть постоянно на свыязи со всеми своими пациентами. У нас много раз менялось руководство Минздрава, каждый раз эта идея чуть-чуть освежалась, но все время она находится в стадии разработки, а заордно и внедрения».

При этом, продолжает эксперт, ответов на все вопросы, касающиеся развития семейной медицины, пока ни один состав разработчиков не дал. Например, неясно прописано, как именно можно выбирать семейного врача, и предоставляется ли вообще такой выбор или доктора просто назначают? Каковы функции семейного врача в тех амбулаториях, где он – единственный специалист?  Если взять города, то, по словам В. Онищенко, там более или менее нормально со своими функциями справлялись и участковые педиатры и терапевты. Но как раз там и созданы уже сотни амбулаторий семейной медицины. А по-настоящему проблемной медицина была и остается в селах. Но сельских амбулаторий пока что в лучшем случае несколько десятков на всю страну. К тому же во многих неперспективных селах за последние годы в рамках оптимизации закрыли много больниц и фельдшерско-акушерских пунктов. Оставшимся ни у дел узкопрофильным докторам теперь предлагают переквалифицироваться в семейных врачей. Для этого им нужно полгода изучить педиатрию, чтобы можно было лечить не только взрослых, но и детей. Но многие хорошие «взрослые» врачи боятся ответственности и не готовы становиться педиатрами. Яркая иллюстрация – карьерный зигзаг некоего хирурга из Днепропетровской обл.: когда больницу в его селе закрыли, ему предложили переквалифицироваться в семейного врача. Но он отказался, и пошел работать… комбайнером.

«Так уж у нас повелось, что каждый руководитель Минздрава – реформатор, - говорит В. Онищенко. – Но сколько можно реформировать медицину только на словах, практически ничего не просчитывая наперед, не подкрепляя будущие нововведения необходимыми средствами и кадрами? Боюсь, как бы мы с таким реформированием не угробили самое дорогое - здоровье народа, и окончательно не растеряли ценные кадры: одни уедут лечить за границу, другие переквалифицируются в комбайнеров, продавцов, охранников».

МНЕНИЕ ОЧЕРЕТЕНКО
МИНИСТРЫ С ЧИСТОГО ЛИСТА

«За 25 лет независимости Украины в кресле руководителя отрасли здравоохранения уже 20-й министр. Каждый из них по-своему видел будущее нашей медицины, что-то по-своему пытался сделать. Но, как правило, через год-полтора на его месте оказывался другой человек. И о старых наработках забывали, и начинали новые реформы. Соответственно, под них писали новые законы и постановления, которые в скором времени тоже оставались только на бумаге. Надо наконец-то не только издавать документы, но и выполнять их. И каждому новому министру понять, что точка отсчета развития украинского здравоохранения начинается не с его приходом на министерскую должность. И не мешало бы не крушить все, начиная с чистого листа. Есть еще и народные депутаты, которые принимают законы. Чтобы эти законы работали на здоровье украинцев, думаю, надо запретить тем, кто их пишет, принимает и реализовывает, самим лечиться за границей».

Валентина ОЧЕРЕТЕНКО, председатель правления Союза защиты прав пациентов «Здоровье нации»:
 
КСТАТИ
Чехи переманивают украинских медиков

В чешских больницах остро не хватает персонала – там срочно нужны около тысячи врачей и несколько тысяч медсестер. Поэтому власти страны готовят законопроект, который позволит иностранцам, в том числе и украинцам, получить разрешение на работу по упрощенной системе. Но пока этот документ в стадии разработки, многие украинские медики уже работают в чешских больницах. В больнице Карловых Вар лечебную практику уже ведут 20 украинцев. Процесс пошел.

БЮДЖЕТ МЕНЬШЕ ПОЛОВИНЫ

Ульяна Супрун стала и. о. министра здравоохранения только 2,5 мес. назад. У нее есть свои планы, как вывести здравоохранение из тупика - прозрачность при госзакупке лекарств, введение страховой медицины, децентрализация системы здравоохранения и еще много другого. Даст ли возможность осуществить задуманное бюджет 2017 года, который сейчас находится в стадии обсуждения?

Общие расходы бюджета-2017 на систему здравоохранения в Украине составляют 62 млрд грн, что на 4,8 млрд грн больше, чем было заложено в прошлогоднем бюджете. При этом на аппарат Минздрава планируют выделить 14,47 млрд грн (23,3% от общей суммы). Местные бюджеты получат около 47,47 млрд грн (76,6%) субвенций, в 2016 году «на места» передали 44,6 млрд грн, а в 2015 - 46,4 млрд грн. На закупку лекарств и медизделий потратят 156,8 млн грн, из них 137,99 млн грн направят на закупку препаратов и товаров медназначения для обеспечения скорой медицинской помощи.

Этот проект бюджета многие раскритиковали. «Бюджет совершенно не реформаторский, он ужасен для системы здравоохранения, - считает Олег МУСИЙ, народный депутат Украины, экс-министр здравоохранения. - Его не хватит ни на реформу, ни даже на то, чтобы медицину сохранить в существующем состоянии. На 2017 год в проекте 62 млрд грн, что на 4,8 млрд больше, чем в нынешнем году, а по логике должно быть примерно на 15 млрд больше. Ведь общая цифра бюджета выросла на 17%, а затраты на здравоохранение – лишь на 6%, что говорит о том, что охрана здоровья украинцев не является приоритетом нынешней власти».

Экс-министр также рассказал, что комитет Верховной Рады по охране здоровья коллективно не поддержал этот проект бюджета, и подал на рассмотрение свое видение того, каким он должен быть. В нем сумма финансирования медицины должна быть увеличена до 140 млрд грн! О. Мусий убежден, что этой суммы хватит на функционирование системы и на небольшое развитие. Только с такой суммой можно будет говорить о начале реальных реформ. А что касается заявлений о внедрении страховой медицины в 2017 году, то, по мнению О.Мусия, это нерально. Во-первых, ввести страховую медицину за один год в принципе невозможно, а во-вторых, Верховная Рада пока не приняла закон о медицинском страховании, которое должно регулироваться законодательными актами, а не желаниями чиновников.

Остается только надеяться на то, что депутаты услышат своих колелег, компетентных в медицине, и не поскупятся, распределяя деньги. Ведь когда-то же должен наступить переломный момент в здравоохранении.

В ТЕМУ

Ольга СТЕФАНИШИНА, исполнительный директор благотворительного фонда «Пациенты Украины»:

«В Украине действует несколько госпрограмм, финансирование которых идет из госбюджета. Они касаются тяжелых заболеваний - онкология, гепатит, СПИД, туберкулез. Закупки лекарств по этим программам осуществляет Минздрав. Они постоянно сопровождаются тремя проблемами. Первая – это недофинансирование. Вообще-то в среднем на каждого заболевшего государство выделяет средства, которые позволяют оплатить 50% стоимости препаратов. Но на практике так не выходит. Хуже всего обстоят дела с программой по гепатиту. В 2017 году она будет оплачена из бюджета всего на 10%. Но есть и позитив: Минфин добавил, по сравнению с прошлым годом, 2 млрд грн на эти программы. Это существенно увеличить финансирование закупок лекарств от СПИДа, туберкулеза и тех, которые необходимы при детской онкологии. Если этот бюджет утвердят, то онкопрепараты для детей впервые будут профинансирована на 100%.

Вторая проблема – Минздрав уже третий год сильно опаздывает с закупками лекарств. В 2014 году тендеры начались очень поздно, и с этого графика запаздывания мы не можем выбраться до сих пор. Только на днях был подписан первый контракт на закупки 2016 года, хотя это должно было произойти после Нового года, в январе!

Третья проблема – часто полученные по госзакупкам лекарства врачи в больницах перепродают. Чтобы бороться с этим, все больницы необходимо обязать публиковать остатки препаратов. У нас в Одессе уже есть такой проект. И если вы зайдете на сайт liky.odessa.ua, наберете интересующее вас лечебное учреждение, можете ознакомиться со статистикой наличия в нем медпрепаратов. В ближайшее время к этой системе подключится Ровенская обл. А вообще-то мы планируем подключить к этой электронной базе учета все больницы страны. Однако принимать решение в каждой области должно руководство на местах. Вызовет губернатор главврачей, стукнет по столу – и система заработает. Ведь сейчас практически каждый пациент стационара в Украине покупает, как минимум, бинт и вату. Но по факту в любой больнице есть километры бинтов и килограммы ваты. Но, к сожалению, врачи привыкли на этом зарабатывать».

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ЯМА

Эксперты агентства Bloomberg, составляя ежегодные рейтинги эффективности здравоохранения, в список из 55 претендентов не включают Украину. Эксперты считают, что самым важным показателем эффективности здоровья является продолжительность жизни, которая у нас еще пять лет назад составляла всего лишь 68 лет, и только в 2015-м достигла уровня в 70,4 лет. Лидером в рейтинге оказался Гонконг с показателем продолжительности жизни 83,48 года. В десятку лучших вошли Сингапур, Испания, Южная Корея, Япония, Италия, Израиль, Чили и Австралия. Заключительное, 55 место, досталось России, где средняя продолжительность жизни составила 71,22 года.  

«Сейчас украинцы практически достигли демографической «ямы», - считает Александр ГЛАДУН, замдиректора Института демографии и социальных исследований имени М. Птухи. - То, что происходит с демографией в нашей стране сейчас, было заложено еще в СССР в прошлом столетии. Тогла был огромный процент смертности. Потом – гражданская война, коллективизация, голодомор, Вторая мировая...  Смертность повысилась, рождаемость упала. Есть такой демографический закон: если часть людей, которые могли бы родиться в какой-то период, но в силу войн, кризисов и т.д. не родились, то количество тех, кто должен родиться через 20 лет, соответственно будет меньше. В 90-е годы Украина как раз вошла в период самой низкой рождаемости в Европе».

И это значительно влияет на среднюю продолжительность жизни. Кроме того, оказывают влияние еще и такие факторы, как состояние здравоохранения, экономическая ситуация, в последние годы в нашем случае – еще и конфликтная ситцуация на востоке страны.

По данным Госслужбы статистики Украины самая вымирающая - Днепропетровская обл. За январь-июль 2016 года тут родилось 14 738 человек, а умерли – 27 055. На втором месте Харьковщина: родился 11 291 человек, а умерли — 21 844.

На третьем - Донецкая обл.:  родились 9137 человек, умерли – 18 779 человек. В Запорожской обл. родились 7569 человек, умерли – 14 537. А замыкает пятерку Полтавщина: родились 6072 человек, умерли 12 540 человек.

Из всех регионов прирост населения наблюдается только в столице, где с января по июль 2016 года родились 17 387 человек, а умерли 15 466 человека.

Алиса СВЕТЛАКОВА, Алина ВЕТРОВА

aif.ua
Loading...