aif.ru counter
85

Контрмонополия: какую роль выполняет в Украине Антимонопольный комитет?

Какую роль выполняет АМКУ – регулятора рынка или политического инструмента? Об этом - в нашем материале.

Захват монополистами рынков бьет по карману всех и каждого. Так, рост цен на бензин или дизель делает беднее не только автомобилистов: стоимость топлива заложена в цену любого товара. Отлаженная и четкая работа Антимонопольного комитета должна защищать нас от любого сговора, поддерживать конкурентные условия для бизнеса. Но, к сожалению, со своими задачами АМКУ справляется далеко не всегда.

Дело о сканерах

14 июня 2018 г. Кабинет Министров поручил Государственной аудиторской службе провести аудит Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) по фактам задержки процедур госзакупок. До этого премьер-министр Владимир Гройсман заявил, что обеспокоен неэффективной работой Комитета.

«Я считаю, что их деятельность по блокированию публичных тендеров в стране несет жесткие признаки коррупционности и угрозы развитию государства», – подчеркнул премьер.

Впрочем, история началась еще осенью 2017 г. Тогда, 22 сентября, на заседании Верховной Рады во время часа вопросов к правительству Гройсман заявил, что поднимет вопрос об увольнении главы АМКУ Юрия Терентьева, если подтвердится, что отмена АМКУ тендера по закупке сканеров для таможни была результатом заговора.

«Нам нужно новое оборудование на таможню. Мы должны делать «рентген» на всех границах нашего государства, чтобы понимать, какие товары и по каким ценам попадают в страну.  Госфискальная служба объявила тендер на проведение закупок сканеров. Так вдумайтесь, Антимонопольный комитет вообще отменил этот тендер», – возмутился премьер, назвав это «преступлением против государства, против поступлений в государственный бюджет».

«Я бы очень хотел, чтобы те, кто причастны к коррупции (в АМКУ. – Ред.), понесли ответственность перед законом. Это очень важно. На них сейчас влиять невозможно, у них нет ни стыда, ни совести. Они выполняют исключительно свои меркантильные задачи, и я им этого не прощу», – подчеркнул премьер в ноябре 2017 г. на международном саммите мэров.

Щит оправданий

Однако Терентьев до сих пор во главе АМКУ. Правда, в ответ на новые обвинения Кабмина в АМКУ вынуждены были признать «значительное увеличение» количества жалоб по поводу тендеров. Но заверили, что рассматривают обращения недовольных в «сверхкороткие сроки» - за 15 рабочих дней.

По версии АМКУ, главная причина задержки процедур госзакупок - несовершенное законодательство. И уже 15 июня ведомство заявило о насущной необходимости внести изменения в закон «О публичных закупках».

«Большинство негативных явлений, которые сегодня вызывают беспокойство не только со стороны государственных органов, но и со стороны общественности и бизнеса, могут быть решены только через системное совершенствование законодательства о публичных закупках и внедрение лучших закупочных практик», – подчеркивается в сообщении пресс-службы АМКУ.

Почему не Prozorro?

При этом, 2 июля АМКУ разблокировал тендер Госфискальной службы по закупке сканеров для таможни общей стоимостью 1,3 млрд грн. Коллегия АМКУ допустила к участию в тендере всех поставщиков, отобранных ГФС на конкурс в системе ProZorro. При этом, PrоZorro работает с 30 августа 2017 г. – это система риск-индикаторов, позволяющая автоматически выявлять сделки, в которых проявляется нарушение норм и принципов закона «О публичных закупках». Среди критериев, которые отслеживает система: аномальная экономия, работа поставщика с одним заказчиком, чрезмерно большое количество лотов в одной закупке и другие.

Но, даже несмотря на PrоZorro, специалисты не исключают возможности сговора участников торгов. В этот момент определяющей становится роль АМКУ, контролера действий заказчика процедуры закупки.

По словам специалиста Одесского областного теруправления Антимонопольного комитета Украины Алексей Яковлева АМКУ принимает во внимание любые виды взаимодействия между субъектами хозяйствования, как формальные, так и неформальные. Это могут быть письменные договоры (поставки, совместная деятельность), обмен стратегической информацией, переговоры (протоколы, меморандумы), «джентльменские» неформальные договоренности, синхронное рыночное поведение и прочее.

«Преступление начинается с момента подготовки. Поэтому даже если участник сговора не выиграл или его предложение было отклонено, он совершил преступление, и мы будем с этим разбираться даже через один-два года», - обещает Яковлев.

За совершение антиконкурентных согласованных действий при проведении публичных закупок предусмотрен штраф до 10% дохода (выручки) от реализации товаров (работ, услуг) за последний отчетный год. Кроме того, согласно закону «О публичных закупках», участника сговора могут лишить права принимать участие в публичных закупках в течение трех лет.

Слабое звено

Правда, подключение АМКУ к процессу проведения тендера тоже не гарантирует его прозрачности.

«У ГПУ к АМКУ еще в 2017 г. было немало вопросов. Это – покрытие бизнес-сделок, корпоративные заговоры. Давно было понимание того, что АМКУ нарушает закон. В этой структуре не просто закрывали глаза на злоупотребления, но создали условия для сделок, связанных со сферой национальной безопасности», - отмечает политический эксперт Тарас Чорновил.

Однако не все «грехи» можно «списать» на АМКУ. Специалисты подчеркивают, что неутешительная статистика удовлетворения жалоб участников тендеров имеет и другие причины.

«Наиболее распространенными основаниями для отклонения требований участников тендера является допущение ошибок при составлении жалобы, недостаточная обоснованность оспариваемых фактов и неподготовленность самого жалобщика отстаивать свои интересы, - отмечает юрист «Центра конфликтологии и права» Артем Бондаренко. - Предприниматели рассчитывают, что, заплатив взнос за рассмотрение своего вопроса, автоматически получат голос Комитета, он примет их сторону. Однако это ошибочное убеждение. Лишь тот факт, что участник считает решение заказчика торгов несправедливым, не является аргументом».

Юрист отмечает, что для успеха в тендере нужно, чтобы оценкой тендерной документации, подготовкой предложения, участием в аукционе, обжалованием решений и результатов конкурса занимался специалист в области публичных закупок. Если участник серьезно настроен стать победителем торгов, без помощи юриста его шансы уменьшаются.

Однако, и государство обязано «держать на особом карандаше» тендеры, влияющие на нацбезопасность, чего часто не делает. И неясно, почему при столь неудовлетворительной работе АМКУ взбадривают угрозой аудита лишь время от времени? Может, Кабмину просто удобнее иметь «карманный» инструмент влияния на крупный бизнес, а не честные тендеры и антимонопольные условия рынка?

АМКУ

Кстати

За последние четыре года количество прекращенных АМКУ нарушений снизилось почти вдвое: если в 2014 г. ведомство остановило около 5,3 тыс. нарушений, в 2017-м – только 2,4 тыс. При этом, Антимонопольный комитет значительно сократил количество выездных проверок. В прошлом году их было 76, в 2014-м – 217, а в 2016-м – 118. Однако общая сумма наложенных штрафов возросла, а соответственно, вырос и экономический эффект деятельности Антимонопольного комитета (в 2015 г. он составил 929 млн грн, а в 2017-м – 2,6 млрд грн).

Компетентно

Бесправный и зависимый

- АМКУ в Украине так и не стал серьезным инструментом рынка, как, к примеру, в США.  Там это орган, позволяющий «разруливать» проблемы монополии рынков. Дело в том, что в США у подобного органа есть полномочия и права следственной деятельности. При этом, он почти никому не подчиняется, является независимым. Он может серьезно наказать корпорацию. Так случилось с компанией Рокфеллера, когда ее разделили на части и продали. У нас подобного не происходит, ведь пока АМКУ – это всего лишь политическая структура. Да, Антимонопольный комитет применяет необходимые меры, когда это нужно. Но он не работает отлажено в отношении рынков, которые были монополизированы, и где нужно было бы вмешательство. Даже если посмотреть на расследования, которые проводились на рынке нефтепродуктов, мобильной связи, и на количество вынесенных штрафов и взысканий, то четко видно: взыскания и штрафы минимальны. Начинаются судебные процессы, потом апелляция, после – процесс затягивается. И, в итоге, никто ничего не платит. Если изменить законодательство, это позволило бы АМКУ действовать более напористо, жестко. С другой стороны, стоило бы заменить людей в комитете: избрать более независимых, возможно, не из Украины.

Олег Гавриш, эксперт по вопросам экономики                                                                                                            

Ирина Ванда

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/aif_ukraine

.

aif.ua
Loading...