aif.ru counter
469

Кто в доме хозяин

Борис Филатов о продолжении децентрализации, черном пиаре и «карманных армиях»

«Децентрализация – это, в первую очередь, деньги для регионов. Если сравнить нынешнюю ситуацию с 2014 г., доходы местных бюджетов выросли в 2-2,5 раза. А раз появилось больше денег – за них можно решить больше задач», - начинает беседу с нами мэр Днепра Борис Филатов.

МАЛО ПОЛНОМОЧИЙ

- Борис Альбертович, децентрализацию называют одной из самых успешных реформ последних четырех лет. Вы тоже так считаете?

- Если бы децентрализации не было, вообще бы все рухнуло. За время независимости в стране накопились колоссальные проблемы, но никто ними не занимался, ни при каких властях. Сейчас на решение этих проблем – строительство мостов, путепроводов, коллекторов - нужны миллиарды. Например, в Днепре на жилмассиве Фрунзенский еще со времен СССР нет ливневой канализации, и, чтобы ее построить, необходимы огромные деньги.

- Вас удовлетворяет ход децентрализации в целом?

- Если говорить о полномочиях, по большому счету, децентрализация - это пока иллюзия. Во-первых, она сейчас больше финансовая. Во-вторых, все происходит по принципу «сегодня дали деньги – завтра забрали». Перед принятием каждого госбюджета возникают какие-то «истории», нам вставляют палки в колеса, собираются чиновники, депутаты и меняют механизмы. К примеру, «перепроцентовка» реверсной дотации (механизм выравнивания доходов между богатыми и бедными регионами) - кто богаче, того и грабят. В этом году все прошло более-менее нормально. А вот раньше был такой случай: Днепру хотели ее пересчитать, из-за чего мы потеряли бы 2 млрд грн. И так каждый год, на 1-3 млрд пытаются урезать бюджет города.

- Как избежать подобных ситуаций?

- Нужно принять Кодекс о местном самоуправлении, Муниципальный кодекс, законодательно закрепить права городов, чтобы распределение средств не зависело от «настроения» чиновников – когда оно хорошее, городу дают деньги, когда плохое, субвенции и дотации перераспределяются. В итоге, децентрализация вроде бы есть, а денег по-прежнему мало.

- Это – инструмент политического влияния?

- Нет, это не политическое влияние. Бюджет является предметом торга: армия и другие важные бюджетные сферы требуют столько-то, местное самоуправление – столько-то. Перед принятием каждого бюджета есть проблемы – МВФ, цена на газ. Так давайте, условно, «ограбим» самого богатого или того, что меньше других возмущается. Правда, сейчас есть Ассоциация городов, все мэры объединились, наш голос слышат. Но ситуация в целом ненормальна, «правила игры» нужно сменить и закрепить это юридически. А пока что делают лоббисты? Бюджет принимают, но потом, к примеру, какие-то деятели «продавливают» занесение в него и в Налоговый кодекс правки (буквально двух слов), по которой «Укрзализныця» получает льготу на землю. По этой льготе не самая бедная в Украине организация в прошлом году не доплатила бюджету Днепра 150 млн грн. Возник скандал – все выяснилось уже после принятия бюджета.

КТО «ДЕВУШКУ ТАНЦУЕТ»?

- Что должен урегулировать Кодекс о местном самоуправлении?

- Во-первых, все бюджетные показатели, распределение прав между центральной властью и местным самоуправлением, чтобы была понятная схема. Необходимо также, чтобы нам отдали администрирование всех местных налогов: налоговая не хочет их администрировать, а у нас нет для этого инструментария. У себя в Днепре мы создали Управление доходами, занимающееся инвентаризацией земли, легализацией зарплат, учетом собственности. И за год дополнительно собрали в бюджет около 150 млн грн - по сути, аматорским способом, только за счет аналитики и писем в ГФС. Если бы у нас были на это полномочия, собираемость налогов и сборов резко возросла бы. Кроме того, в ведении территориальных общин должны быть кадастры.

Во всем мире за вопросы, возникающие в городе или другой административной единице (от общественной безопасности до инфраструктуры) отвечают те, кто занимает выборные должности – губернаторы, мэры.  Государство занимается обороной, внешней политикой, экономикой, также инфраструктурой, здравоохранением. А в США у мэра есть даже право на трехдневный арест правонарушителей! Один конгрессмен, бывший ранее мэром, мне как-то рассказал, что арестовал жителя города, сбрасывавшего в озеро отходы через канализацию. Потом дело передали в прокуратуру и суд.

- Но для этого в подчинении у местной власти должна быть полиция…

- Да. Но, конечно же, не жандармерия или финансовая полиция, а муниципальная гвардия, которая «гоняется» за пьяницами или штрафует нарушителей на парковках.

- В Украине такие подразделения существуют?

- Они должны быть переподчинены, выделены из состава Нацполиции. Я не знаю, как в других городах, но в Днепре мы ежегодно платим полиции субвенцию, это немалые деньги, по 50 млн грн - ремонтируем автомобили, покупаем топливо, компьютеры в РОВД. А что делать, они приходят, просят помочь – отказать мы не можем. Но это ненормально – мы их финансируем, однако влияния не имеем.

- А не приведет ли это к созданию «карманных армий»?

- Об этом и речи нет, совсем не стремлюсь быть «феодальным бароном». Назначение начальника полиции может происходить по представлению местного самоуправления, чтобы министр МВД одобрил его после служебной проверки. Или, наоборот, МВД может назначать главу полиции, который будет подотчетен местному самоуправлению, и отчитываться раз в квартал. Есть разные варианты.

- Почему децентрализация ограничилась финансовыми моментами, да и то - в «ручном режиме»?

- По полиции ситуация оправдана: существует угроза сепаратизма. Представляете, если бы в 2014г. у мэров-«оборотней» в ОРДЛО были вооруженные полицейские отряды? Я не говорю, что муниципальную полицию нужно создать уже завтра: это тренд, его необходимо обсуждать. А у нас как? Мэры, финансирующие полицию, все равно на нее влияют – тут позвонил, там попросил… Но это нужно законодательно урегулировать! И мое выступление на форуме, на котором Петра Порошенко выдвинули баллотироваться на новый президентский срок, было связано именно с этим. Вопрос давно назрел.

ВО ВСЕУСЛЫШАНИЕ

- Вас не раздражает, что за это выступление нужно оправдываться?

-  Да пусть «комментаторы» в Facebook пишут, что хотят! Кое-кто, вместо того, чтобы обсуждать базовые, программные вещи, начал гадать, «продался» ли Филатов, что по этому поводу подумали Коломойский и Корбан. У нас же обсуждают не идеи, а персоналии. Такое впечатление, что люди живут сплетнями и перемыванием костей. Я к этому отношусь философски.

- Тем не менее, в Facebook вы на обвинения ответили…

- А как иначе? Мое дело - озвучить свои мысли, в том числе и на форуме. Для этого я и с журналистами общаюсь: мои идеи попадают в медиа-мониторинг, их начинают обсуждать. Хочу подготовить большой материал, подробно описать все это с цифрами, выкладками.

С другой стороны, я встречаюсь с директорами школ, руководителями ОСМД и говорю им: «Если мне дадут возможность юридически, я вам отдам деньги, чтобы вы ко мне даже не ходили». Ведь ко мне приходят с просьбами построить детскую площадку. Но такое «строительство» не может быть задачей мэра миллионного города! Я обязан заниматься мостами, инфраструктурой, вопросами, связанными с трудовой миграцией, защитой прав граждан. И нужно, чтобы у каждой мелкой территориальной единицы - поселка, жилмассива были свои деньги, тогда они сами смогут строить площадки. Должны быть выборные главы общин, получающие из городского бюджета, к примеру, по 3 млн грн в год. На эти деньги они могут высаживать цветы и красить подъезды. А город будет заниматься дорогами, водопроводом, капремонтами, транспортом. Но никто об этом не думает. Поэтому так важно вынести эти вопросы на повестку дня.

Логика у меня такая: Петр Алексеевич вместе с Гройсманом, условно говоря, сделали децентрализацию, но она не доведена до конца, ее нужно юридически закрепить. Мы, как мэры, обязаны ее продолжить. Госбюджет выделил нам деньги – так давайте спустим их вниз, людям. Не хочу, чтобы директора школ ходили в гуманитарный департамент за партами и карандашами. Деньги на это нужно раздать школам, и пусть сами покупают, что им больше требуется. Тогда и  люди будут довольны, перестанут говорить, что чиновники все воруют. Я предлагаю делегировать полномочия «вниз», но для этого нет никакого механизма. Поэтому и пошел на форум, чтобы меня все услышали.

- Кто из политиков может осуществить ваши планы?

- Сейчас все кандидаты на время «полюбили» местное самоуправление. Но ни у кого из них нет четких предложений, как его усовершенствовать, хоть многие кандидаты в политике - довольно давно. А президент эту историю запустил, и, думаю, будет развивать и дальше. Другие только подхватили тренд.