aif.ru counter
328

Предвыборные игры

Владимир Фесенко – об отстранении и.о. министра здравоохранения и рейтингах кандидатов в президенты

«Реформы у нас зависят от персоналий. Одна из проблем украинских реформ - в дефиците реформаторов. Поэтому и пришлось привлекать иностранцев. К своим реформаторам доверия было меньше», - начинает беседу с нами глава правления Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко.

ДРУЗЬЯ И ВРАГИ

- Владимир Вячеславович, почему возникла попытка отстранения Ульяны Супрун?

- Минздрав давно, еще со времен Януковича и раньше – очень конфликтное министерство. Медреформа вызвала усиление этой борьбы. С одной стороны, идет борьба, касающаяся рынка лекарств. Но возникла проблема и из-за реорганизации структуры министерства, перераспределения финансовых потоков. Третье конфликтное направление: Супрун попыталась поменять некоторых руководителей специализированных клиник или медуниверситетов. Очень многие против нее, от Тодурова и Амосовой до Глузмана. А сторонники либеральной модели здравоохранения ее поддерживают.

Любая реформа неизбежно вызывает конфликт интересов, и Супрун сконцентрировала на себе эти противоречия. Я даже не знаю, есть ли в правительстве другой такой министр, вокруг которого бы возникла такая поляризация: одни за нее, считая, что она - чуть ли не единственный реформатор, а другие категорически против. В свое время такое же отношение было и к Юлии Тимошенко. Сейчас эти страсти сохраняются, но накал меньше.

- А как вы оцениваете работу Супрун?

- Я не склонен упрощать: либо черное, либо белое. У Супрун были явные просчеты и ошибки. Знаю, что некоторые члены Кабмина критично оценивают ее деятельность. Но она многое сделала для продвижения реформ. Среди тех, кто против Супрун, сейчас очень активен Ляшко.

ПРОДУМАННАЯ АТАКА

- Это – предвыборный политпиар?

- Пиар здесь, конечно, есть. Но главный мотив связан, думаю, с тем, что идеологически Ляшко - скорее противник либеральных реформ. Он сторонник того, что называют популизмом, приверженец «нестандартных» социальных решений, с акцентом на соцзащиту. А поскольку реформа Супрун увеличивает долю платных медуслуг, для него она – идеологический противник. Среди избирателей Ляшко много тех, кто не принимает ее реформы. Ляшко это хорошо понимает, уловив, что атака на Супрун может ему быть выгодна в контексте избирательной кампании.

- Какие еще цели при этом достигаются?

- Это – очень громкий информповод. Поэтому сознательная атака на Супрун со стороны Ляшко –удачное политическое позиционирование, приносящее предвыборные дивиденды.

- Некоторые эксперты считают, что это может быть выгодно и президенту. Вы согласны?

- Сложно сказать. Первым Супрун поддержал премьер-министр. Владимир Гройсман уже давно среди тех, кто активно ее защищает. Думаю, что здесь дело не только в Супрун. Думаю, что Гройсман за нее не только из-за их хороших отношений, но и защищая медреформу. Ведь премьер очень заботится о своем имидже реформатора. Он многое на это поставил.

По президенту: однозначной информации о том, что отстранение Супрун на руку Порошенко, нет. Напомню, что Супрун выдвигали от БПП.

- И с подачи «западного обкома»?

- Да. Когда еще Ложкин возглавлял АП, Порошенко поддержал эксперимент с иностранцами в правительстве, сам некоторых продвигал. И Супрун вначале относили к его команде. Возможно (не знаю об этом точно), хорошие партнерские отношения между Супрун и Гройсманом стали вызывать подозрения у части президентской команды. С другой стороны, у президента поддерживают медреформу. И когда возникла эта ситуация с судом, Порошенко тоже поддержал Супрун, хоть и не так быстро, как Гройсман. Так что я не вполне поддерживаю версию о заинтересованности президента в ее отстранении. Скорее, часть команды Порошенко может играть против Супрун – идет борьба за рынок.

- И чем это все закончится?

- Скорее всего, она пока останется руководить министерством – ее сменить очень сложно. Есть информация, что ее хотят официально сделать министром. Но хватит ли на это голосов в парламенте?

ВОЙНА РЕЙТИНГОВ

- Вы пишете в Facebook, что «политическое кредо Порошенко – меркантильный патриотизм». Это касается дела Супрун?

- Не совсем. Но претензии к Петру Алексеевичу есть, многие в бизнесе его критикуют. Однако, когда речь идет о выборе между Тимошенко, Порошенко и Зеленским, многие готовы поддержать Порошенко – просто потому, что они поддерживают либеральные реформы, приватизацию земли или ту же медреформу. Это такое, я бы сказал, внутреннее противоречие в политической позиции Порошенко. Он искренний патриот и сторонник реформ, но остается бизнесменом, пытается зарабатывать, даже и на некоторых реформах. Об этом много говорили, та же Тимошенко, - что близкие к президенту структуры могли зарабатывать на санации или ликвидации банков. И в других сферах его критиковали. Но это – слишком деликатная сфера, я не занимаюсь журналистскими расследованиями, поэтому ничего не знаю об интересах Порошенко или его команды в медицинской сфере. Однако слабое место Порошенко в том, что он сочетает в себе статус главы государства и крупного бизнесмена.

- Сейчас многие соцопросы демонстрируют рост рейтингов Порошенко и Зеленского…

- Я вообще не оцениваю рейтинги. Нужно знать, какая компания их делает, какова ее репутация, с кем она связана, кто заказчик. Да, крупные социологические центры не занимаются прямой фальсификацией. Но могут быть разные хитрости: выборка, порядок вопросов, их формулировка. Это может влиять на ответы, в том числе, и на рейтинги. К примеру, вначале могут идти вопросы, формирующих позитивный имидж того или иного кандидата, а потом уже – список самих кандидатов. Это может завысить и занизить рейтинг, как и критические вопросы по одному из кандидатов. Могут быть и некоторые перекосы по выборке. Это очень тонкий вопрос.

Насколько я знаю, у ведущих центров - у КМИСа, Центра Разумкова, «Социса» - есть различия в методике формирования выборки. Недавно в одном из опросов Порошенко оказался на втором месте, а Тимошенко на третьем, а в параллельном опросе – наоборот. В первом случае опрос проводили три социологических центра, но представлял его один. Есть сведения, что выборка двух других учитывалась не полностью – но это не официальные данные, я не могу их подтвердить. Я принимал участие в круглом столе по этому опросу, и прямо сказал социологам, что на будущее желательно знать, кто организатор опроса, составитель анкеты, кто сколько респондентов опрашивает. Связи соццентров с политиками могут вызывать подозрения. Но, увы, «война рейтингов» идет: появляются опросы, проведенные неизвестными социологическими центрами, и результаты у них – очень странные. Общество должно это понимать и как-то реагировать.

КОЗЫРИ В РУКАВЕ

- Что можете сказать о «феномене Зеленского»?

- Все опросы в январе показали скачок рейтинга Зеленского, он вырвался на первое место.

- Почему?

- Есть несколько причин. С одной стороны, «гиперактивная» кампания, начиная с его скандального выдвижения вместо новогоднего поздравления президента, обсуждаемого всю праздничную неделю. И потом почти каждую неделю появлялись громкие информповоды – программа, которую он писал вместе со своими сторонниками, другие. Даже скандал по поводу его бизнеса в РФ сработал на него – из-за вирусного эффекта.

Но главный фактор, который и привел к скачкообразному росту рейтинга – Зеленский консолидировал вокруг себя протестный электорат. Причем, протестный не против президента, а против всех политиков – это разочарованные избиратели. Этому способствовал фильм «Слуга народа», сформировавший миф о том, что президентом может стать человек из народа. Многие сторонники Зеленского поддерживают не его, а сюжет фильма.

- И что же дальше?

- Время покажет. Президент играет на эмоции страха, «или я, или катастрофа». А у Зеленского, наоборот, позитив – его команда тонко обыгрывает настроения избирателей. Одна из причин успеха такой тактики - то, что общество сейчас в невротическом состоянии.

Но слабое его место – среди его избирателей преобладает молодежь, много аполитичных людей, а они неохотно ходят на выборы. А среди сторонников Тимошенко много людей в возрасте 50+, зато они это более мобилизованный и устойчивый электорат.

- Какие «козыри из рукава» могут достать эти кандидаты ближе к выборам?

- Если говорить о Зеленском, все зависит от того, как его команда этот «козырь» сформирует: как мобилизовать избирателей?

- Можно пойти по пути Трампа, применив вирусный интернет-маркетинг…

- Да, но как это сработает, не знаю. И нужно будет искать людей для защиты его интересов в избирательных комиссиях

- А что по поводу других кандидатов?

-  У меня подозрение, что со стороны президента попытаются использовать против конкурентов выброс компромата прямо перед голосованием - чтобы это было сложно опровергнуть, но сильно било по эмоциям. Против Тимошенко сейчас явно пытаются использовать тему Гандзюк, хотя к этому причастен местный клан чиновников и бизнесменов, для которых партийность не имеет значения. Для Тимошенко принципиально, удастся ли ее команде нейтрализовать технологию подкупа на выборах.

Ирина ВАНДА