aif.ru counter
376

«В зоне эксперимента»

Алексей Кучеренко – о решении правительства повысить цену на газ и «задабривании» украинцев

«Повышение цены на газ для населения – это, без сомнения, вынужденная мера. Более того, любой думающий гражданин должен сейчас, после того, как это произошло, задаться вопросом: это результат плановых реформ или решение, принятое из-за «шантажа» МВФ?», - начинает беседу с нами экс-министр по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Украины, народный депутат Верховной Рады  III, V и VI созывов, глава «Союза собственников жилья Украины» Алексей Кучеренко.

ТЯНУЛИ ДО ПОСЛЕДНЕГО

- Алексей Юрьевич,  а вы как считаете – если повышение цены на газ плановое, почему его не провели раньше, весной или летом, как это обычно делали?

- Правительство само себя загнало в тупик. Если это плановое повышение, пять раз переносить действие постановления правительства №187 (о повышении цены на газ. – Ред.), и при этом придумывать всякие сказки - это же бред чистейшей воды! Это как «резать хвост собаке по кускам», каждый раз откладывая решение на две-три недели… Считаю, что такие события демонстрируют «антиуправление» Кабмина.

- Похоже, в правительстве надеялись: МВФ сделает шаг назад, пойдет на уступки…

- Да. Они тянули до последнего, пытаясь как-то обмануть МВФ. Но руководство Фонда, уже имея горький опыт общения с нашим правительством, решило: в этот раз не дадут обмануть себя очередным меморандумом, все нужные им изменения должны быть отражены в госбюджете-2019. И пока они не увидят принятый бюджет, источники погашения и обслуживания долгов, финансовый план, вообще дальше с нами говорить не будут. В итоге Гройсман (премьер-министр Украины Владимир Гройсман. – Ред.) понял, что происходящее – это уже не винницкий базар. Ему пришлось пойти на крайне нежелательное для него повышение цены на газ для населения.

НОВЫЙ НАЛОГ

- Какие сложности и кому несет это решение?

- Мэры всех городов, все руководители теплокоммунэнерго – абсолютно все в шоке. Им ведь теперь нужно проделать колоссальный объем работы! Да, к тому же, еще нужно пересматривать тарифы на тепло. Ведь новая программа поддержки экономической политики Украины будет утверждена только после окончательного пересмотра тарифов на отопление в соответствии с повышением цены на газ. Такое решение принял Совет директоров МВФ. При этом, для части городов повышение тарифов на тепло – это решение НКРЭ КУ (Нацкомиссии по госрегулированию в сферах энергетики и коммунальных услуг. – Ред.), а другим придется провести сессии городских советов. И в каждом городе будет своя политизация этого вопроса.

- Вы говорите о проблемах у теплокоммунэнерго. В чем они будут состоять?

- С 1 ноября начинает действовать новая цена на газ для теплокоммунэнерго, а у них тарифов-то нет. И они «уйдут» в долги. А кто потом будет покрывать эту разницу?

- А что это решение означает для потребителей?

- Правительство развенчало свой собственный миф. Они же все время рассказывали, что существует какая-то «экономически обоснованная цена» на газ для населения. Доказывали это в суде два с половиной года. А теперь показали, что это - политическое решение. Нет никакого экономического обоснования для того, чтобы взвинчивать цену на газ на 60%, как требует МВФ и даже для того, чтобы повышать ее на 23%, как это утвердил Кабмин. Так что повышение цены на газ – это образец несистемного, хаотического, спонтанного решения. Это – политическая цена. Газ, тем самым, стал дополнительным налогом для всех украинцев, «акцизом» с целью пополнения бюджета, потому что наша экономика не растет.

- Лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко говорит, что цену на газ и тарифы на тепло можно снизить минимум вдвое. За счет чего?

- Я не хочу дискутировать на тему, низкая или высокая цена на газ будет. Но это повышение точно не сопровождается необходимыми мерами - ни в плане учета, ни в плане модернизации коммунальной инфраструктуры (котлов, сетей, утепления домов), регулирования потребления, льготного кредитования. И адекватным ростом доходов оно тоже не сопровождается. Ничего этого нет. 

Думаю, Юлия Владимировна убеждена: любое «телодвижение» правительства в отношении тарифов и цены газа должно быть законным. У меня лично нет сомнений, что сейчас все происходящее в энергетике, газовом, тепловом ценообразовании давно вышло за рамки правового поля. Если внимательно проанализировать газовый баланс Украины, потребление газа собственной добычи, его можно сбалансировать без участия МВФ. Это – наш внутренний вопрос. Украинского газа хватает на нужды теплокоммунэнерго. Там другая арифметика, этот сегмент рынка может регулироваться с теми ценами, о которых говорит Юлия Владимировна. Но для этого должны быть, в первую очередь, реструктуризированы наши взаимоотношения с кредиторами: условно говоря, нужен новый, другой меморандум с МВФ. Это - не только экономический, но и политический вопрос.

ОПЕРАЦИЯ «КОМПЕНСАЦИЯ»

- Взамен МВФ обещает нам новую программу финансирования, объемом 3,9 млрд грн. Но это – новые долги. Значит, тарифы в будущем снова вырастут?

- МВФ будет настаивать на своем – повышение цены газа до уровня цен для промышленности - они этого и не скрывают. А Гройсман обещает, что тарифы не вырастут, но это просто попытка максимально сохранить свой рейтинг для будущих политических баталий, а не слово премьера. Он же полтора года назад уже говорил, что повышения цен на газ никогда не будет. А пока премьер заявил, что в течение нынешнего отопительного сезона цена газа не будет повышаться. Ну, слава Богу, хоть это пообещал.

При этом, на меморандуме с МВФ осталось место для всего одной подписи действующего политика – президента. Так что за происходящее отвечает он, хоть и хочет перевести «стрелки» на Гройсмана. Это – уступка кредитору, но никакого особого плана реформ нет, все плановые задания провалены. Это повышение, хоть и не смертельное, на фоне не проведенных реформ очень сильно потрясет многие домохозяйства, теплокоммунэнерго и местные бюджеты.

- Какие изменения могут быть внесены в госбюджет-2019, учитывая приближение выборов?

- Обещают повышение «минималки». Но главное, что меня интересует – какую сумму заложат на субсидии. Понятно, что она вырастет. Из двух зол правительство выбрало меньшую – повысить цену газа на 23%. Но сейчас появилась информация об этом постановлении: если цена импортного паритета 69%, то с 1 мая 2019 г. – уже 80%. Так что после отопительного сезона предусматривается второе повышение цены газа.

- Премьер заявил, что систему субсидий могут усовершенствовать. Что это означает?

- Сначала правительство заявляло, что «закручивает гайки» по субсидиям, ужесточает их выдачу. Теперь критерии предоставления ослабили – для сельских жителей, в районных центрах уже не такие жесткие требования по трудоустройству, а если в семьях есть больные, тоже дают послабление. И если есть дополнительные жилые метры, тоже сохранится возможность получить субсидию – в помощь одиноким людям, у которых имеются излишки жилплощади.

- Какое количество украинцев может получить субсидии и какую сумму на заложать в госбюджете-2019?

- По предварительным данным, максимальное количество – это 7 млн домохозяйств (это уже озвучил Гройсман). А Коболев (глава правления НАК «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев. – Ред.) просил на субсидии 90 млрд грн. - правда, при другой цене на газ. Но это «прикидочные», предварительные цифры, хоть сумма вряд ли уменьшится.

- Выдержит ли такую нагрузку экономика?

- Это – главный вопрос. Повышение цены на газ как раз и показывает, что экономика не работает так, как должно. Она не показывает рост и не обеспечивает обслуживание заимствований. Именно поэтому правительство вынужденно залезать в карманы граждан, сделав газ, по сути, акцизным товаром. Все это не случайно: в Украину не приходят серьезные инвестиции, не создана нормальная инвестсреда, инвестклимат.

ТОЧКА КИПЕНИЯ

- Есть ли выход из этого замкнутого круга?

- Все разговоры о монетизации льгот, либерализации рынка – только сотрясение воздуха. Я всегда отвечаю: «Покажите еще хоть одну страну мира, где 60% населения вынуждены были бы просить субсидию, а субсидии составляли бы 10-12% госбюджета?» Такой страны нет. Значит, мы в зоне какого-то социального эксперимента. И он очень непрофессиональный, не просчитанный. Правительство считает, что это – путь к реальным реформам. Но у меня своя точка зрения: думаю, последствия такого эксперимента спрогнозировать очень сложно…

- Люди и дальше будут терпеть, «затягивая пояса»?

- Протестные настроения загасят субсидиями. Но трагедия в другом: из Украины просто будут уезжать те, кто должен заплатить эти субсидии, этот налог. Это – стагнация. При таком количестве субсидий не будет никаких реформ ни в сфере энергетики, ни в сфере ЖКХ. Люди должны это понимать.