aif.ru counter
132

Зачем фиксировать европейский выбор Украины в Конституции

Парламент в ближайшее время рассмотрит президентский законопроект «О внесении изменений в Конституцию Украины относительно стратегического курса государства на приобретение полноправного членства Украины в Европейском Союзе и в Организации Североатла

ПОЛИТИЧЕСКИЙ «СЕРИАЛ»

Совсем недавно открылся новый полсезон. На его старте, 3 сентября, президент Петр Порошенко  выдвинул инициативу по фиксации европейского и евроатлантического выбора Украины в Конституции.

Согласно президентским поправкам, теперь к полномочиям Верховной Рады будет относиться не только «определение основ внутренней и внешней политики», но и реализация стратегического курса государства на обретение полноправного членства Украины в ЕС и НАТО (изменения в ст. 85 Основного закона. – Ред.).

Сам президент после принятия правок будет «гарантом реализации стратегического курса государства на обретение полноправного членства Украины в ЕС и НАТО» (дополнения в ст. 102 Конституции. – Ред.). А Кабинет министров будет «обеспечивать реализацию стратегического курса» (дополнения в ст. 116. – Ред.).

Однако эксперты считают, что любые громкие высказывания или инициативы политиков в предвыборный период необходимо рассматривать через призму того, каких результатов они стремятся достичь, как повлиять на политическую ситуацию в стране. Ведь все они борются за голоса избирателей, а также за свое политическое будущее.

Законопроект о внесении изменений в Конституцию относится как раз к таким документам. Получит ли он «первые» 226 голосов народных депутатов, а также конституционное большинство, 300 голосов народных избранников? И когда это может произойти?

«Думаю, что голоса за это будут, - считает политобозреватель Сергей ТОМИЛЕНКО. – Сейчас инициативы по изменению Конституции и, непосредственно, «прописывание» любых альянсов являются выгодной спекулятивной темой. Это нужно всем без исключения политическим партиям, представленным в Верховной Раде, а также тем, кто захочет зайти в парламент».

По словам эксперта, политики смогут «пропиариться» не только на самой этой теме. Но, в случае своего поражения, и на провале парламентского голосования.

«Это – долгоиграющая тема политического сериала», - подчеркивает С. Томиленко.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЭКСКЛЮЗИВ

Однако, как считает экс-министр юстиции Александр ЛАВРИНОВИЧ, даже если такие изменения и будут зафиксированы в Конституции, на реальной жизни страны это никак не отразится.

«Ведь речь идет о присоединении к НАТО и ЕС. А вступить туда Украина может только в том случае, если ее туда пригласят, - отмечает А. Лавринович. - Что касается Евросоюза, мы имеем Договор об ассоциации. И, надеюсь, еще не забыли, как его ратифицировали: обязательным условием Нидерландов была гарантия невступления Украины в ЕС».

Так противоречат ли нынешние инициативы обещаниям, данным Украиной правительству Нидерландов при ратификации Соглашения об ассоциации?

«Да, конечно, - подчеркивает А. Лавринович. – При этом, Украина первой в мире делает такой шаг, ни одна страна не имеет в своей конституции нормы, что она хочет куда-то вступать. Но если такой вопрос будет рассматривать ЕС, будут смотреть не на то, что записано у нас в Конституции, а оценивать, насколько мы отвечаем критериям верховенства права, свободы слова, экономической стабильности. То есть, критериям, предусмотренным для потенциальных кандидатов на членство»

При этом эксперт отмечает, что у ЕС сейчас немало сложностей и проблем, так что перспектива вступления Украины в Евросоюз – довольно туманна.

«Думаю, должно пройти еще не одно десятилетие, чтобы мы серьезно заговорили о вступлении в Европейский Союз. Это произойдет, когда мы будем полностью готовы, в том числе и в правовом смысле», - подчеркнул он.

Вместе с тем, фиксация европейского и евроатлантического выбора Украины в Конституции не отяготит какими-то дополнительными обязательствами или функциями ни президента, внесшего такую инициативу, ни правительство.

«Речь идет о реализации стратегии. А стратегия – это понятийная вещь. Но основы внешней и внутренней политики формирует парламент, уже принявший соответствующий закон,- подчеркивает А. Лавринович.

СПОРНЫЙ ВОПРОС

На следующей неделе президент Петр Порошенко выступит в Раде с ежегодной речью о внутреннем и внешнем положении страны. В это же время Верховная Рада может внести революционные изменения в Конституцию, касающиеся европейского и евроатлантического курса Украины. Что, наряду с предоставлением Украине безвиза, глава государства сможет записать себе «в плюс» во время предвыборной гонки.

«Скорее всего, в среду 19 сентября соберется профильный Комитет, а в четверг этот вопрос будет рассматриваться в Верховной Раде. Думаю, что 300 голосов найдется, чтобы зафиксировать это (в Конституции. – Ред.) раз и навсегда. И не тратить больше время и энергию на то, чтобы дискутировать, каким путем нам нужно идти», - говорит народный депутат, представитель фракции «Блока Петра Порошенко» Алексей МУШАК.

По словам политолога Владимира ФЕСЕНКО, президентские правки нужны не для вступления в ЕС и НАТО.

«Для этого не нужно их вносить в Конституцию. Эти правки сейчас предлагаются для двух целей. Первая – предвыборный интерес Петра Порошенко. Он так себя политически позиционирует на время выборов. И вторая - гарантия от ревизии внешнеполитического курса, подстраховка на будущее, чтобы никто не смог опять сменить курс страны», - отмечет эксперт.

«Но ни в одной стране мира это не записано в конституции. Так что цель появления этого законопроекта – консолидация электората, повышение рейтинга тех, кто сегодня является властью и принимает решения», - подчеркивает А. Лавринович. 

Некоторые эксперты предупреждают, что это решение может «взбудоражить» как «левый», так и «правый» электорат, внеся смуту в общество.

«Украинцы очень неравнодушны к выбору, где мы должны быть – с Западом или с Востоком. Есть четко зафиксированные стремления большинства о солидарности с Европейским союзом. Но есть и немало тех, кто враждебно относится к любым союзам, - подчеркивает С. Томиленко.

ОТВЛЕКАЮЩИЕ МАНЕВРЫ

Ранее президент Петр Порошенко говорил о том, что для решения вопроса о вступлении в НАТО в Украине необходимо провести референдум, сейчас подобные разговоры утихли.

«Референдум не является обязательным условием для вступления в ЕС или НАТО. Это на национальном уровне решает государственная власть. Немногие из стран ЕС, вступая в НАТО, проводили такой референдум», - поясняет А. Лавринович.

Вместе с тем, с появлением в предвыборный период тем, задевающих все общество, на второй план могут отойти не менее важные для людей вопросы - экономические и социальные.

«Вместо обсуждения пенсий, цен на газ и других важных проблем, избиратели будут обсуждать изменения в Конституцию. Или это будут темы одного плана в обществе и в медиа», - отмечает С. Томиленко.

По его словам, такая повестка дня в ближайшее время выгодна всем политикам – и представителям власти, и оппозиции. Но, по словам эксперта, спекулировать на теме евроинтеграции и евроатлантического выбора Украины с приближением выборов им будет все сложнее. Так что с наступлением зимы политикам придется найти другие темы для привлечения внимания избирателей.

Ирина ВАНДА

КСТАТИ

В НАТО позитивно отреагировали на планы Киева по внесению изменений в Конституцию.  «Мы тверды в нашей поддержке права Украины решать свое собственно будущее и внешнеполитический курс, свободно, без внешнего вмешательства», - отметили в Альянсе. В НАТО также подчеркнули, что Украина возобновила свои евроатлантические устремления, а следовательно, решения Бухарестского саммита о том, что государство в будущем приобретет членство, остаются неизменными.

ВЗГЛЯД КАПИТОНЕНКО

МАРКЕР ИДЕНТИЧНОСТИ

- Идентичность человека не нуждается в подтверждениях парламента так же, как и курс на настоящее сближение с НАТО и ЕС не нуждается в клятвенных конституционных обещаниях... Президент может инициировать изменения в Конституцию. Не исключено, что он сможет даже добиться их принятия. Чего президент не может - или не смог - так это добиться вступления страны в НАТО или в ЕС. Сомнительно и то, что мы хотя бы приблизились к такому вступлению по итогам последних четырех лет. Украина остается недемократичным, не совсем правовым, малопредсказуемым государством с низкой эффективностью - и в таком качестве пока мало интересует тех, кого мы называем «союзниками». Нет ничего вечного в международной политике, только интересы. И НАТО, и ЕС - это всего лишь инструменты защиты таких интересов, а вовсе не самоцель, и, тем более, не маркер идентичности.

Николай КАПИТОНЕНКО, ассоциированный

эксперт Международного центра перспективных исследований 

 

aif.ua
Loading...