aif.ru counter
Виктория ХАДЖИРАДЕВА 200

Кто виноват в том, что Украина потребляет много энергии

Несколько недель продолжаются дискуссии на тему повышения цены на газ. Главный аргумент в том, что основным потребителем стратегического топлива является население. Причем именно в жилищно-коммунальном секторе присутствуют и наибольшие энергопотери

Потребление энергии
Потребление энергии © / kievvlast.com.ua

Впрочем, это еще как посмотреть. Например, теплопотери из-за текущих и не изолированных труб, ведущих из котельной к жилому дому, можно списать на конечного потребителя, но конечный потребитель часто не может сэкономить, так как фактически отсутствует техническая возможность. Эксперты утверждают: мы сможем сэкономить, когда будет налажена система управления энергобалансом, профильные министерства будут иметь больше рычагов влияния и больше ответственности, а некоторым чиновникам перестанет быть выгодно, чтобы у нас расходовалось как можно больше энергоносителей, причем по как можно более высокой цене.

Энергоемкая экономика – наследие СССР

В 1991 году Украина получила в наследство от Советского Союза крайне энергоемкую экономику, где за основу бралась не эффективность использования энергоресурсов, а масштабы производственной деятельности.

«Крайне низкие цены на газ производства Российской Федерации в течение 20 с лишним лет и принцип перекрестного субсидирования за счет государственного бюджета не стимулировали население Украины экономить», – говорит Олег Козачук, президент Ассоциации по энергоэффективности и энергосбережению Украины. 

По его словам, отдельные компании и руководители, в разное время «приближенные» к газовой трубе, были кровно заинтересованы в постоянном наращивании потребления – чем больше газа прошло по трубе (как для внутреннего потребления, так и транзитом в Европу), тем больше был их доход.

«Данная ситуация стимулировалась и тем, что потребление энергии плохо учитывалось. Большинство населения, при отсутствии счетчиков газа, платило по нормам расхода на 1 человека – до недавнего времени такая норма составляла 9 м куб. на человека. При этом реальное использование населением было значительно ниже, а разница списывалась и компенсировалась газовым компаниям и теплокоммунэнерго из госбюджета, – говорит эксперт. – В результате экономика Украины на данный момент является одной из самых энергоемких в мире. Для сравнения, Польша, при ВВП более чем в три раза превышающем украинский, потребляет 14-15 млрд куб. газа в год, тогда как Украина – более 50 млрд.»

Виновато энергетическое и коммунальное лобби

«События 2014 года заставили государство пересмотреть вопросы энергопотребления и всерьез озаботиться энергетической безопасностью. Однако лобби поставщиков традиционных энергоносителей старается максимально усложнить данный процесс для минимизации собственных потерь от подобных инициатив», – продолжает Козачук.  

В частности, по его словам, вопрос энергосбережения очень часто подменяется вопросом энергозамещения:

«Сначала нужно уменьшить использование традиционных  энергоносителей – сократить потребление хотя бы до 25 млрд куб. газа, а потом уже замещать, например, 15 млрд из 25. Следует заняться поддержкой массовой установки счетчиков энергии, утеплением домов, внедрением энергосберегающих технологий на производстве и в домах, проведением энергоаудитов. Вместо этого во главу угла экспертами и чиновниками от энергетического и коммунального лобби регулярно выносится тема замены либо страны импорта энергоносителей, либо замены одних энергоносителей на другие – например, заместить 50 млрд газа на 50 млрд биогаза или биотоплива», – продолжает эксперт.

Основное профильное агентство по данной теме – Государственное агентство по энергоэффективности, – призванное внедрять новую политику энергоэффективности и энергосбережения в жизнь, фактически имеет очень мало рычагов влияния. Причина в том, что «энергетические» решения принимаются сразу целым рядом министерств, каждое при этом руководствуется собственными соображениями и ни перед кем не отчитывается. Например, по словам эксперта, основным фактором развития энергосбережения в жилищно-коммунальном секторе могло бы стать повсеместное создание ОСББ для многоквартирных домов. «Однако законодательно правила функционирования ОСББ выписаны очень слабо, и ЖЭКи успешно по всей стране блокируют данный процесс». То есть даже на этом уровне система противодействия продолжает работать.

Единый мониторинг энергобаланса

Проблема еще и в том, что государство не располагает эффективными информационными инструментами для управления энергополитикой.

«В стране отсутствует такое понятие, как единый детализированный мониторинг энергобаланса в режиме реального времени (госслужба статистики предоставляет данные раз в год по факту). Соответственно, вся цепочка энергопоставок пользуется отсутствием прозрачной информации для «серого», ручного, управления энергобалансом для собственных коммерческих целей», – говорит Козачук.

Было несколько попыток принять соответствующие законы для решения этого вопроса. Но сегодня политическая воля отсутствует и это, пожалуй, единственная причина, по которой они не приняты», – уверяет эксперт.

Причем в Украине уже есть одна область, которая начала вводить систему мониторинга энергобаланса, – Ровенская.

«В нашей области впервые в Украине приняли решение о введении системы ежедневного мониторинга энергопотребления в бюджетных организациях. Фактически это означает, что руководство области получит доступ к оперативным данным энергопотребления такими организациями, как школы, детсады, административные здания, больницы. Это очень важное условие для повышения эффективности потребления энергии», – говорит Андрей Мартынюк, эксперт Ровенского экоклуба.

По его словам, вводить систему ежедневного мониторинга энергопотребления очень важно.

«В бюджетных организациях отсутствует анализ использования энергии. На практике это происходит так: есть школы, которые в прошлом году потребили некое количество газа для отопления. Никто не имеет в нынешнем государственном устройстве механизма, который позволял бы органам, ответственным за теплопоставки в этой школе, проанализировать, много она использовала газа или мало. В результате получается абсурдная ситуация, когда почти одинаковые школы или вообще построенные по одинаковому проекту могут потреблять на одну и ту же площадь разное количество энергии. А те мизерные средства, которые выделяются на повышение энергоэффективности в бюджетных организациях, рассчитываются исходя не из объективных данных, а скорее из лидерских способностей руководителя организации. Единственное административное ограничение – лимиты, но никто не может сказать, как они формируются. Выходит так, что берут прошлогоднее потребление и отнимают 5%. Это не аргументированный подход. Поэтому введение системы ежедневного мониторинга должно помочь решению этой проблемы, – поясняет Андрей Мартынюк. – Без всяких других технических способов просто введение этой системы само по себе приводит к сокращению потребления энергии. Просто потому, что уменьшаются возможности для злоупотребления и неэффективного энергопотребления».

По его словам, на национальном уровне наше государство имеет прямые обязательства запретить реализацию любых энергоносителей без учета.

«Это прямо написано в директивах, которые Украина обязалась имплементировать в национальное законодательство в рамках энергетического сотрудничества с ЕС. Мы должны были сделать это несколько лет назад. На уровне государства должна была быть запрещена продажа тепла, горячей и холодной воды без счетчиков, в том числе и населению», – говорит Мартынюк.

Позитивные изменения

За последнее время произошло несколько позитивных моментов. 

Государственное агентство по энергоэффективности и энергосбережению Украины было передано из Минэкономики в подчинение КМУ с курированием со стороны вице-премьера. Это может дать в руки агентства рычаги влияния на энергополитику и организовать принципы принятия решений.

Объем потребляемого газа в 2014 году скорее всего будет на 10 млрд кубов меньше, чем в 2013-м, даже без особых усилий со стороны государства. Потребители в условиях сложного рынка имеют тенденцию к самоорганизации, и это, безусловно, вселяет оптимизм.

14 ноября президент подписал Указ № 876/2014 о введение в действие решения СНБО от 4 ноября «О состоянии обеспечения энергетической безопасности государства и неотложных мерах по устойчивому проведению отопительного сезона 2014/15 года», в котором содержится ряд положений, направленных на реальное, а не теоретическое энергосбережение в масштабах государства.

«При ответственном отношении к вопросам энергоэффективности, энергосбережения и реформы энергорынка со стороны нового парламента и будущего Кабинета министров мы можем, наконец, увидеть эффективное движение в сторону гармонизации с европейскими показателями потребления. В противном случае нас ждет очень сложное время», – резюмирует Олег Козачук.  

aif.ua
Loading...