aif.ru counter
52

Первым делом - вертолеты

Лето едва успело начаться - а в Украину снова пришли пожары. В один и тот же день огонь повредил здание Исторической библиотеки, расположенной в административном корпусе Киево-Печерской лавры, и уничтожил около двух гектаров леса под...

Если в Лавру спасатели прибыли вовремя, то в лесу тушить пожар пришлось местным жителям. Если бы не дождь, огонь, возможно, охватил бы гораздо большую площадь. Тогда для спасения леса пожарных машин оказалось бы мало. А вот пригодных для такой работы вертолетов в Украине, как выяснилось, нет. Почему так получилось, «АиФ» решил выяснить у бывшего командующего Сухопутными войсками Валерия ФРОЛОВА, до отставки занимавшегося сдачей в аренду избыточного имущества Министерства обороны - в частности, вертолетов.

А летать кто будет?

-   ВАЛЕРИЙ  Семенович, сколько вертолетов числится на балансе Минобороны? В каком они состоянии?

-   Министерству принадлежит около 60-ти вертолетов МИ-8МТ. 16 из них были отданы в аренду, причем в момент передачи пребывали в крайне плачевном состоянии и подлежали дорогостоящему капитальному ремонту. Треть из оставшихся сейчас - в рабочем состоянии. Все они понемногу выходят из строя. Срок службы этих вертолетов - 26 лет. Даже если их не использовать, через 26 лет они подлежат списанию. Так, вероятно, и произойдет с теми вертолетами, которые сейчас ржавеют на базах Минобороны. Самый новый вертолет, принадлежащий министерству, был построен в 1989 году. Значит, к 2015 году в Украине не останется ни одного пригодного к использованию МИ-8.

-   Но пока хоть несколько из них в состоянии летать, их можно использовать для тушения пожаров?

-   Теоретически - да, практически - нет. Во-первых, у нас нет специального оборудования, которое устанавливается на вертолеты для работы на пожарах: оно стоит 465 тыс. грн. для одного вертолета, у министерства попросту нет таких денег. Во-вторых -негде взять квалифицированные кадры.

-    А разве украинские специалисты не принимали участия в тушении пожаров на Херсонщине и в Крыму прошлым летом?

-    Эти специалисты были в свое время отправлены в отставку Минобороны и сейчас работают в компании «Украинские вертолеты» - той самой, которой были отданы в аренду 16 вертолетов МИ-8. Кстати, у нас были договоренности с «УВ» о том, что они подготовят наши экипажи к работе на пожарах и экипируют за свои деньги наши вертолеты. У них есть опыт подготовки состава: они проводили учения для вертолетных команд Европы и США.

-    Эти договоренности не были выполнены?

-    Министерство не выполнило свою часть обязательств. Анатолий Гриценко, возглавив министерство, решил, что договор с «УВ» не выгоден, и дал приказ разорвать его без каких бы то ни было объяснений.

Польза от металлолома

-    А И ПРАВДА, как так получилось, что 16 вертолетов были отданы в аренду? Разве Украине не нужны летающие вертолеты?

-    В том-то и дело: нужны именно летающие. А эти не летали. Все наши вертолеты были получены   в   наследство   от СССР - за время независимости Украина не пополнила парк ни одной новой машиной. Ремонт их стоит очень дорого: на запуск двух аппаратов пришлось бы потратить весь бюджет министерства. А ведь кроме гражданской авиации есть еще и боевая техника - около 80 боевых вертолетов. Наш расчет был прост: отдавая часть гражданских вертолетов в аренду, мы получаем за это плату, да еще и зарабатываем на ремонте - ведь чинить эту технику можно только на заводах Минобороны, которые, кстати, часто простаивают без работы. Кроме того, по истечении срока арендаторы обязаны были вернуть нам вертолеты в рабочем состоянии и с летным ресурсом как минимум в 300 часов. Взамен мы отдавали бы им в аренду неисправные вертолеты, которые они бы ремонтировали за свой счет и через некоторое время снова бы возвращали «на ходу» - и так далее, по принципу «карусели». Таким образом, мы привели бы в порядок весь парк гражданской авиации, а деньги, заработанные на аренде и на ремонте, вложили бы в восстановление боевых вертолетов, не тратя на это все ни копейки из Госбюджета.

-    Значит, договор был выгоден Минобороны?  Почему же министерство решило его разорвать?

-   Это было личное решение г-на Гриценко - он счел его невыгодным и дал мне три дня на то, чтобы разорвать соглашение. Незадолго до этого между Минобороны и «УВ» возник конфликт:  министерство  на несколько месяцев задержало передачу вертолетов компании для ремонта, но при этом потребовало вернуть их вовремя. Кроме того, военное ведомство так и не отдало «УВ» вертолет МИ-26, на ремонт которого компания уже потратила два млн. грн. К тому времени «Украинские вертолеты» вовсю сотрудничали с ООН, и невыполнение условий контракта с международной организацией по вине отечественного министерства означало бы не только убытки частной фирмы, но и ухудшение имиджа Украины. Разумеется, компания подала в суд и выставила Минобороны счет на 96 млн. грн. за срыв договоренностей. Министерство сначала предложило «УВ» простить заявленную сумму в обмен на продление и выполнение договора (правда, с повышением арендной платы). Понимая, что компания пойдет на любые условия, лишь бы не разрывать отношения с ООН, министерство включило в Дополнение к существующему договору пункт о том, что «УВ» обязаны за свой счет провести испытания по продлению межремонтного срока эксплуатации вертолетов. После того как соглашение прошло проверку и было одобрено всеми инстанциями, его подписал я. И тут начались проблемы: Гриценко обвинил меня в подписании невыгодного договора и приказал его разорвать. Поскольку резонных оснований для этого не было, я отказался, за что и был отправлен в отставку. Сразу же после этого указом Гриценко 16 вертолетов, переданные в аренду «УВ», были безвозмездно переведены в уставный фонд «Украинской авиатранспортной компании» - причем, отремонтированные машины к этому моменту «УАТК» нигде не числились как исправные...

- Выходит, сейчас «УВ» платят аренду уже не в бюджет

Минобороны, а «УАТК»? А на каком основании - договор все-таки остался в силе?

-   После моей отставки начались суды и проверки, было открыто уголовное дело - якобы еще в 2003 году командующий Сухопутными войсками не имел права подписывать Договор об аренде. За год было проведено множество экспертиз, все они подтвердили выгоду Договора для Украины. С приходом в Минобороны нового руководства было отменено распоряжение о запрещении капитального ремонта и модернизации воздушных судов силами «УВ», но приказ Минобороны о передаче вертолетов в фонд «УАТК» так и не отменили. Сейчас всю документацию еще раз проверяют компетентные органы.

Время на передышку

- ВЫ упомянули о возможном продлении срока эксплуатации вертолетов...

- Лидерные исследования, в результате которых может быть принято решение о продлении, очень дороги. Если договор с «УВ» останется в силе, они  возьмут на себя расходы по проведению испытаний (и заодно дадут подзаработать нашему НИИ ВВСУ). Срок эксплуатации МИ-8 может быть продлен с 26 до 32 лет, а межремонтный ресурс с одной до трех тысяч часов.

- А это не опасно - ведь только за последние полгода в разных точках земного шара рухнуло четыре вертолета МИ-8?

- «Мишки» - очень надежные аппараты. В трагедиях, о которых вы говорите, виноват исключительно человеческий фактор: халатность, непрофессионализм или усталость экипажа.

- Даже если исследования позволят продлить срок эксплуатации, разве это спасет украинский парк вертолетов? Их ведь все равно придется списать - пусть даже на шесть лет позже.

- Но эти шесть лет - неплохая отсрочка, чтобы успеть оглядеться и понять, как действовать дальше. Если мы упустим это время, то потеряем поколение, которое могло бы летать. А воспитывать новое будет, возможно, уже некому и не на чем.

Беседовала Марта ШАРЕЦКАЯ

Смотрите также:

aif.ua
Loading...