aif.ru counter
97

Сергей Ефремов: «Куклы - это очень серьезно!»

17 октября на сцене родного Киевского театра кукол отметит свое 70-летие и 50-летие творческой деятельности его основатель и художественный руководитель Сергей Ефремов. Накануне юбилея корреспондент «АиФ» побеседовал с ним об учебе, работе и...

Первый театр сгорел

-  СЕРГЕЙ Иванович, профессия сильно накладывает отпечаток на манеры и поведение человека. Даже не зная вас, не зная, что вы - знаменитый кукольник, можно подметить, что вы очень похожи на Винни-Пуха: обаяние, движения спокойные, искренность, непосредственность, остроумие и - абсолютно безобидный.

-  Я всю жизнь творю для детей, постоянно общаюсь с ними, видимо, такие манеры выработались с годами, а искренность и мягкость, смею надеяться, были во мне заложены с рождения и пригождаются - ведь дети чувствуют ложь и жестокость за километр и сразу от тебя отворачиваются.

-  Куклы - это обычно дело «девчачье». Откуда у мальчишки появился интерес в этом направлении?

-  Все началось с того, что мама мне купила настольный картонный театр «Сказка о рыбаке и рыбке». Я так увлекся вырезанием фигурок и разыгрыванием спектакля при свечах, что не сразу заметил, что свечка упала и начинается пожар. Еле спасли дом. Мой первый театр сгорел. Но я не сдался -опять вырезал фигуры, кулисы, сцену - и продолжил свою игру!

-  Казалось бы, после этого вы должны были захотеть стать пожарным...

-  (смеется) Весь мой путь в кукольном искусстве состоял из «пробиваний» и настойчивости, так что тот пожар был ерундой по сравнению с тем, что мне потом приходилось переживать.

-  Что, не нужны были кукольники в Украине?

-   В те годы в Советском Союзе этой профессии нигде не обучали.

-  Это при том, что в Москве уже во всю гремел с 1931 года кукольный театр под руководством Сергея Образцова? В Киеве - в 1927 году открылся театр кукол. А кафедры не было!

-    Представляете теперь, как я выглядел, когда после окончания училища культуры появился в Киевском театральном институте перед режиссерской комиссией с чемоданом самодельных кукол? Там набирали режиссеров драматических театров, мне бы промолчать и тихонько поступить, а я, наоборот,   заявил   категорично:

поступаю сюда, но с условием, что буду только кукольным режиссером. Меня не приняли.

А вы свое мастерство совершенствовали только дома, в Черновцах?

- В 6-ом классе меня очаровал самодеятельный театр кукол при детском кинотеатре, где спектакль играли за 30 минут до начала фильма. Там работала просто уникальная женщина-педагог, которая проводила с детьми игры, викторины и она же организовала этот театр кукол, сама шила куклы. Она меня заприметила как самого активного и постоянного посетителя кинотеатра и предложила участвовать в кукольном театре. Когда я впервые попал в комнату, где располагался этот театрик, увидел всю атрибутику -кукол, ширмы - вот именно тогда (я этот момент запомнил на всю жизнь!) я понял, что хочу быть режиссером театра кукол. Я стал заниматься там и еще организовал в своей школе кукольный кружок, где был руководителем и актером.

Единственный кукольник в институте

-  КАКОЙ вуз сегодня гордится тем, что выдал вам диплом?

-    Так уж и гордится (смеется). Я обиделся на Киевский театральный институт, что к моему увлечению кукольным искусством отнеслись так пренебрежительно.

-  Хотя судьба привела вас туда через много лет в качестве педагога...

-   Да, чудны дела твои, Господи. А я учился в Харьковском институте искусств, где к моей настойчивости и фанатизму проявили творческое внимание и уважение. Но до этого я еще поработал во Львовском театре кукол учеником актера - написал письмо и меня пригласили. Жил в фойе театра (больше было негде и не на что) и обожал гастроли -тогда меня селили в гостиницу!

-   Вы были институте единственным кукольником?

-   Да. Поставил себе номер с куклами, во всех концертах участвовал, стал популярен. И при школе организовал кружок.

-  Институт вам смог дать профессиональную базу, ведь педагогов по режиссуре кукольного театра не было?

-  Дело в том, что общие принципы режиссуры - одинаковые. Большое значение имела творческая атмосфера, блестящие педагоги. В то время имена Мейерхольда, Таирова, Курбаса были запрещены. А у нас преподавали - бывший актер театра Мейерхольда Алексей Глаго-лин, художник, который работал с Лесем Курбасом, -Дмитрий Власюк, ученик Таирова - Александр Скибневский.

-  Солидная компания!

-  Причем они не боялись - много рассказывали нам о

своей работе с этими выдающимися мастерами. Так что мы, студенты, подробно знали об этих легендарных личностях и влюбились в них на много раньше, чем их реабилитировали.

Все перевожу в шутку

ВЫ любите ставить больше детские или взрослые спектакли?

-  У меня много спектаклей для взрослых, но я больше люблю работать для детей. Для взрослых и так всего много вокруг, а дети нуждаются в особом внимании.

-  А родители как относились к вашей увлеченности?

-  Меня растила мама, которая категорически не приветствовала мои «кукольные мечты». Правда потом, когда смотрела спектакли с моим участием, - гордилась.

-  Я наблюдаю ваши трогательные взаимоотношения с супругой. Вас тоже свели куклы?

-  Да, все, что в моей жизни   случается   хорошего,    -

связано с кукольным искусством. Жена - актриса кукольного театра. Иногда посещает мысль: наверное, я правильно выбрал свою дорогу в жизни.

-  70 лет - такая солидная дата. Вы довольны сделанным за свою жизнь?

-   Создал два театра, поставил множество спектаклей, воспитал много хороших актеров и режиссеров. Я всю жизнь наслаждаюсь своей работой!

-   Есть у вас профессиональные секреты?

-  Я весь - как на ладони. Вообще, театр кукол - это лакмусовая бумажка, там сразу виден камень за пазухой. Нельзя работать для детей с ненавистью и злостью.

-  А любимая сказка у вас есть?

-   «Аленький цветочек» -там есть мечта.

-   Если сегодня вам напишет мальчик из провинции (как и вы когда-то писали, просились в театры), что мечтает стать кукольником. Что ответите?

-   Жду тебя, приезжай в Киев учиться на нашей кафедре. Только профессия кукольника предполагает быть открытым для этой профессии, искренним. И терпеливым. Ведь это только так кажется, что куклы - это легко и просто.

-  Вы с женой столько лет вместе - и на работе и дома. Не утомительно?

-  Наоборот, с годами понимаешь, что каждая минута общения с любимым человеком - дороже, чем любые сокровища, и этого общения всегда мало. Поэтому, когда Эля на меня сердится, я пугаюсь: «Только не разводись со мной!»

-  А она?

-   Смеется: «Глупый, как же я разведусь, если люблю тебя!» Мы вместе уже 32 года. А 14 лет я ее уговаривал выйти за меня замуж. Она -блестящий кукловод, очень мудрая, талантливая. Я многим ей обязан.

-  Что помогает в трудные минуты?

-   Юмор. Когда-то я при поступлении в институт читал басню Сергея Михалкова «Старуха, дверь закрой!». Там есть над чем по-доброму посмеяться в бытовом и житейском плане. Вот и мы с женой стараемся почаще смеяться и переводить все в шутку. Рекомендую всем -рецепт проверен!

Оксана ДЕНЯКОВА

ДЛЯ СПРАВКИ. Сергей Иванович Ефремов - основатель и художественный руководитель Киевского муниципального академического театра кукол, основатель Хмельницкого театра кукол, президент Украинского центра Международного союза кукольников УНИМА, преподаватель кафедры актерского мастерства и режиссуры театра кукол Киевского театрального университета театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого (стал одним из инициаторов создания этой кафедры), народный артист Украины. Ставил спектакли во многих театрах Украины, а также в Польше, Франции.

Смотрите также:

aif.ua
Loading...