aif.ru counter
Галина ГИРАК 1091

Экс-директор Киевского дома моделей - о советских дефиле и именитых клиентах

У нынешних украинских модниц - огромный выбор. Лучшие дизайнеры наперебой устраивают сезонные дефиле, лишь бы привлечь клиентуру. То ли дело - советское время, когда народ одевался в основном в одежду массового пошива от отечественного...

Фото из архива Светланы ТИТОВОЙ

Киев, 26 октября - АиФ Украина. А модные показы устраивали только в Киевском доме моделей. Увидеть там самые стильные наряды было делом престижа.

Бывший директор этого украинского храма моды Светлана ТИТОВА рассказала «АиФ» о тогдашнем модельном закулисье и о своих известных клиентах.

Показ под джаз

Умная и веселая пенсионерка старается и сейчас посещать киевские «Сезоны мод». У нее к показам - чисто профессиональный интерес. Единственное, о чем жалеет, - что больше не существует милого ее сердцу детища - столичного дома моделей, прекратившего свое существование в годы независимости. Все-таки проработала в нем 37 лет, из которых 16 последних - на посту директора.

Но Титова благодарит судьбу за то, что ей посчастливилось попасть в самый эпицентр захватывающего и фееричного мира моды. Ведь по профессии она - технарь, в Институте легкой промышленности получила специальность инженера-технолога швейного производства. И могла весь трудовой стаж провести на обычной швейной фабрике. Но - повезло. Вначале, в 1950-е годы, женщину назначили директором швейной мини-фабрики «Коммунар», которая обшивала высшую партийную и руководящую элиту республики. А в 1956 г. она получила должность инженера-технолога в Киевском доме моделей.

«Многие, наверное, сильно удивятся, узнав, что наш Дом моделей открыли в 1944 году, - рассказывает Светлана Титова. - Еще не закончилась война: вокруг горе, разруха, нищета. Хоть какая-то одежка - уже хорошо. Но люди верили в будущее. Им хотелось праздника, достатка и красоты».

И в столичную кузницу моды пошли работать лучшие конструкторы и модельеры, там была создана единственная на всю Украину, Россию и Белоруссию текстильная лаборатория с самым современным оборудованием. Главной задачей была разработка всего ассортимента моделей одежды для 100 швейных фабрик Украины и Молдавии. А заодно - пропаганда моды. И уже в конце 1950-х киевское предприятие принимало участие в международных выставках и ярмарках. А в столице начали устраивать модные показы и раз в сезон выпускать собственный журнал мод с чертежами выкроек.

Дефиле проводили трижды в неделю - по средам, четвергам и пятницам. Билеты продавали по 1 рублю. И в зале на 120, а позже - на 300 человек свободных мест не оставалось. «Это были настоящие праздники моды, - вспоминает Титова. - Показы были тематическими - мода для полных женщин, деловая одежда, молодежный стиль. Девушки-манекенщицы демонстрировали наряды под живую музыку. Часто за роялем был известный джазовый пианист Анатолий Алексанян».

Только в комплекте

Модные показы посещали известные всей стране женщины. Они и одежду для себя там заказывали. Певице Евгении Мирошниченко шили концертные платья, на одно из них ушло 20 м шифона. Зампредседателя Совмина УССР Мария Орлик любила деловые костюмы и наряды с украинскими мотивами, а жена первого секретаря ЦК КПУ Рада Щербицкая, которая была школьной учительницей, предпочитала классический стиль.

В Дом моделей часто заходили и именитые гости столицы - заезжие советские знаменитости - и известные всему миру иностранцы. Жене югославского премьера Йованке Броз Тито приглянулись ткани Киевского шелкового комбината, и ей презентовали четыре отреза. Киевский крепдешин понравился и Раисе Горбачевой. Поскольку она пришла в сопровождении Рады Щербицкой и тогдашнего зампреда Киевсовета Галины Менжерес, то девушки на блюдах несли три отреза ткани - всем троим гостьям. Но Раиса Максимовна решила по-своему и все забрала себе. Валентине Терешковой сшили на заказ костюм из белого шелка в черный горох. А вот Татьяне Дорониной и Нани Брегвадзе повезло меньше - им приглянулись наряды из коллекций, которые разукомплектовывать не разрешалось. И они ушли с пустыми руками.

Вначале Дом моделей скромно ютился в трех комнатах на ул. Горького, 26. А в 1980-е годы было специально построено семиэтажное здание на ул. Шота Руставели, 16. «На стройку ушло 1,5 года, потратили 2,5 млн руб., - вспоминает Светлана Сергеевна. - Сооружали его не только строители, но и сами сотрудники Дома моделей. Каждый из 500 человек должен был отработать на стройке 30 часов». Ходит легенда о том, что перед закладкой фундамента Титова бросила в котлован «на счастье» очень дорогие старинные грузинские бусы - свой подарок от Сергея Параджанова.

Предложение Пьера Кардена

Одним из гостей, посетившим новое здание Дома моделей, был Пьер Карден. Он по-доброму позавидовал целым 7 тыс. кв. м, отведенным под моду. И высоко оценил коллекции моды украинцев - даже предлагал провести совместные показы в Европе. Но до этого дело так и не дошло. А на память об Украине он попросил подарить две бутылки розового артемовского шампанского, которым его угощали, и в качестве экзотики - два граненых стакана, случайно попавшихся на глаза.

Дружеские отношения сложились у Светланы Сергеевны и с московским модельером Вячеславом Зайцевым. «Слава - очень талантливый, все время в поиске, - говорит она. - Где-то в конце 1970-х годов он решил устроить в Москве на Красной площади «Красный выход». Манекенщицы в красных костюмах и пальто прошлись по главной площади. Но наверху его творчества не оценили и начали притеснять. Казалось, места ему в Москве больше нет и не будет. Тогда я пригласила его к нам на работу. И он даже согласился переехать в Киев. Но москвичи одумались - и Зайцев ничего кардинально менять не стал. Но хорошие отношения у нас сохранились. Слава до сих пор иногда передает мне свои журналы, изредка и перезваниваемся».

Светлана Титова давно на заслуженном отдыхе. Сейчас она трижды в неделю ездит на занятия физкультурой в Гидропарк и активно участвует в работе совета ветеранов своего района.

Справка

Из трех десятков манекенщиц, которые работали в штате Дома моделей в советское время, лишь несколько девушек соответствовали нынешнему «модному» стандарту - 90-60-90. Ведь моду на подиуме старались максимально приблизить к жизни, где не все очень молоды и стройны. Поэтому для показов выбирали симпатичных женщин от 44-го до одежды 56-го размера и самого разного возраста. Например, одежду 56-го размера демонстрировала миловидная дама пенсионного возраста.

Вкусы прошлого века

1960-е

Время хиппи, технического прогресса, первого полета в космос и заметного послевоенного улучшения жизни. В моде мини-юбка, чудо химической промышленности - нейлоновые рубашки, серебристый «космический» стиль, куртки из искусственной кожи на молнии. У мужчин - узкие галстуки, белые носки, узконосая обувь. У женщин - туфли-лодочки, облегающие костюмы и брючные комплекты. Впервые появляются наряды унисекс - брюки, обувь на низком каблуке, комбинезоны. Прически очень аккуратные.

 

1970-е

Кутюрье это время назвали десятилетием дурного вкуса. Главная примета - отказ от классических тенденций и отсутствие правил. В моде батники - приталенные рубашки на планке, джинсы и расклешенные брюки. Платья немного удлинились, а юбки стали еще короче - микро-мини. Идеал женской красоты - изящная высокая плоскогрудая блондинка с большими глазами за очками-стрекозами, с косой, челкой и бровями-ниточками. Молодые люди отдают предпочтение кожаным курткам и брюкам с нашивками и металлическими украшениями.

1980-е

Одежда становится слишком обтягивающей, чересчур откровенной и чрезмерно яркой. Время роковых, агрессивных и сильных женщин. На первом плане стили спортивный, «миллитари» и «сафари». Популярными становятся футболки, кроссовки, мини-юбки и черные кожаные куртки, покрои «кимоно», реглан, «летучая мышь». В моде жилетки, брюки-бананы и джинсы-варенки. Гардероб дополняют свитера с люрексом, куртки-«ветровки» и «пуховики». Самые модные стрижки - «каскад» и спиральная химическая завивка. Волосы окрашивают краской цвета баклажана или мелируют «перышками».

1990-е

Главный девиз - удобство. Основа гардероба - недорогая одежда. Распространенная униформа - унисекс: джинсы, футболка, свободные брюки, свитер и туфли на низком каблуке или кроссовки. Натуральные меха постепенно вытесняются искусственными. Развитие технологий развивают кибермоду с использованием суперсовременных материалов. По большому счету, женские и мужские модели отличаются лишь размерами. Дамы отдают предпочтение длинным волосам с химической завивкой.

 

Смотрите также:

aif.ua
Loading...