Алина ВЕТРОВА 1345

О ЧУКах и МУКах: Что сулит украинцам ликвидация ЖЭКов

С 1 июля 2016 г. Украина станет другой. Ведь в этот день истекает годичный срок с момента вступления в силу закона «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме» от 14.05.2015 г. № 417-VIII

Остряки окрестили этот документ «Смерть ЖЭКам». За этот год жильцы многоквартирных домов должны определиться, как они буду жить дальше без жилищно-эксплуатационных контор.  

На честном слове

Вариантов всего три. Первый - создание ОСМД (объединения совладельцев многоквратирных домов) с целью управления домом самостоятельно, подписывая договоры с поставщиками услуг. Второй – избрание уполномоченного, который будет подписывать от имени всех жильцов договоры на обслуживание с одной из управляющих компаний. Среди этих «новообразований» есть как частные управляющие компании – ЧУКи, так и муниципальные, по сути, призраки ЖЭКов, - МУКи. Эти аббревиатуры пока что в обиходе горожан не прижилась, но что-то отражающее реальность в них есть…

«Муниципальные компании не должны стоять в стороне, а должны тоже идти на конкурс и бороться за рынок жилищно-коммунальных услуг, - считает Петр Пантелеев, зампредседателя КГГА. - Мы реорганизовали наши ЖЭКи, подготовили к конкурентной борьбе, сократили управленческий персонал и админрасходы на его содержание втрое. В дальнейшем они должны сами бороться за потребителя. Руководители ЖЭКов должны понять: сегодня от того, как они организуют свою работу, зависит их будущее. Выживут, окрепнут, адаптируются к рынку или вымрут».

Кстати, ОСМД тоже может работать с поставщиками услуг не напрямую, а с помощью управляющей компании.

И последний вариант, который, учитывая отсутствие разъяснительной работы и, как следствие, инертность населения в вопросе ликвидации ЖЭКов, может стать самым популярным. Это когда никто из жильцов ничего не делает, а управляющую компанию выберет для их дома местная власть. В законе сказано, что это происходит на конкурсной основе. Однако вряд ли стоит сомневаться, что в большинстве случаев побеждать в таких конкурсах будут именно МУКи – муниципальные управляющие компании. Хотя это, возможно, еще и не худший вариант. Ведь в ходе подготовки к революции ЖКХ, намеченной на 1 июля, вскрываются нелицеприятные факты о некоторых уже существующих частных управляющих компаниях. К примеру, в столице, со слов самих же городских чиновников, есть такие, которые уже накопили миллионные долги. Именно они в первую очередь постараются найти путь к сердцам, точнее, к кошелькам жильцов многоэтажек. И где гарантия, что деньги, полученные ими в виде квартплаты, не пойдут на решение их же финансовых проблем?

«Есть опасение того, что на наш рынок жилищных услуг может придти недобросовестный управляющий, - говорит Вера Радченко, начальник управления развития и реформирования жилищно-коммунальной инфраструктуры КГГА. – Мы пытаемся урегулировать ситуацию, уберечь киевлян от неприятностей, объясняем им все так, как понимаем сами. Но это - только наша самодеятельность. Ведь до сих пор на государственном уровне не определены квалификационные требования к управляющим компаниям, не разработаны типовые договоры, не определена ответственность».

Чиновники утверждают, что в законодательстве не хватает механизмов контроля за деятельностью частных управляющих компаний ни со стороны местной власти, ни со стороны самих жильцов – по тарифообразованию, расходам средств, планированию работы. А ведь финансовые потоки в этой сфере идут немалые: за год украинцы платят за услуги ЖКХ около 60 млрд грн! Деньги, за которые захотят побороться многие.

Не верит в эффективность предстоящей «революции» и Александр Сергиенко, директор аналитического центра «Институт города»:

«Если на законодательном уровне не предоставить людям инструмент контроля за их деньгами, то ничего нового и эффективного эта реорганизация не даст, - уверен он. -  ЖЭКи просто изменят название - и все. Кстати, не все так просто и с ОСМД. Есть вопросы и по контролю за деятельностью их председателей. Мы вроде бы хотим создать новые рыночные структуры, но на деле выходит, что из-за того, что соответствующее законодательство сыровато, все если и будет как-то держаться и функционировать, то только на честном слове – как управляющей комапнии, так и председателя ОСМД».

Не по плану

Наверное, многие украинцы только сейчас спохватятся и впопыхах захотят создать ОСМД. Но на это нужно около трех месяцев, а этого времени до 1 июля уже нет. Что делать? Даниил Наливайко, адвокат правовой группы «Доминион», обьясняет, что в этом случае местная власть заключит договор с управляющей компанией на обслуживание этого дома на год. До истечения времени действия подписанного договора жильцы, сособственники, будут ограничены в возможности выбора формы управления своим домом. Разорвать отношения они смогут через год, заблаговременно, за месяц до окончания действия договора, поставив в известность об этом обслуживающую управляющую компанию, иначе договор может считаться продленным автоматически. Впрочем, разрыв отношений возможен еще и через суд или по согласованию обеих сторон. Тогда-то и можно приступать к созданию ОСМД.

Кстати, предстоящее реформирование системы ЖКХ эксперты считают очередным воплощением давнишеней заветной мечты властей – окончательно и бесповоротно избавиться от устревшего жилого фонда. Такой хитрой лазейкой в свое время была попытка подтолкнуть народ к массовому созданию ОСМД. За образец, по словам А. Сергиенко, взяли известную модель развитых стран - кондоминиум, используемый во многоэтажках и коттеджных городках. Только у нас их назвали ОСМД. И, согласно госпрограмме реформирования ЖКХ, принятой в Верховной Раде в 2009 г. в виде закона, до 1 января 2015 г. планировали создание ОСМД в 70% жилищного фонда, а ЖЭКи заменить управляющими компаниями в 80% домов. Но в итоге вместо обещанных 45,5 тыс. ОСМД созданы только 16,5 тыс., что составляет 25% жилищного фонда, а управляющие компании хоть и созданы, но никаких официальных данных о них и об их деятельности нет. Как ни странно, но среди отстающих в этом плане – столица: в мегаполисе с 12,5 тыс. многоквартирных домов ОСМД созданы только в 385-ти. Даже если добавить к ним 911 домов ЖСК (жилищно-строительные кооперативы), то выходит, что самоуправлением охвачены только 10% домов. Эксперты считают, что для создания ОСМД в Украине есть три преграды: ментальность большинства людей, даром получивших в свое время жилье, несовершенство механизма коллективного управления, а также отсутствие эффективного контроля над деятельностью правления ОСМД и, как следствие, - возникающие время от времени скандалы между жильцами и проворовавшимся председателем или бухгалтером ОСМД.

Вопросы без ответов

Уход от ЖЭКов чреват еще и тем, что в большинстве домов советской постройки давно не было капитального ремонта, совершенно «убиты» инженерные сети. Когда-то, в советское время, квартплату жильцов можно было при желании «расщепить» на составляющие ее части, и посчитать, сколько денег человек платит на косметический ремонт, сколько на капитальный, как часто их проводят. Но это - в прошлом. Сейчас даже сами коммунальщики толком не знают, из чего составляется квартплата. Говорят, этих денег едва хватает на то, чтобы перекрыть затраты, необходимые на функционирование дома. Выходит, что многие наши многоэтажки 1 июля могут из коммунальной собственности отправиться в свободное плавание, так и не добившись на прощание от городской власти капитального ремонта. Теперь он станет головной болью самих жильцов – ремонтировать дома им придется самим.

А что будет с тарифами? Сколько будут стоить чисто управленческие услуги управляющих компаний? Пока эти вопросы риторические. Ответить на них собираются разработчики новой редакции закона «О жилищно-коммунальных услугах», который, очевидно, тоже будут принимать в спешке, чтобы успеть до 1 июля. Есть надежда, что в законе, наконец, пропишут:

- за что именно жильцы должны платить (даже не так важно – кому, управляющей компании, коммунальщикам или ЖЭКу);

- как рассчитывается размер этой платы;

- кто и как ответит за невыполнение взятых на себя обязанностей по выполнению услуг: обеспечению домов теплом, горячей водой, газом, своевременным вывозом мусора, чисто выметенным двором?

Скептики поговаривают, что очередная реформа ЖКХ или, как некоторые называют ее – революция – из-за непродуманности превратится в очередной мыльный пузырь. Ведь до 1 июля осталось всего 2,5 месяца. Чем ближе к этой дате, тем больше становится очевидным, что к революционным изменениям в сфере ЖКХ мы в очередной раз не готовы.

Так, может, не стоит торопиться? Тем более, что в Раде уже подготовили законопроект, согласно которому существование ЖЭКов будет продлено на один год. Последний, но продуктивный, хочется надеяться.

aif.ua
Loading...