aif.ru counter
57

Законодатель создает механизмы борьбы с рейдерством – юристы

Проблема, которую призваны решить изменения в законодательстве берет свои истоки еще с 2011 года

Киев, 4 декабря - АиФ-Украина.

27 ноября с.г. Верховный Совет Украины передал на подпись Президенту принятый ранее законопроект «О внесении изменений в закон «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей» (относительно невозможности внесения изменений в Единый государственный реестр по поддельным документам)». Юристы ЮК Prove Group проанализировали важность упомянутого законодательного акта.

Проблема, которую призваны решить изменения в законодательстве берет свои истоки еще с 2011 года, когда была введена «революционная» норма о доказательной силе ксерокопий правоустанавливающих документов в вопросах корпоративных правоотношений.

За прошедшие четыре с половиной года суды неоднократно вынуждены были иметь дело с последствиями предоставления госрегистраторам простых ксерокопий в подтверждение совершения сделок с корпоративными правами.

«Фактически, законодатель сейчас исправил ошибку, позволявшую подавать на госрегистрацию поддельные документы или документы, никогда не существовавшие в оригинале – что создавало огромное количество возможностей для злоупотреблений. В нашей практике на сегодня находятся на рассмотрении судебные дела относительно трех разных крупных бизнесов, «украденных» именно благодаря этой норме. Всего же, только из личной практики, можно навскидку назвать больше десятка подобных случаев», - комментирует старший юрист ЮК Prove Group Ярослав Абрамов.

Тем не менее, спешить с благодарностями парламенту пока не стоит по трем причинам.

Во-первых, в Законе о госрегистрации возможность использовать  «ксерокопии» в отдельных случаях осталась. Например, ч.4 ст.29 позволяет по ксерокопии «документа, являющегося основанием для выдачи свидетельства о смерти» отобрать у якобы умершего участника его корпоративные права. Ч.1 ст.32 позволяет не предоставлять оригинал распределительного баланса, что может привести к умышленному не корректному распределению активов и обязательств при реорганизации юридических лиц.

Также, абз.2 ч.5 ст.34 позволяет представителю, при инициировании прекращения юрлица, подтверждать свои полномочия ксерокопией доверенности, что может повлечь подачу документов неуполномоченным лицом.

Во-вторых, внесенная в ч.4 ст.19 норма о хранении документов в материалах регистрационного дела не имеет ничего общего с практикой, в которой документы регистратор и так обязан хранить в материалах, однако это все равно не исключает случаев их утери регистратором полностью или частично, например, при пересылке из одной регистрационной службы в другую, в связи с изменением местонахождения юридического лица. 

Наконец, в-третьих, закон не дает ответа на вопрос, что делать с судебными делами, которые находятся в производстве, и решения по которым не вынесены. Законодателю следовало бы предусмотреть дополнительные механизмы защиты уже нарушенных прав хотя бы в пределах исковой давности, включая предоставление регистраторам оригиналов документов, которые ранее подавались в копиях. 

«Недостаточная правовая защита права собственности так и остается одной из основных причин, которые делают Украину не привлекательной для инвесторов. Попытки законодателя похвальны, но принятый закон, увы, не сможет сам по себе стать надежным инструментом в борьбе с рейдерскими атаками на бизнес», - резюмировал юрист.

Ранее сообщалось, что 16 ноября с.г. проект EDGE представил Государственной фискальной службе Украины и Министерству экономического развития и торговли Украины первые результаты работы над концепцией реформирования законодательства о деятельности представительств иностранных юридических лиц в Украине.

aif.ua
Loading...