aif.ru counter
Анна ГОНЧАРЕНКО 721

Жизнь в камне: 16 лет назад балетмейстер Игорь Арончик «оживил» статую Рембрандта

Все материалы сюжета Судьба человека

Каменная статуя, воссозданная со знаменитого живописца, с закрытыми глазами, казалось бы, неподвижно стоит на

Но стоит на некоторое время задержаться, как мы видим очень медленное движение. Крымчанин Игорь Арончик стал знаменитым благодаря этому уникальному жанру хореографической пантомимы.

Под ударом судьбы

В Европе увлечение искусством, которое демонстрируют «люди-памятники», не проходит уже много лет. Отголоски этой моды затронули и Украину. Но мало кто знает, что у истоков этого уличного искусства стоял наш соотечественник. Игорь Арончик родился в Евпатории и скоро отметит 63-летие. За годы советской молодости он успел освоить массу профессий: слесарь, товаровед, инженер. Но сначала параллельным, а потом и главным делом стала хореография. «Для меня учителями были балетмейстеры и танцовщики, с которыми я работал, и те, которых я просто видел. Учиться можно у каждого, главное, уметь наблюдать. Например, некоторые движения увидел у Махмуда Эсамбаева, а кое-что для номера и вовсе взял из техники ушу».

Балетмейстером Арончик стал в основном благодаря просмотрам и участиям в постановках различных ансамблей. Затем и сам делал постановки: на фабриках и заводах, в профсоюзных организациях - от Симферополя до Мурманска. Особенно тепло вспоминает 70-е годы, когда в Крыму создавал первые в СССР балетные классы в детском саду и средней школе. «Я рос без отца, и мне хотелось не только учить детей танцам, но и создать домашнюю атмосферу», - говорит он. После развала СССР были годы работы в Израиле, Канаде.

В 1996 году Игорь решил сменить материк и поехал в гости к брату в Кельн. В Амстердам, который находится неподалеку, его завел туристический интерес. Но тут его оставили без бумажника. Обращался за помощью в полицию, в синагогу - получил отказ, и после нескольких дней жизни на улице Игорь понял, что поддержки ждать неоткуда. Взгляд упал на «бронзовую скульптуру», на которую уже глазела группа туристов. Перед ними был мим из Финляндии, один из немногих, кто тогда зарабатывал подобным образом, - уличная пантомима была диковинкой.

Повторить подвиг человека-памятника после долгих лет в хореографии Игорю не составило труда. Первый образ получился «из того, что было»: черное пальто и алый шарф, которые на нем были, стали основой, белый грим и перчатки одолжил новый коллега-финн. Как правило, человек-памятник стоит неподвижно, пока ему не бросят монетку, а потом просто меняет положение. Игорь замер, а когда полетела первая монета от зрителей, лицо ожило, он сделал сложный поклон и с широчайшей улыбкой показал большие пальцы, крикнув: «Сенкью!». Коллеги по цеху, да и туристы привыкли к более статичному варианту пантомимы, поэтому «живая скульптура» имела успех. О новой звезде стрит-арта писали газеты. Французы окрестили Игоря «Марселем Марсо», англичане - «Чаплиным», а местные так и прозвали - «Сенкью».

Воплощение Рембрандта

Но после нескольких месяцев работы воспроизводить свой первый образ стало скучно. И родилась новая идея. Увидев на фасаде центрального музея статую живописца Рембрандта, Арончик понял, что попал в цель, - совпали и внешние параметры, и настроение. На тот момент воссоздавать каменную скульптуру уличные мимы не брались, так что, Игорь стал первопроходцем. Он сам подобрал сложный грим, смешивая белую и темную основы, долго искал мастера по пошиву костюма.

«Первый костюм был просто выкрашен «под камень», а ткань для других, для сохранения цвета, уже проклеивали. Добавились к образу и ботфорты. На оригинальной статуе туфли, но работать-то мне приходится в любую погоду, вот и появился более теплый вариант», - рассказывает о реквизите Игорь. Дорабатывал он и сам номер, превращая неподвижную скульптуру в оригинальный хореографический номер. Работая с закрытыми глазами, он находится в напряжении 2,5-3 часа. «Замечтаться и уйти в себя нельзя. Так заснешь и с постамента упадешь», - говорит он. Усилие и необычный подход в Европе оценили, и старт в Амстердаме превратился в длительные гастроли.

«Первый Евросовет в Амстердаме, 750-летие кельнско-го Домского собора, торжественная церемония переезда бундес-президента Германии из Бонна в Берлин, День Норвегии, День королевской семьи в Брюсселе, - перечисляет Игорь Арончик мероприятия, на которые его приглашали уже официальные организации. - Супруга бундес-президента во время моего выступления даже не думала, что перед ней - живой человек. По моему замыслу, я не должен был шевелиться, а когда она подошла к «скульптуре», то я подавал ей подарок от голландцев - книгу с репродукциями Рембрандта. Она так испугалась, что трижды отказывалась ее брать». Игорь-Рембрандт - желанный гость на конференциях и симпозиумах, он выступал на европейском телевидении, снимался в эпизодах художественных фильмов.

Искусство как терапия

Во время поездок Арончик побывал на знаменитой улице Рамбле в Барселоне, которую многие считают родиной уличной пантомимы. «Это неправда, - отмахивается Игорь. - Первые мимы работали во французских шапито. Да и сейчас на Рамбле искусства нет - сплошная мишура. Главное там - костюм, а не постановка». Именно из-за тяги к показному, по его мнению, не слишком удачны и попытки создать театры живых статуй в Украине. Игорь знает об этом не понаслышке: со знаменитым мимом-соотечественником тут советовались, пытались привлечь к созданию номеров. Пробовали сотрудничать с ним и европейские мимы, воодушевленные успехом Рембрандта. «Я-то свой день начинаю с зарядки, у меня отличная физподготовка. А ребята как отстоят на улице, так им бы покурить да выпить, и сил на учебу уже не остается», - говорит он. По этой причине из его многочисленных знакомых, артистов улицы, популярности не добился никто.

Но сам жанр преуспевает и собирает толпы зрителей на улицах. Отмечая специфику и мимолетность, Игорь Арончик старается, как может, его популяризировать. О своей жизни он написал книгу, которая хорошо разошлась в России, и сейчас он привез ее вместе со своим номером и в Украину. Пока что Рембрандт «прячется» в столичном торговом центре, но вскоре Игорь покажет пластику скульптуры и на открытом пространстве - на Выставке цветов в Киеве. «Я не отказываюсь, когда со мной фотографируются дети и взрослые - фотографии живут долго, и искусство с ними уйдет «в люди». С удовольствием приехал на родину. Вот только не все сразу понимают суть номера. Бросают деньги и возмущаются, что я не начинаю быстро двигаться», - говорит он о реакции соотечественников. Зато в Кисловодске его работе дали неожиданную оценку: «Ко мне подходили врачи из местных здравниц и говорили, что мой Рембрандт для людей - настоящая релаксотерапия». После того как свое искусство Игорь Арончик покажет в Украине, он собирается вновь объехать Европу. Все города, которые полюбил сам и где полюбили его. Туда, где он «возродил» Рембрандта.

Смотрите также:

aif.ua
Loading...