aif.ru counter
63

Чем бы дитя ни тешилось. Как выбрать кружок или секцию для ребенка

До начала учебного года остались считанные дни. Чтобы гармонично развиваться, наши дети будут ходить не только в школу, но и параллельно посещать какой-нибудь кружок или секцию. Как правильно подойти к выбору внеклассных увлечений для ребенка, чтобы они соответствовали его способностям, а, возможно, определили его будущее – девочка после кружка по вышиванию станет дизайнером, мальчик из секции бокса – чемпионом мира по боксу, а участник школьного кружка по хоровому пению - известным певцом.

Помочь, а не заставить

На вопрос родителей, стоит ли записать в секцию или кружок первоклассника, психологи отвечают, что да, поскольку возраст 6-7 лет – самый подходящий для этого, это оптимальное время, когда ребенок готов учиться, слушать взрослого и повторять все за ним. Но с каким-то одним, наиболее подходящим увлечением, в этом возрасте ребенку определиться пока трудно. Ему пока нравится многое, интересы только-только зарождаются, поэтому, по словам детского психолога Анны Никитиной, вопрос к самому ребенку, что ему больше всего нравится, дела не решит. Ведь более явно начинают проявляться склонности к чему-то одному чуть-чуть позже, в подростковом возрасте. И сначала лучше всего пытаться развивать ребенка разносторонне. Хорошо, если он перепробует многое: танцы, лепку, какой-то вид спорта, рисование, пошив мягких игрушек, игру на каком-то музыкальном инструменте. Ведь для того, чтобы понимать, что что-то конкретное нравится, надо понимать и знать, что это такое.

«Иногда бывает, что дети вообще ничем заниматься не хотят, отказываются ходить на все предложенные кружки, секции или студии, - продолжает Анна. – Родители обычно в таких случаях сильно расстраиваются, полагая, что у их чада нет ни к чему способностей. Но на самом деле проблема не в этом. Во-первых, он может отказываться туда идти только потому, что не может себе представить, что там придется делать. А, во-вторых, у него могут быть трудности в общении с другими детьми, поэтому он сознательно может избегать дополнительных занятий, где будет много других сверстников. Ведь не все дети одинаково социально активны».

Главное, считает психолог, ни в коем случае нельзя заставлять ребенка идти на кружок. Можно попробовать это сделать мягко и постепенно. Например, договориться с руководителем, что вы придете со своим сыном или дочкой ненадолго, минут на 15, немного посмотрите, что и как делают другие дети. В следующий раз можно побыть дольше, а потом может быть вашему ребенку захочется самому попробовать слепить или нарисовать так, как другие. Важно, чтобы это происходило добровольно. Иначе может остаться травма на всю жизнь.

Эффект Карузо

Распространена и другая ситуация, когда дите с огоньком начинает ходить на секцию, но потом азарт пропадает. В этом случае, по совету психолога, нужно поговорить с ним «по душам», и выяснить, в чем причина: не нравится руководитель, притесняют другие дети или разонравилось то, чем занимаются в этой секции. Если причина охлаждения достаточно серьезная, то можно перейти в другую секцию. А может быть стоит всего лишь успокоить ребенка, что у него все получится, подсказать, как лучше наладить отношения с руководителем или со сверстниками.

Третья проблема, с которой часто сталкиваются родители и дети, - это когда ребенок постарше, подросток, очень хочет посещать какой-то кружок, но руководитель этого кружка не видит в нем потенциала и советует «найти» себя в чем-то другом. Анна Никитина советует в этом случае поговорить с ребенком и выяснить, насколько велико его желание, к примеру, танцевать. Если для ребенка это очень важно, то все-таки лучше пренебречь пожелания руководителя кружка и постараться записать его в танцевальный кружок, к другому хореографу. Ведь даже если ребенок, у которого нет идеальной пластики, не достигнет каких-то высот, но он будет счастлив. А это очень важно. И это ощущение счастья останется с ним на всю жизнь.

Не стоит забывать и о том, что вердикт о тех или иных способностях ребенка, который вынесли ему в кружке, может оказаться ошибочным, а способности могут развиться со временем. Вспомните историю знаменитого итальянского певца Энрико Карузо: в детстве учитель пения сказал, что у него нет голоса, поэтому ему нет смысла заниматься пением. И только благодаря матери Энрико продолжил занятия – с другим педагогом. Для ребенка очень важна поддержка родителей. С ней иногда достигают в жизни невозможного.

Алла Рыбалко

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/aif_ukraine