aif.ru counter
Светлана ГОЛЛАНДС 371

Почему воюют украинские церкви

Все материалы сюжета Церковь, религия

Зачем УПЦ КП автокефалия и сможет ли ее добиться

Киев, 22 января - АиФ Украина. На минувшей неделе в Украине вновь заговорили о церковном конфликте, который тлеет между двумя ветвями православной церкви – представителями Московского и Киевского патриархатов (УПЦ МП и УПЦ КП). Поводом стало обращение главы УПЦ КП Филарета (Денисенко) к главам поместных церквей с просьбой рассмотреть вопрос автокефалии его церкви на предстоящем Вселенском соборе.

«АиФ.ua» попытался разобраться, что означает этот шаг со стороны непризнанной УПЦ КП и каковы перспективы взаимоотношения двух православных церквей в Украине.

Сам себе патриарх

Для начала вспомним историю вопроса. УПЦ КП провозгласила сама себя двадцать с лишним лет назад – в 1992 году, после того, как в рядах представителей Московского патриархата в Украине произошел раскол и часть духовенства во главе с митрополитом Филаретом (Денисенко) слилась с Украинской автокефальной православной церковью.

Раскол имел свою предысторию. В начале 90-х, когда в Украине, равно как и в других республиках бывшего СССР, начался бурный подъем национального и националистического движений, церквям не удалось остаться в стороне от политики. Болезненное стремление национально сосредоточенных политиков к суверенитету спроецировалось и на православную церковь, которую тоже попытались сделать предельно независимой от «старшего брата». И это несмотря на то, что отъединение региональных «филиалов» от церкви-матери расценивается – ни больше, ни меньше – как раскол и по церковным законам сурово карается.

В 1991 году, после провозглашения независимости, Украинская православная церковь на Поместном соборе УПЦ потребовала от Московского патриархата полной автокефалии. Москва отказала. Чуть позже в Харькове был собран Архиерейский собор, участники которого объявили недоверие тогдашнему главе УПЦ Филарету (Денисенко). Филарета сместили с Киевской кафедры и должности Первоиерарха УПЦ, а на его место избрали митрополита Владимира (Сабодана).

Несколькими годами позже Архиерейский собор РПЦ предал Денисенко анафеме и отлучил от церкви за раскольническую деятельность. Возглавляемая им УПЦ КП и поныне остается непризнанной поместными церквями, Московским патриархатом и Вселенским патриархом.

В то же время у этой церкви по традиции сложились отношения со светскими властями. Ее поддерживал первый президент Леонид Кравчук, а в годы правления Виктора Ющенко УПЦ КП пользовалась особой благосклонностью властей: глава государства надеялся создать в Украине единую поместную церковь, ядром которой стала бы УПЦ КП.

Перерыв в 1000 лет

Сегодня, по разным соцопросам, УПЦ КП имеет около 12-15 млн прихожан. При этом конфликт между нею и Московским патриархатом по-прежнему не исчерпан. Киевский патриархат даже не допускает мысли о возвращении в материнскую церковь. Один из ярких примеров непримиримой позиции – упомянутое письмо патриарха Филарета. Патриарх требует признания автокефалии УПЦ КП, а также еще трех других православных церквей в разных странах, чей статус юридически не подтвержден. Кроме того, настаивает на обязательном участии во Всеправославном соборе представителей этих церквей.

«Мы твердо убеждены, что решение вопроса об автокефалии, о способе ее провозглашения и признании невозможно без участия и учета позиции церквей, которые сейчас претендуют на признание собственной автокефалии, противоречит соборным традициям православной церкви, самому Священному Писанию, которое призывает выслушать стороны, прежде чем выносить суждение», - сказано в обращении.

Впрочем, наблюдатели дают очень мало шансов тому, что это воззвание принесет ожидаемый результат и автокефалия самопровозглашенной УПЦ КП будет узаконена. Хотя бы потому, что Вселенский собор в принципе едва ли будет созван в ближайшее время. Последний перед этим, седьмой, созывался ни много ни мало... больше 1000 лет назад.

К слову, большинство церквей в мире за истекший период признавались без решения Собора. Однако для этого необходимо, как минимум, внимание со стороны Вселенского патриарха. А он явно не спешит к контакту с УПЦ КП. Это было особенно показательно во время его визита в Украину в 2008 году. Варфоломей Первый так и не встретился с патриархом Филаретом, переговариваясь с ним через переводчиков из разных комнат. По оценке наблюдателей, Константинополь едва ли возьмется урегулировать конфликты внутри церквей в одном государстве. Объединить или примирить национальные церкви могут только сами духовные лидеры.

По лезвию конфликта

«Константинопольский патриарх не раз говорил, что украинская церковь имеет право на поместный статус, – рассказал «АиФ.ua» архиепископ о. Евстратий (Зоря), УПЦ КП. – У нас со Вселенским патриархом регулярные, но неофициальные контакты. В то же время Константинопольский патриархат не желает развивать борьбу, прекрасно понимая, что, как только он признает УПЦ КП, придется столкнуться с жестким протестом Московского патриархата».

Зачем же тогда появилось обращение главы УПЦ КП? Особенно если учесть постоянные заявления со стороны руководства и идеологов этой церкви о том, что юридический статус автокефалии, по большому счету, никакой роли не играет и жить не мешает – де-факто церковь состоялась еще в 1992 году и сегодня, несмотря на отсутствие статуса, имеет достаточное влияние как в Украине, так и за рубежом. Стоит ли лишний раз поднимать шум?

Опрошенные нами эксперты-религиеведы убеждены: если ставить целью привлечение к себе внимания, то стоит. Таким образом непризнанная церковь напоминает о себе, борется с неким комплексом неполноценности и получает пусть призрачный, но шанс рано или поздно стать официально автокефальной.

С другой стороны, это перспектива далекого будущего, причем крайне зыбкая. А вот сегодня УПЦ КП своей бескомпромиссностью только продолжает разжигать конфликт между православными церквями. Представители Московского патриархата видят один выход из ситуации: возвращение отколовшейся части в лоно матери-церкви.

«Те, кто ушел в раскол, должны из него вернуться, – заявил «АиФ.ua» протоиерей о. Георгий (Коваленко), УПЦ МП. – Может быть, этим письмом они напоминают себе, что рано или поздно надо покаяться. Чем дольше они будут вне церкви, тем меньше шансов, что они в конце концов не станут какой-то иной конфессией. Хотелось бы, чтобы они не только письма писали, но и делали реальные шаги, которые бы свидетельствовали о перемене их ума (так с греческого как раз и переводится слово «покаяние»). Кажется, что это невозможно? Но что невозможно человеку – возможно Богу».

* * *

И неспециалисту понятно, что за церковным конфликтом в Украине больше политических причин, чем религиозных. Однако пока сами церковники не решат этот конфликт, страдают, как водится, обычные люди. Чтобы понять, следует ли православному верующему заходить в церковь в Украине, мало увидеть на ее маковке православный крест. Люди вынуждены вчитываться в таблички при входе, чтобы выяснить: «своя» ли это православная церковь или не «своя». А миряне, прошедшие те или иные таинства в одном храме, придя в другой, вынуждены проходить их вновь, поскольку священники отказываются признавать эти таинства, совершенные «вражеским» патриархатом. Что может еще больше отдалить человека от святости и от Бога, чем такое противостояние?

СПРАВКА

УПЦ КП насчитывает в Украине около 15 млн прихожан. УПЦ МП – около 12,5 млн.

Наиболее известные храмовые комплексы:

УПЦ КП: Владимирский собор (Киев), Андреевская церковь (Киев), Выдубичский мужской монастырь (Киев), Михайловский Златоверхий мужской монастырь (Киев).

УПЦ МП: Киево-Печерская (Киев), Святогорская (Донецкая обл.) и Почаевская (Тернопольская обл.) лавры, а также Свято-Покровский мужской монастырь (Голосеевская пустынь, Киев), Софиевский собор (Киев).

КСТАТИ

На протяжении истории было немало примеров, когда церкви, добивающиеся своей независимости, долгие годы не признавались официально. Болгарскую церковь не признавали 75 лет, греческую – 33 года. Дольше всех боролась за право стать самостоятельной Русская православная церковь – ее не признавали 141 год.

Смотрите также:

aif.ua
Loading...