aif.ru counter
2732

Почему мелеют украинские реки?

Если во времена Гоголя редкая птица могла долететь до середины Днепра, то сейчас любое пернатое может перелететь нашу когда-то могучую реку.

Ведь даже в столице на Днепре образовалось более 50 мелей, которые могут превратиться в острова. Пересыхают и другие украинские водоемы. Что приводит к тому, что исчезают наши реки и озера?

АНТРОПОГЕННЫЙ ФАКТОР РИСКА

За годы Независимости в Украине исчезли 10 тыс. рек. О них напоминают только пустые овраги, да иногда – скудная болотная растительность. Печальные картины того, как постепенно исчезают водоемы, наблюдают жители многих регионов страны. Нынешним летом высохло озеро в с. Нижняя Озеряна под Харьковом. Местные жители забили тревогу, даже экологов приглашали, чтобы понять причину этого. Но им сказали, что все – из-за жары. А в Днепропетровской обл. катастрофически пересыхает река Большая Белозерка. Мало того, ее берега усыпаны тушками мертвой рыбы. Активисты утверждают, что этот приток Днепра можно еще спасти и пытаются убедить в этом власть имущих. Но услышат ли их чиновники? Ведь сейчас даже Днепр, главная водная артерия страны, заметно обмелел.

реки
реки Фото: АиФ в Украине
реки
реки Фото: АиФ в Украине

 

«Мы это можем увидеть на примере столичной акватории Днепра, где появилось более 50 мелей, которые в скором времени могут стать островами, - говорит глава Ассоциации рыболовов Украины Александр ЧИСТЯКОВ. – Они уже выглядывают из воды между мостами Метро и Патона. Днепр давно потерял собственное течение, ведь реку перегородили плотинами ради получения электроэнергии. Поэтому вода, течение которой сильно замедлилось, уже не в состоянии смыть все стоки и сливы, которые сбрасывают бесконтрольно.  Поэтому вода в каскаде Днепровских водохранилищ напоминает коктейль из элементов таблицы Менделеева. Есть еще одна проблема – хаотичная застройка берегов, которая уничтожает природные нерестилища, пойменные луга, протоки. Да плюс земснаряды, в погоне за сиюминутной выгодой разрывающие на части реку, меняющие ландшафт дна и конфигурацию береговой линии. В комплексе все это привело к тому, что экологическое состояние реки сейчас - под серьезной угрозой».

реки
реки Фото: АиФ в Украине

Главная река Украины неразрывно связана и с сотнями малых рек, впадающих в нее. Они как вены должны своими водами давать жизнь Днепру. Поэтому не имеет смысла «лечить» Днепр, забыв о малых реках, с которыми он взаимосвязан. А с ними сейчас - тоже беда. В них сбрасывают различные стоки и сливы, к ним вплотную подошли поля, и после дождей вся химия с них смывается в водоемы. Среди самых опасных результатов человеческой деятельности, которые гробят реки, засоряя их и лишая естественного течения, - перегораживание дамбами, превращение их в песчаные карьеры, засорение стоками и сливами предприятий, бытовым мусором и ядохимикатами с полей.

«Мало говорят о том, что нашу природу вообще и наши реки губит вырубка деревьев, - считает эколог, эксперт общественной организации «Зеленый фронт» Олег ПЕРЕГОН. - Это очень опасно. Ведь каждое дерево – это природный насос, оно прокачивает воду и уменьшает температуру воздуха на несколько градусов, создавая более комфортный микроклимат. Чем активнее вырубаются зеленые насаждения, тем больше в городах повышается температура воздуха и увеличивается концентрация пыли и всевозможный токсичных веществ. Соответственно – больше включается кондиционеров и другого электрооборудования, что значительно повышает вредные выбросы и загрязняет природу. Из-за вырубки деревьев, корни которых не задерживают потоки, стали неуправляемыми горные реки Карпат». 

Человек, возомнивший себя властелином мира, наломал немало дров, гробя природу. Сейчас многие согласились бы отказаться от столь сомнительных достижений. Например, убрать водохранилища вместе с ГЭС, которые дают недостаточно много электроэнергии, что ставит по сомнение целесообразность их существования вообще.

«Конечно, зря люди вторглись в жизнь реки, строя на ней на свое усмотрение, - говорит доцент Учебно-научного института растениеводства, экологии и биотехнологий Национального университета биоресурсов и природопользования Украины Наталья НОВИЦКАЯ. – Но сейчас, на мой взгляд, обратного хода нет. Ведь в течение десятилетий, когда на Днепре уже существуют водохранилища, дамбы, ГЭСы, там сформировалась новая экосистема, характерная для водоема с очень медленным течением, а местами практически со стоячей водой. И если гипотетически представим: все это разобрать и речку вернуть в прежние берега, расчистив дно и вернув ей более быстрое течение, - там снова будет катастрофа, погибнет уже сформировавшаяся в новых условиях экосистема. Мы снова наступим на те же грабли».

Кстати, после того, как Днепр был перегорожен дамбами, в экосистеме исчезли 18 биологических видов. Причин тому множество. Но одна из важнейших – то, что любители проточной воды не смогли обитать в реке с очень медленным течением. Бездумное вмешательство человека в природу может привести к непредсказуемым последствиям.

СПАСЕНИЕ ИЛИ ШАГ К КАТАСТРОФЕ?

Все разговоры о спасении наших водоемов практически ни к чему не приводят, их «умножает на ноль» железный аргумент – отсутствие денег. Поэтому многие экологи как за соломинку ухватились за международный проект, финансируемый ЕС, - «Восстановление магистрального водного пути Е-40 на участке Днепр – Висла», который упрощенно называют Е-40. В него входят три страны: Польша, Беларусь и Украина. Евросоюз выделяет около 2 млрд евро, из которых на расчистку рек Польша получит 1,5 млрд евро, Беларусь – 400 млн и около 35 млн – Украина. Но дело даже не в деньгах.

Проект предусматривает, что этот водный путь станет новым торговым маршрутом между портами Балтийского и Черного морей. Идея не нова. Два века назад была создана водная магистраль, соединяющая порты Гданьска и Херсона по рекам Висла, Западный Буг, Припять и Днепр. Сейчас, по данным Национальной экологической рады Украины, этот водный путь судоходен только на отдельных отрезках. От Бреста до Херсона он кое-как еще функционирует, а вот участок Брест - Варшава настолько запущен, что для судоходства непригоден. Чтобы по нему могли ходить суда большой тоннажности, решено углубить русло и возвести необходимые инженерные сооружения.

Перспективы радуют: восстановление E-40 позволит перевозить до 4 млн тонн грузов ежегодно. Это оживит торговлю между Польшей, Беларусью и Украиной. Транспортировка грузов станет выгодной, поскольку речной транспорт позволяет перевозить большие объемы грузов, чем любой другой. Например, баржа-площадка грузоподъемностью 900 тонн заменяет 18 вагонов или 45 двадцатитонных грузовиков. Предполагается, что E-40 обеспечит значительную экономию времени для перевозчиков в Центральной и Восточной Европе. Сейчас для доставки грузов в этом направлении используют путь Рейн-Майн-Дунай, протяженность которого более 3 тыс. км. А E-40 короче почти на 1 тыс. км. Это значит, что весь путь будет сокращен на 2-4 суток со средней скоростью грузовых речных судов 10–20 км/час.

Все здорово – получим явную экономическую выгоду, а заодно будут почищены реки по ходу этого пути. Но экологи бьют тревогу, поскольку в планах этого проекта значится и река Припять, которую, чтобы приспособить к прохождению тяжелых судов, нужно серьезно изменить. На белорусской стороне предлагается строительство нескольких плотин, пропускных шлюзов, защитных сооружений и выпрямление русла.

«Изменение гидротехнического режима реки и, соответственно, прекращение паводков значительно повлияет на местную флору и фауну, - обеспокоены в Национальной экологической раде Украины. -  Пойма Припяти признана важным местом для сохранения популяции редких животных и растений. Работы по прокладке судоходного пути затронут также местность, где находятся объекты историко-культурного наследия, природно-заповедного фонда, проводятся археологические раскопки».

Интересно, что, согласно белорусскому и украинскому природоохранному законодательству, любые объекты строительства, связанные с изменением или выпрямлением русла, а также с углублением дня реки подлежат предварительной экспертной оценке воздействия на окружающую среду. И эту экспертизу провел Морской институт в польском Гданьске, выигрывавший соответствующий тендер. Согласно результатам, никаких проблем в связи с работами на Припяти не будет. Однако   украинские и белорусские защитники природы утверждают, что этот аудит проведен весьма поверхностно, в нем не учтены некоторые важные факторы риска.

«Во время работ на Припяти будут «потревожены» радиоактивные мулы, хранящие в себе опасные вещества со времен Чернобыльской аварии, - говорит Александр Чистяков. – Они двинутся вниз по Днепру, это может угрожать потерей главной водной артерии страны как источника питьевого водоснабжения для 70 % украинцев. Тогда днепровскую воду нельзя будет использовать и для орошения почвы и полива полей. К сожалению, в мире нет таких очистных сооружений, которые могли бы очистить воду от радиоактивного загрязнения. Все отечественные очистительные станции обеззараживают воду от микробов, но не очищают ее от фосфатов и тем более – от тяжелых металлов. И это может стать для нас катастрофой».

Так что же делать? Отказаться от участия в проекте Е-40 вообще? Экологи предлагают не отказываться, а найти выход из сложившейся ситуации. Как вариант, можно создать переливную дамбу на реке Припять на границе с Беларусью. То есть, поставить полутораметровую стену на дне. Это, хоть и не значительно, но спасет от «взбаламучивания» радиоактивной взвеси. Еще можно воспользоваться опытом времен Чернобыльской катастрофы и создать искусственные улавливатели на дне Киевского водохранилища: вырыть там своеобразные котлованы и борозды, в которых будет собираться загрязненный мул, и надеяться, что его со временем затянут донные отложения. Что в какой-то мере поможет локализовать загрязнение, не дать ему возможность распространиться по всей акватории водохранилища.

Но это -  малоэффективные шаги. Более действенный, однако и самый затратный, - третий вариант. Суть его в том, чтобы вообще не трогать загрязненные участки акватории, обойти их, построив рядом с рекой судоходный канал. Опыт их постройки в мире есть - вся Голландия в таких каналах. Таким образом украинцы смогут участвовать в проекте, не убивая ни Припять, ни Днепр.

Правда, пока участие Украины в Е-40 - на стадии обсуждения. И хорошо, если экономическая выгода от него не затмит всех остальных деталей. И те, от кого зависит окончательное решение, не забудут о будущем нашей страны, будущем наших детей и внуков. 

КСТАТИ

ОСНОВА ЖИЗНИ

ООН признает дефицит воды проблемой №1 в мире. Сегодня 2,6 млрд человек на земле вообще лишены возможности доступа к чистой природной питьевой воде. 39 стран мира получают большую часть необходимой им воды из-за границы. За последние 50 лет было 37 ожесточенных межгосударственных споров с применением силы из-за водных ресурсов. Мировые запасы пресной воды в результате человеческой деятельности - уменьшаются, а ее расходы с каждым годом увеличиваются. Ученые прогнозируют, что к 2025 году 3,2 млрд жителей планеты будут страдать от недостатка воды, дефицит пресной воды к этому времени увеличится до 1,3 - 2,0 трлн куб. м в год. По данным ООН, уже сегодня ее дефицит, включая сельскохозяйственные и промышленные нужды, оценивается в 230 млрд куб. м в год. Поэтому значение пресной воды переоценить невозможно. И нельзя бездумно гробить водоемы, которые более чем 2/3 страны дают питьевую воду.  Для того, чтобы сохранить то, что имеем, Украине давно уже нужно разработать новую водную политику, направленную на сохранение водоемов и качественной пресной воды в них. Иначе, по прогнозам экологов, перспективы у нас мрачные. И, несмотря на то, что у нас есть 73 тыс. рек, 400 тыс. прудов, 1100 водохранилищ, а в целом – 1,3 млн га пресноводных вод, можем остаться без питьевой воды и без водных ресурсов вообще. На Европейской экологической карте Украина обозначена как маловодная страна, поскольку у нас настолько загрязнены источники, что не можем брать из них питьевую воду.

В ТЕМУ

ОПАСНЫЕ ЧУЖАКИ

В последнее время в Днепре ежегодно замечают аномалии, которые связывают с глобальным потеплением. Недавно, как сообщили СМИ, под Киевом нашли популяцию пресноводных медуз, численность которых составляет около 10 особей на один квадратный метр. Чужаки опасны тем, что они могут привести к смене структуры экосистемы, поскольку уменьшают кормовую базу других обитателей водоема, что может привести к гибели рыб и «цветению» воды.

Как показывает горький опыт, чужаки, как правило, пытаются навязать свои правила игры. Пример тому - серебряный карась, который попал к нам еще в советское время, когда наши реки перегораживали плотинами, они теряли свое течение и начинали зарастать водорослями и камышом. Поэтому приняли решение очищать их естественным путем. И с Дальнего Востока завезли растительноядных рыб – толстолобика, белого амура и серебряного карася. В отличие от нашего аборигенного карася, золотого, чужак очень неприхотлив, агрессивен, прожорлив и живуч. Например, если спускают воду в пруду, то он не умирает, а только углубляется на полметра в ил и ждет, когда снова появится вода. Если есть корм, он растет и растет - до 2-2,5 кг. Если корма нет – он может за несколько лет вырасти всего на 5 см. Это значит, что маленькие карасики, которых часто продают на рынках, – не всегда молоденькие, иногда это старая рыба, выросшая в очень неблагоприятных условиях. Серебряный карась часто также оплодотворяет икру другой рыбы, например, плотвы, в результате чего рождаются карасики. И вытесняет из водоемов всех возможных конкурентов. Нашего аборигенного золотого карася он «вытеснил» в Красную книгу Украины.

В последние годы в наших водоемах «прописались» и те чужаки, которые прибыли на днищах судов и в их трюмах. Их – около 20 видов, среди которых большой китайский мохнаторукий краб, рыба-игла, японский рапан, африканская теляпия. «Пришельцы» отлично приспосабливаются к местным условиям и вытесняют наших «родных» судака, леща, плотву, линя, чехонь, жереха.

Алина ВЕТРОВА, Ирина ВАНДА, Александр БУДОВОЙ